Французский актер. Снимался в
фильмах: «Рассеянный», «Высокий блондин в черном ботинке», «Возвращение
высокого блондина», «Игрушка», «Приманка» («Невезучие»), «Укол зонтиком»,
«Соучастники» («Папаши»), «Беглецы», «Налево от лифта», «1001 один рецепт
влюбленного кулинара» и др. Постановщик документального фильма «Расскажите мне
о Че».
Пьер Ришар Морис Шарль
Леопольд Дефей родился 16 августа 1934 года в Валенсьене, в респектабельной
семье крупного текстильного промышленника.
Во время учебы в пансионе он
использовал всякую возможность, чтобы разыграть клоунаду, умело пародируя
окружающих. «Овладевать профессией я начал в пансионе, чтобы спасти свою
шкуру», — шутливо замечает Пьер Ришар.
Он должен был сделать
блистательную карьеру либо на государственной службе, либо в частном секторе.
Однако Пьер, утверждают его друзья, был «спасен» своим отцом. Ришар-старший
истратил семейное состояние на скачках и охоте, на которые обычно брал с собой
сына.
Едва достигнув
совершеннолетия, Пьер решает стать актером. Он покидает Валенсьен и
отправляется в поисках артистического счастья в Париж. Пьер поступает на
знаменитые драматические курсы Шарля Дюллена, а затем проходит стажировку у
самого Жана Вилара. Однако работал он в основном «на выходах», а у Ришара явно
не хватает терпения жить в ожидании «настоящей роли», к тому же его всерьез
увлекает эстрада.
Вместе со своим другом
Виктором Лану Ришар сочиняет короткие юмористические скетчи и в течение
нескольких лет выступает с ними на подмостках кафе-театров, рядовых кабаре и
престижных мюзик-холлов.
Однажды, узнав, что Морис
Бежар ищет актеров, которые умеют танцевать, Пьер отправился на просмотр.
Хореограф был в восторге и предложил ему место в своей труппе.
«Рассеянный» — так и
назывался фильм актера и режиссера Пьера Ришара, вышедший на экраны Франции в
1969 году. За два года до этого Ришар познакомится с одним из талантливейших
французских комедиографов Ивом Робером, который предложит ему небольшую роль в
своем фильме «Блаженный Александр» (1968). (Впервые же Ришар появился на
экранах в 1957 году в ленте Ж. Беккера «Монпарнас, 19».) Именно Робер
посоветовал Ришару самому снять «Рассеянного», замысел которого тот вынашивал в
течение нескольких лет. А спустя еще несколько лет, уже завоевавший огромную
популярность Пьер Ришар в схожей ситуации убедит своего друга сценариста
Франсиса Вебера испытать свои силы в режиссуре, — так появится «Игрушка».
Имена сценариста Франсиса
Вебера и режиссера Ива Робера стоят в титрах дилогии о приключениях «высокого
блондина». Прозвище «высокий блондин» прочно закрепилось за актером после
выхода в 1972 году на экраны «Высокого блондина в черном ботинке» и
последовавшего за ним продолжения — «Возвращение высокого блондина» (1974).
Излюбленный персонаж Пьера Ришара по имени Франсуа Перрен, рожденный фантазией
Вебера-сценариста, в дальнейшем не случайно сохранит свое экранное имя в первых
двух фильмах Вебера-режиссера — «Игрушке» и «Невезучих» (в «Папашах» и
«Беглецах» он станет Франсуа Пиньоном).
В 1974 году Ришар снимается в
комедии Клода Зиди «Горчица бьет в нос» («Он начинает сердиться»). В каких
только передрягах не оказывается герой Пьера Ришара в эксцентрической комедии
Клода Зиди «Не упускай из виду» (1975) — скромный банковский служащий, которого
превратности судьбы бросают в круговерть самостоятельных поисков налетчиков
кассы!
Сатирическую комедию Франсиса
Вебера «Игрушка» (1976) Ришар относит к числу своих самых любимых. Необычный
сюжет настолько увлек актера, что тот не только согласился сыграть в нем
главную роль, но и взялся финансировать картину — при условии, что
постановщиком ее будет сам Вебер.
Так появилась на экране эта
трагикомическая история взаимоотношений избалованного сынка газетного магната и
выбранной им в магазине новой «игрушки» — живого и вполне преуспевающего до
этого злополучного момента журналиста Франсуа. История эта, начинающаяся как
причудливое фарсовое действо, постепенно перерастает в глубокую психологическую
драму. В «Игрушке» проявился незаурядный драматический талант Пьера Ришара,
широта его творческого диапазона.
В 1978 году Пьер Ришар снялся
в криминальной комедии Жерара Ури «Побег», где его партнером был старый
приятель Виктор Лану.
В «Уколе зонтиком» (1980) Жерара
Ури Пьер Ришар очень смешон в роли неудачника актера, по собственному
недоразумению втянутого в злоключения банды мафиози, которая принимает его за
наемного убийцу.
С Жераром Депардье он сыграл
в нескольких фильмах. Пьер Ришар рассказывает, что поначалу в фильме «Приманка»
(«Невезучие») Вебер прочил ему в партнеры Лино Вентуру. Однако тот отказался от
этого предложения, вероятно, не желая повторять характер, во многом схожий с
тем, что он играл в «Зануде», сценарий которого принадлежал перу того же Вебера.
Тогда и появился Жерар Депардье.
Первый же фильм новоявленного
дуэта «Невезучие» (1980) стал рекордсменом французского проката, собрав в одном
только Париже св'ыше полутора миллиона зрителей. Феномен этого успеха, который
режиссер не преминул развить в дальнейшем, основан на столкновении двух
полярных натур, двух масок, одна из которых сама неуклюжесть,
неприспособленность, бестолковость, гая — суровая мужественность, уверенность,
целесообразность.
Отправная сюжетная точка в
«Папашах» (1983) во многом схожа с завязкой «Невезучих». Герой Ришара, на этот
раз более уравновешенный (но не настоя ко, чтобы не вляпаться в очередную
переделку) и значительно более сентима тальный (чему в немалой степени
способствует сюжет), узнает от своей старинной возлюбленной о том, что у него
есть уже ставший взрослым сын. Той же новостью она ошеломляет другого
поклонника своей юности — напористого газетного репортера Жана Люка, героя
Депардье. Р фильме особенно интересно наблюдать за тем, как забавная пара Ришар
— Депардье, два убежденных холостяка, постепенно начинают понимать прелести
своего отцовского положения, ревниво будут отыскивать продолжение собственного
характера в поведении неразумного чада.
Мелодраматические нотки в
комедии с криминальным сюжетом еще более настойчиво звучат в «Беглецах» (1985).
Роль в этой картине, наряду со своим персонажем в «Игрушке», Пьер Ришар считает
лучшей в своей творческой биографии. В оценке актером собственной работы есть
своя логика. В характере героя Ришара в «Беглецах», пусть не столь полно, как в
«Игрушке», реализовано неоднократно высказываемое актером желание к насыщению
комедийного персонажа иными жанровыми красками, драматической углубленности
роли.
В очередной комедии Эдуарда
Молинаро «Налево от лифта» герой Ришара вновь попадает в нелепые ситуации...
«Во всех моих ролях есть частичка меня самого — застенчивого, не умеющего
общаться с людьми, с замедленной реакцией, — говорит Ришар. — И я действительно
постоянно становлюсь жертвой собственной рассеянности, теряя ключи, бумаги, кредитные
карточки. Вместе с тем я боец — иначе нельзя актеру».
С годами желание делать
что-то иное, в творческом отношении принципиально новое не покидает актера.
В 1988 году Пьер Ришар
осуществляет постановку документального фильма о легендарном Эрнесто Че Геваре
— человеке, чей образ стал символом свободы и мужества. «Расскажите мне о Че» —
так называется эта 50-минутная документальная лента, вызвавшая большой резонанс
в декабре 1988 года на фестивале Нового Латиноамериканского кино.
Ровно двадцать лет, по словам
актера, он вынашивал замысел постановки фильма о Геваре, «человеке, чей дух был
во власти идеи, кто бросил вызов обывательскому существованию», а на двадцать
первый, на свой страх и риск, прихватив с собой видеокамеру, отправился на
Кубу.
На Кубе Пьера Ришара в память
о его самом популярном персонаже в шутку окрестили «Запато негро» — «черный
ботинок» В течение месяца Пьер Ришар вместе со своей небольшой съемочной
группой колесил по стране, беседовал с людьми, близко знавшими Че Гевару,
встречался с его сестрой, старшей дочерью Ильдитой, изучал архивные материалы,
связанные с жизнью Че и его революционной борьбой, просмотрел тысячи метров
пленки кинохроники.
«Отшельничество и бунт, эти
два свойства характера Че, я чувствую в себе с самого детства, — говорит Пьер
Ришар. — С обычного бунта за право распоряжаться своей судьбой началась и моя
актерская жизнь».
Депардье призывал своего
друга поставить для Авиньонского театрального фестиваля «Свадьбу Фигаро» и
самому сыграть заглавную роль, но Ришар, обуреваемый вечными сомнениями, так и
не решился.
Долгие годы Ришар страдал
комплексом неполноценности, считал себя хуже других актеров и называл себя
рабом своего героя. С годами это чувство почти прошло. Но и сейчас он
болезненно реагирует на неудачи. Пьер очень расстроился, когда не нашел себя в
списке 30 лучших актеров Франции, который опубликовал журнал «Эвенман дю жеди»:
«Будто я вовсе не существую». Основанная Ришаром кинокомпания «Фиделина фильм»,
занимающаяся как производством, так и прокатом картин, заметно процветает.
По мнению Ришара, комедия —
самый трудный из жанров кино, в котором каждый кадр требует математического
расчета. Сегодня комедия в кризисе. Ее дискредитируют пошлые ленты, да к тому
же нет интересных сценариев.
Пьер Ришар делает то, что ему
по-настоящему интересно. Но это не всегда приносит успех. Фильм «Шахматная
партия», где он играет неожиданную для себя роль пастора, во Франции
провалился.
В начале 1994 года Ришар
побывал в Москве. «Передо мной широко распахивались все двери, начиная с
таможни, — восторженно рассказывает актер. — Открывались закрытые в эти дни
музеи.. Но главное, я не мог сделать шагу на улице, чтобы меня не остановили
мои поклонники... Однажды ночью на Красной площади две старушки, узнав меня,
плакали на моей груди и осеняли крестом. И я понял, что между мной и русским
народом существует какая-то необъяснимая любовь, алхимия взаимного притяжения».
Ришар, видимо, окончательно
смирился с тем, что он обречен нести свой крест — играть одну роль — милого и
рассеянного, смешного и неловкого человека, роль, которая принесла ему мировую
известность.
Долгие годы Ришар жил на
барже «Эдрашт». Баржа покачивается на Сене в самом центре Парижа, у моста рядом
с площадью Конкорд, образуя вместе с другими целую деревушку на воде.
В начале 1990-х годов, не без
влияния Депардье, который занялся производством вина в Бургундии, Ришар купил
себе поместье в местечке Грюиссон на юго-западе Франции. Вместе с двумя
сыновьями и возлюбленной Аишей (с первой женой Пьер развелся) он увлеченно
возделывал виноградники, получая хорошее вино «Шато Бель Эвек».
В 1996 году Пьер снялся в
фильме грузинского режиссера Наны Джорджадзе «1001 рецепт влюбленного кулинара»
(сценарий Ираклия Квирикадзе).
Осенью 2001 года Пьер Ришар
снова приехал в Россию. На этот раз он привез спектакль «Страсти по Ришару».
Спектакли с участием великого комика прошли с большим успехом. Чуть раньше Пьер
Ришар снялся во втором грузинском фильме Наны Джорджадзе «Лето, или 27
потерянных поцелуев». Картина с успехом шла на Елисейских полях Парижа...