Русский актер. С 1920 года
работал во Франции. Снимался в фильмах: «Кин», «Покойный Матиас Паскаль»,
«Пиковая дама», «Отец Сергий», «Костер пылающий», «Лев моголов», «Казанова» и
др.
Иван Ильич Мозжухин родился в
Пензе 26 сентября 1889 года в семье богатого крестьянина-землевладельца Ильи
Ивановича Мозжухина. С юных лет у Ивана проявилось актерское дарование. В
любительском спектакле он с успехом играл роль Хлестакова.
По настоянию родителей
Мозжухин в 1906 году поступил на юридический факультет Московского университета,
однако уже после первого курса заключил контракт с труппой актера и
антрепренера П Заречного. Родители умоляли его вернуться в университет, отец в
отчаянии предрек непокорному сыну позднее раскаяние, но Иван был неумолим.
Страсть к сцене пересилила привязанность к отчему дому и родным.
Актерскому мастерству он
учился на гастролях, где играл в основном на подмостках провинциальных театров.
На эти же годы пришлось его знакомство с сестрой Заречного О. Телегиной (по
сцене Броницкой) и рождение сына Александра.
В начале 1908 года Мозжухин
получил ангажемент в Москве, в труппе Введенского народного дома, хотя в летнее
время он продолжал гастролировать с труппой Заречного. В начале своей
театральной карьеры в столице Мозжухин создавал больше образы сверстников.
Однако молодой актер стремился к сценическому разнообразию, и в его репертуаре
появились характерные роли: неотразимый помещик Бабаев в комедии Островского,
жалкий Базиль в пьесе Вин-никова «Мохноногое». Особым успехом Мозжухин
пользовался в роли графа Кпермона в пьесе Л. Андреева «Король, закон и
свобода», сыгранной в Московском драматическом театре, куда он был приглашен
осенью 1914 года.
В августе 1916 года он еще
выступал на одной сцене с такими знаменитостями как Н. Радин, Е. Полевицкая, М.
Блюменталь-Тамарина, И. Дуван-Торцов. Через год Иван ушел из театра вместе со
своей партнершей, а вскоре и женой, актрисой Натальей Лисенко Он решил связать
свою судьбу с кино, в котором Дебютировал в 1909 году
Кинематограф стал для него не
просто профессией «Это моя кровь, нервы, надежды, провалы, волнения.. миллионы
крошечных кадриков составляют лен-ту моей души», — говорил он позже. Наделенный
от природы гениальной художественной интуицией, которая во многом заменяла ему
школу, актер сразу ощутил принципиальную разницу между игрой в кино и в театре
Он пытался распознать законы киноязыка, его «главные творческие принципы»,
основанные на «внутренней экспрессии, на гипнозе партнера, на паузе, на
волнующих намеках и психологических недомолвках». «Актеру достаточно искренне,
вдохновенно подумать о том, что он мог бы сказать... загореться во время
съемок, — писал Мозжухин, — и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой
одних глаз... откроет с полотна публике свою душу, и она... поймет его без
единого слова, без единой надписи».
Мозжухин начинал свою карьеру
в студии А. Ханжонкова. Расцвет его творчества пришелся на период, когда в
кинематографе, по его словам, господствовали «нервозные, откровенные до
жестокости сложные драмы», а центральным персонажем нередко был герой «с
садистски утонченной чувственностью». Именно в такой роли Мозжухин познал свой
первый экранный успех: герой фильма «Жизнь в смерти» (1914) убивал свою
возлюбленную, чтобы набальзамировать труп и сохранить нетленной ее красоту.
Несмотря на явную патологию образа, Мозжухин играл своего персонажа с подлинным
драматизмом и впервые продемонстрировал на экране удивительную способность
плакать «настоящими слезами».
Он обладал богатым актерским
диапазоном. Культуру сценического перевоплощения Мозжухин принес из театра. Уже
в первых в фильмах режиссера П. Чардынина «На бойком месте» (1911) и «Снохач»
(1912) явственно проступало его стремление и вкус к созданию внешнего рисунка
роли. Настоящей удачей была роль молодого еврея Исаака в ленте «Горе Сарры»
(1913).
В те же годы Мозжухин создал
блестящие по внешней выразительности образы фантастических и сказочных
персонажей в фильмах В. Старевича: Черт в «Ночи перед Рождеством» (1913),
Колдун в «Страшной мести» (1913), Руслан в «Руслане и Людмиле» (1915).
Мастерски работая с гримом, Мозжухин вместе с тем использовал для
перевоплощения не только внешние средства. Для небольшого научно-популярного
фильма «Пьянство и его последствия» он специально изучил медицинскую
литературу, чтобы воспроизвести на экране подлинную картину сумасшествия,
наступающего в результате алкоголизма. Великолепное чувство юмора, врожденное
изящество, легкость, пластичность обеспечивали ему успех и в комедиях.
Особое место в творчестве
Мозжухина занимает русская классика. В 1913 году он снялся у Чардынина в
экранизации пушкинского «Домика в Коломне». Благодаря блистательной игре актера
в двойной роли — Гусара и кухарки Мавру-ши — этот фильм признан одной из лучших
ранних экранизаций Пушкина.
Поддавшись патриотическому порыву
августовских дней 1914-го, Иван Мозжухин становится вольноопределяющимся. Тут
же появляется серия открыток любимца публики в военной форме. Но актера подвело
здоровье, и он возвращается на съемочную площадку.
В 1915 году Мозжухин—
ярчайшая звезда русского кино. Он уходит от Ханжонкова к Ермольеву, который
предложил ему щедрый гонорар, интересные роли, работу с «актерским режиссером»
Я.А. Протазановым.
«Пиковая дама» (1916) вошла в
число шедевров ранней русской киноклассики во многом благодаря талантливой и
серьезной работе Мозжухина. Через два года он достиг выдающегося успеха в
фильме «Отец Сергий» по повести Л. Толстого. Актеру удалось максимально
приблизиться к замыслу писателя и создать весьма сложный образ, состоящий из
трех последовательных перевоплощений: сначала молодой офицер, затем истерзанный
страданиями монах и, наконец, угасающий старик. Роль князя Касатского в
исполнении Мозжухина и вся картина в целом, по оценке ведущих кинокритиков,
причислена к высшим достижениям мирового экрана.
В артистической натуре
Мозжухина, его темпераменте, внешности было щного от романтического русского
актера-трагика. Именно поэтому драматические роли занимали большое место в его
творчестве тех лет: поэт («Нищая», 1916), прокурор в одноименном фильме, пастор
(«Сатана ликующий», 1917) и многие другие. Силой своего таланта Мозжухин
поднимал подчас надуманные фальшивые мелодраматические сюжеты до уровня
подлинной человеческой трагедии. Эти роли принесли ему небывалый успех в кино.
На родине Мозжухин снялся более чем в 70 фильмах, прежде чем в ночь на 3
февраля 1920 года эмигрировать в Константинополь. «Уехала за границу почти вся
кинематографическая фабрика Ермольева: Мозжухин, Протазанов, Дошаков,
управляющий Попов, Вермель и др.», — сообщала газета.
Спустя короткое время вся
группа переехала во Францию, в местечко Мон-трей-сюр-Буа, где обосновалась
русская кинофабрика «Товарищество И. Ермольева». Чуть позже Ермольев и
французский бизнесмен русского происхождения А. Каменка организуют «Сосайт Альбатрос»
— студию, с которой неразрывно связан Мозжухин в 1920-е годы.
«Когда я приехал во Францию,
— вспоминал актер, — я не верил в себя как в большого киноактера... На
следующий день после приезда в Марсель я пошел смотреть французский фильм. Это
был «Карнавал истин» М.Л. Эрбье... Я понял, что все мои знания и теории ничего
не стоят. В России кино сковано театром, здесь оно свободно. Я решил
переучиваться. Русская манера игры больше недействительна, и затем в Париже
другая публика — ей нужно нравиться».
Мозжухин начал с комедии
«Горестные приключения» по собственному сценарию. В следующем фильме— «Дитя
карнавала» (1921) он выступил как сценарист, режиссер, исполнитель главной
роли. Непритязательный комедийный сюжет о подкидыше имел большой успех у публики
и был восторженно принят критикой.
В1922 году в фильме А.
Волкова «Дом тайн» актер продемонстрировал французскому зрителю свою
удивительную способность к перевоплощению. В шес-тисерийном боевике-драме с
весьма причудливым сюжетом он создал несколько десятков разнохарактерных
образов.
Однако подлинный триумф
пришел к нему в фильме того же Волкова «Кин» по пьесе А. Дюма, где он сыграл
великого романтика английской сцены Эдмунда Кина. В этой роли воплотился гений
двух актеров: личность одного вдохновляла игру другого. Мозжухин не играл, а
растворялся в этом образе. «Тонкий алхимик страсти и страданий... Иван
Великолепный, ослепленный искусством и его сверкающими видениями, выражает...
невыразимое», — писал французский киновед и критик Рене Жанн.
А вот как оценил
мозжухинского Кина поэт А. Вертинский: «Я никогда не забуду того впечатления,
которое оставила во мне его роль. Играл он ее превосходно. И подходила она ему,
как ни одна из ролей. Он точно играл самого себя — свою жизнь. Да и в
действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актера до
мелочей напоминала его собственную».
Эта роль позволила Мозжухину
войти в число звезд мирового экрана и Упрочила его славу не только в Европе, но
и в Америке. Мозжухин хотел создать авторский фильм, увидеть «идеально
выполненной свою мысль». Иван Ильич мечтал об особой, «кинематографической»,
литературе. «Подметить у людей их подлинное лицо и перенести на экран фарс
жизни, смешанный с ее интимной драмой» — такова была его задача, цель, которую
он поставил перед собой, претворил в сценарий, снял и назвал «Костер пылаюший».
Будучи не только автором, но и исполнителем главной роли, Мозжухин создал
неординарное произведение, где сон смешан с явью, а фантазия причудливо
переплетается с реальностью. В приемах режиссуры, стиля, монтажа отчетливо
прослеживалось влияние французского киноавангарда, немецкого экспрессионизма.
У массового зрителя фильм
вызвал неоднозначную оценку, но критика отнесла его к числу киношедевров. Один
из признанных лидеров французского кинематографа, Жан Ренуар, в то время
молодой художник-керамист, был настолько потрясен лентой Мозжухина, что решил
бросить свое ремесло и заняться кино.
В 1924 году по сценарию
Мозжухина был снят фильм «Лев моголов», где он блистал в роли раджи
Роундгито-Синга. Действие картины развивалось на фоне экзотического Востока и в
Париже, что позволило Мозжухину продемонстрировать свой широкий актерский
диапазон и незаурядные физические данные. Его авторитет был к тому времени
настолько велик, что присутствие режиссера Жана Эпштейна на съемках практически
сводилось к минимуму.
Мозжухин буквально ошеломил
французского зрителя, сыграв в экранизации романа Л. Пиранделло «Покойный
Матиас Паскаль» (1925). Он блистательно представил главного героя в двух
ипостасях, изображая два абсолютно разных характера, которые в финале сливались
воедино. «Я впервые доверился искусству немоты, потому что ему служили два
великих артиста: Иван Мозжухин и Марсель Л'Эрбье», — писал Пиранделло
Уже на склоне жизни, в 1970-е
годы, боготворивший русского актера Л'Эрбье вспоминал- «Мозжухин здесь оказался
несравненным, он с блеском переходил от самой настоящей комедии к высокой
патетике драмы. Нужно было обладать подлинным талантом, чтобы с такой легкостью
переходить от одного жанра к другому, от смеха к слезам. Когда публика увидела
его на экране, она не могла не почувствовать его сходства с двумя актерами —
Чарли Чаплином и Джоном Барримором, но речь все время шла только об одном
Иване, гении с двумя лицами».
В 1926 году актер снялся в
картине «Михаил Строгов» по роману Жюля Верна Этот приключенческий фильм имел
невероятный зрительский и коммерческий успех, который был продолжен и закреплен
в роли Казановы в одноименном фильме Волкова (1927) Триумф Мозжухина в этих
нашумевших картинах привлек внимание голливудского продюссера Карла Лемке,
который заключил с артистом выгодный контракт.
В 1928 году Мозжухин уехал в
Голливуд. Его переезд в Америку был продиктован не только соображениями
материального характера. Страстный поклонник таланта Чарли Чаплина, Мозжухин с
интересом наблюдал за развитием американского кинематографа. Однако пребывание
в Голливуде обернулось горьким разочарованием. Актеру пришлось перенести
пластическую операцию по исправлению «бержераковского» носа, взять псевдоним
Маскин... Но Мозжухин не смог изменить свой внутренний мир. Снявшись в одном
лишь фильме «Капитуляция», не прожив и года, расторгнув выгодные контракты,
Мозжухин вернулся в Европу.
В течение ряда лет он
снимался на студии ИРА в Германии. Фильмы «Тайный курьер», «Президент»,
«Адъютант царя», «Белый Дьявол» и другие в какой-то мере были вариациями на
темы прошлых его работ.
Вернувшись в Париж в начале
тридцатых, Мозжухин тщетно пытался обрести свой прежний успех в повторных
постановках: «Похождения Казановы», «Дитя карнавала».
Звук стал непреодолимым
препятствием для короля немого экрана. Мозжухину мешали недостаточное знание
французского языка, сильный иностранный акцент. Его первый звуковой фильм под
названием «Ничего», в котором он играл небольшую роль и должен был произнести
всего несколько реплик, оказался для него и последним.
Несмотря на явную неудачу,
Мозжухин пытался найти выход в режиссуре. «Великий русский артист Иван Мозжухин
собирается снимать говорящий французский фильм», — под этим броским заголовком
газета «Пари-Суар» 22 марта 1936 года поместила большое интервью с
«незабываемым Кином», с «блистательным Казановой».
Но этим планам не суждено
было сбыться. Последние годы оказались тяжелым временем в жизни Ивана Ильича.
Широкая натура, Мозжухин относился к деньгам чрезвычайно легко. По
воспоминаниям близко знавшего его А. Вертинского, «целые банды приятелей и
посторонних людей жили и кутили за его счет. В частых кутежах он платил за
всех. Деньги уходили, но приходили новые. Жил он большей частью в отелях... и
был настоящей и неисправимой богемой...» Помимо прочего Мозжухину приходилось
постоянно помогать, практически содержать старшего брата Александра,
талантливого камерного певца с неудавшейся карьерой.
Не складывалась и личная
жизнь актера. С актрисой Н. Лисенко, которая на протяжении многих лет была не
только женой, но и партнершей и по праву делила с ним успех в его лучших
фильмах, он расстался в 1927 году. Непрочным оказался и второй брак со шведкой
Агнес Петерсон. Последней подругой стала французская актриса русского
происхождения Таня Федор (Федорова). Переживания последних лет, вызванные
вынужденным творческим простоем, легкомысленное отношение к здоровью
способствовали быстрому развитию болезни. Осенью 1938 года Мозжухин
почувствовал себя плохо. Пребывание в санатории уже ничем не могло ему помочь,
и 17 января 1939 года в клинике в Нейи он скончался от скоротечной чахотки.
Иван Ильич Мозжухин похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.