Английский актер театра и
кино. Сценические роли: Владимир («В ожидании Годо»), Гамлет («Гамлет»), Шейлок
(«Венецианский купец»). Снимался в фильмах: «Лоренс Аравийский», «Бекет», «Лев
зимой», «Правящий класс», «Последний император» и др.
Питер О'Тул родился 2
августа 1932 года в Ирландии, в местечке Коннемара. По отцу он ирландец, по
матери шотландец. Семья переехала в Англию, в Лидс, когда Питеру был всего год.
В театр О'Тул был влюблен
с детства, а первую роль сыграл шестилетним мальчиком в домашнем спектакле.
Школу Питер не посещал до одиннадцати лет, из-за войны и эвакуации. Только в
1945 году, когда семья О'Тулов вернулась в родные места, его отдали в закрытый
католический пансион Вскоре он вступил в конфликт с
воспитательницами-монахинями, которые любой мелкий проступок называли «грехом»
и нещадно били за него. Упрямый и гордый Питер не смог этого выдержать и в 1947
году сбежал из школы Ему было всего тринадцать лет, но он сам зарабатывал на
хлеб: нанимался грузчиком, конторщиком, служил ретушером у фотографа, курьером
в газете. Питер занимался в различных любительских драматических коллективах.
Отслужив два года во
флоте, Питер О'Тул отправился в Стратфорд-на-Эйво-не, чтобы посмотреть хотя бы
один спектакль в Шекспировском Мемориальном театре. Он истратил на билет
последние двадцать шиллингов. В этот вечер шел «Король Лир» со знаменитым
Майклом Редг-рейвом в главной роли.
Спектакль произвел на
О'Тула столь сильное впечатление, что уже на другое утро он отправился пешком в
Лондон, где ему удается поступить в Королевскую Академию драматического
искусства.
Окончив ее, он попадает в
бристольский театр «Олд Вик». За три года (1955— 1958) О'Тул сыграет 73 (!)
роли, среди них — Джимми Портер в тогда еще неизвестной пьесе Джона Осборна
«Оглянись во гневе». Двумя годами позже он здесь же сыграет Гамлета — и его
назовут «рассерженным Гамлетом». Этот бородатый, энергичный Гамлет станет
кумиром целого поколения, его духовным лидером.
К ролям, сыгранным в
Бристоле, актер будет возвращаться не раз, и одной из любимейших станет роль
Владимира в пьесе Беккета «В ожидании Годо». Одним из первых ощутил О'Тул смысл
пьесы, ее пронзительную высоту, ее человечность.
Вехи последующих лет:
переезд в Лондон; выступление на сцене «Ройял Корта» — ведущего театра той
поры; получение первой в жизни награды; признание не только зрителей, но и
режиссеров, продюсеров; несколько блистательных ролей, сыгранных в Стратфорде в
Шекспировском Мемориальном театре.
Критика отмечала его
Шейлока в «Венецианском купце». Своему ростовщику, неожиданно молодому, актер
придал красивую внешность, благородную осанку. Трактуя роль по-новому, О'Тул
подчеркивал в ней трагедийные моменты.
Но несмотря на успех, он
прерывает контракт со Стратфордом ради роли Лоренса Аравийского в фильме,
посвященном памяти британского разведчика, который во время Первой мировой
войны поднял в турецкой части Аравии восстание арабов против Турции.
Получив первую крупную
роль в кино (до того были три незначительные, почти эпизодические), О'Тул начал
к ней готовиться. Прежде всего он досконально изучил мемуары самого Лоренса
Аравийского и сорок книг, написанных о нем в Англии. Затем актер поехал на
место рождения Лоренса (как и О'Тул, он был ирландцем по происхождению) и
беседовал с людьми, которые его помнили. Но этого Питеру показалось мало. В
январе 1961 года он прибыл в Иорданию, где через несколько месяцев должен бьш
сниматься фильм. Там актер учился арабскому языку и искусству верховой езды на
верблюде. Когда в мае вся группа фильма приехала в Иорданию, она застала О'Тула
вполне освоившимся с обстановкой. Он ходил в костюме бедуина, и арабы называли
его тем именем, которым некогда их отцы звали настоящего Лоренса: Эль-Оренс.
Режиссер Дэвид Лин
стремился к абсолютному совершенству. Для начала ему не понравился нос О'Тула —
и была сделана пластическая операция. Затем изменили цвет волос. Питер внес в
сценарий целый ряд собственных эпизодов — и Лин не протестовал: они были
продиктованы точной интуицией и полной «жизнью в образе». Он научился часами не
слезать с верблюда, он не играл Лоренса — а воистину был им.
Съемки происходили в
раскаленной пустыне, в 150 милях от ближайшего оазиса. Галлон воды стоил здесь
три доллара. Вокруг кишели змеи и скорпионы. Условия жизни в пустыне были
невыносимо трудными, а съемки оказались весьма опасными.
Больше года шли съемки.
Наконец участники этого трудного фильма, исхудавшие, изъеденные насекомыми,
ослабевшие от дизентерии, прибыли в Англию. Больше всех пострадал Питер О'Тул.
Фильм «Лоренс Аравийский»
пользовался большим зрительским успехом. О'Тул получил первую высокую награду
(премию Британской киноакадемии). Он был неотразим как в строгом английском
мундире, так и в экзотических одеждах арабского шейха. Бурный восторг вызывали
грандиозные батальные сцены во главе с героем, бесстрашно мчавшимся в бой на
белом верблюде...
Питер О'Тул поселился в
старом лондонском районе Хэмпстед. Ему нравилось возвращаться с гастролей, со
съемок в свой старинный дом, полный красивых и изысканных вещей, в которых он
знал толк. Изыск сказывался и в излюбленных им костюмах, всегда причудливых,
необычных, и в принадлежности к аристократическому клубу «Гаррик»,
объединяющему многих знаменитых людей.
По фильмам О'Тула
невозможно составить себе представление о его личности. На самом деле Питер —
веселый ирландец, обожающий розыгрыши, он любит петь под гитару, он — чудак и
гордится своими причудами. Его в жизни не узнают и английские кинозрители.
Однажды в газете появилось сообщение: «В одном районе Лондона появился
бородатый парень с гитарой. Он напевал модные песенки возле кабаков. Близ
одного из них его избили. Но никто не догадался, что этот «парень» — известный
киноактер Питер О'Тул».
Весной 1963 года
состоялась премьера пьесы Брехта «Ваал» в театре «Феникс» с Питером О'Тулом в
главной роли. Брехтовский Ваал — талантливый поэт, но одновременно это страшный
человек, циник, развратник, насильник, убийца. О'Тул акцентировал в брехтовском
герое мотив саморазрушения, духовного самоубийства человека, для которого нет
ничего святого.
В 1963 году в Лондоне
торжественно открылся английский Национальный театр (в помещении «Олд Вика»).
Его художественный руководитель Лоренс Оливье в качестве премьеры поставил
«Гамлета». На главную роль он пригласил О'Тула.
Участие О'Тула обеспечило
Национальному театру аншлаги уже при рождении; кроме того, его веселый характер
отчасти помогал разряжать обстановку. Он бьш джокером в чинной колоде. Он
подкладывал лед в душевые артистических уборных, а на одном утреннике этот
близорукий Гамлет заставил публику прыснуть со смеху, не удосужившись перед
выходом на сцену снять очки в роговой оправе. Однако в целом спектакль не
получился. Актер сыграл что-то из своего «бристольского прошлого», чего
оказалось явно недостаточно. Времена изменились. Прежнего отзвука его Гамлет не
находил...
О'Тул пытается изменить
стереотип, снимается в комедиях, где можно было Дать волю фантазии в поисках
характерности. Он снимается в фильме «Что нового, киска?» по сценарию Вуди
Аллена, где его партнер — известный комик Питер Селлерс.
Виртуозно владея техникой
как внешнего представления, так и внутреннего перевоплощения, он постоянно
стремился «уйти» в другого человека, а еще лучше — в другую эпоху. Дон Кихот в
«Человеке из Ламанчи», Робинзон Крузо в экранизации романа Дефо «Человек по
имени Пятница».
Питеру О'Тулу прекрасно
удаются исторические роли. В картине «Бекет» — экранизации пьесы Жана Ануя
(1964) его герой, король Генрих II, поначалу человечен, у него нежная, ранимая
душа, он любит, делает ошибки, страдает. Затем человечность постепенно уходит,
испаряется. О'Тул продолжил в этом образе тему, начатую в спектакле «Ваал», —
тему саморазрушения личности.
Через четыре года О'Тул
исполнил роль Генриха II в другом английском фильме — «Лев зимой» (1968) по
пьесе Джеймса Голдмена. Король предстает в год своего пятидесятилетия, когда
его дети борются за английский престол. В давшей заглавие фильму метафоре «Лев
зимой» О'Тул делает ударение на втором слове. «Зима» — в каждом взгляде, каждом
слове его «льва». Нет, эта зима — не надвигающаяся старость. Генрих О'Тула
силен и крепок. Зимнюю пору переживает его душа.
Королеву Элеонору
Аквитанскую великолепно сыграла Кэтрин Хепберн. Человеческая близость,
установившаяся между О'Тулом и Кэтрин, в фильме «Лев зимой» выглядит почти
мистической, неправдоподобной. Было в их героях какое-то величие истинно
царственных особ, какой-то немой сговор, пробуждение былой любви. О'Тул казался
олицетворением рыцарственности и чести, Хепберн — женственности и нежности. Но
оба обладали юмором, спасительной иронией, не дававшей фильму превратиться в
сентиментальную мелодраму. Они были красивы, возвышенны, мужественны. Сочетание
всех этих свойств делало их дуэт — уникальным.
Два «Золотых глобуса»
заслуженно увенчали труд Питера О'Тула в этой своеобразной дилогии о Генрихе И.
В «Ночи генералов» (1967,
режиссер Литвак) Питер О'Тул играет качественно иную роль — фашистского
генерала. Настоящим исчадием ада предстает на экране генерал Танц, сексуальный
психопат, маньяк, запрограммированный на массовое уничтожение людей. Этот
гротескный образ вылеплен почти исключительно средствами пластики и мимики.
В «Ночи генералов» у
Питера О'Тула — одна маска, в фильме «Правящий класс» (1972, режиссер П. Медак)
— две. Герой фильма Джек — лорд, представитель правящего класса, родовой
английской знати, — сумасшедший. На протяжении фильма О'Тул демонстрирует две
фазы его безумия. В первой, безобидной, фазе душевнобольной Джек мнит себя
Иисусом Христом (его считают буй-1 нопомешанным), во второй, после лечения, —
Джеком-Потрошителем.
Поразительно раскрылся
О'Тул в пьесе Шоу «Человек и сверхчеловек», сыг- '¦ ранной в Дублине. Спектакль
был поставлен с удивительным пониманием фи- ' лософских глубин текста Шоу, с
глубочайшим проникновением во все перипетии сюжета. И комизм был подлинным
комизмом, и драма подлинной драмой.
Вслед за Шоу последовал
Беккет: на прославленной сцене Театра Аббатства О'Тул вновь выступил в пьесе «В
ожидании Годо». Присутствовавшие на спектакле говорили о каком-то
поразительном, небывалом, неслыханном физическом превращении О'Тула в своего
Владимира. Куда только девались этот высокий рост, эта атлетическая фигура,
этот лик мужчины-победителя, лидера на жизненном пиру, любимца фортуны? Перед
зрителем представал маленький, запутавшийся, заблудившийся человечек —
некрасивый, нескладный, нелепый, жалкий...
И вновь — неожиданный
поворот. Актер играет в кино психически травмированного войной простого парня,
одержимого мыслью о возмездии фашистам за свершенные преступления («Война
Мерфи», 1970) и благородного Дон Кихота («Человек из Ламанчи», 1972). В
фильме-мюзикле «Человек из Ламанчи» актер совершенно слился с образом
сервантесовского героя — казалось, именно с него писал Сервантес своего Дон
Кихота. И главное, было в нем это поразительное благородство — чудаковатое,
конечно, но для него — естественное и единственно возможное для «настоящего
мужчины». Его Дон Кихот с болью и страхом глядит на жестокий мир; как отмечала
западная критика, актер в этой роли предстает «потусторонним мечтателем».
Вернувшись в «Олд Вик»,
О'Тул создал еще один запоминающийся образ — чеховского дяди Вани. Питер играл
человека, испытывающего постоянную душевную боль. Он казался старше своих лет,
но старался скрыть эту преждевременную старость, и эту беспредельную тоску, от
которой некуда ему было деться. В течение всех трех месяцев, что шел спектакль,
публика стоя аплодировала О'Тулу в финале.
В пьесе Кита Уотерхауса
«Джеффри Бернард нездоров» герой О'Тула — реально существующий писатель и
журналист — немолодой, проживший долгую и достаточно нелепую и нескладную
жизнь, остро, трагически ощущающий одиночество. Актер не покидает сцену ни на
минуту. В руке постоянно недопитый стакан и недокуренная сигарета. Герой О'Тула
все время что -то говорит — в пустоту или же обращаясь к каким-то людям,
которые время от времени возникают вокруг него. Когда актер потрясающе «держит
паузу», слова заменяют игра лица, движение, жест...
О'Тул продолжал с успехом
сниматься в кино. В середине 1960-х годов он работал каскадером, что помогло
ему при съемках одного из лучших фильмов позднего периода «Трюкач» (1980,
режиссер Раш).
В 1987 году на экраны
вышел фильм Бертолуччи «Последний император», в котором актер играет
единственного европейца — немолодого джентльмена, элегантного, невозмутимого.
Герой О'Тула отчаянно одинок, как одиноки и нежизненны его принципы среди
разгула восточного варварства, жестокости, изуверства.
Питера приглашают в свои
фильмы известные кинорежиссеры Нил Джордан («Веселые привидения») и Лина
Вертмюллер («В ясную лунную ночь»)... В комедии Джордана он сыграл ведущую роль
— бедного, но изобретательного владельца старинного ирландского замка,
привлекающего богатых туристов мистическими представлениями с «привидениями».
Свое 60-летие Питер О'Тул
отметил сороковым фильмом, снятым, как и большинство последних картин с его
участием, на телевидении. В 1992 году человеческий паноптикум, создаваемый
Питером О'Тулом на протяжении многих лет, пополнился еще одним патологическим
безумцем — «утонченным» садистом-убийцей, поглощенным маниакальной идеей
завладеть легендарной монетой Царя Ирода (телефильм «Седьмая монета»).
В 1993 году Британский
актерский клуб назвал О'Тула лучшим театральным актером года. В это время в
театре «Аполло» он исполняет роль Лотарио, пожилого героя «Нашей песни», пьесы
Кита Уотерхауса. «Я нахожу выгоду интересной, а интерес полностью выгодным.
Играть в «Нашей песне» чрезвычайно интересно, хотя она и выжимает из меня все
соки. Я стараюсь понять всех ее персонажей, ведь раньше или позже я окажусь
среди них. Ведь ревность, неуверенность, сексуальные проблемы свойственны не
только молодежи, они охватывают и средний возраст и даже пожилых людей».
Одновременно с работой в
театре О'Тул пишет автобиографию. На подходе уже второй том. Первый, названный
«Целенаправленное блуждание», — лирическая история о начале его карьеры.
Предполагается, что второй том расскажет о некоторых темных сторонах его
восхождения к славе — ударах судьбы, вдохновенных взлетах, строптивых женщинах.
Собирается ли О'Тул в
ближайшее время работать в кино? Да, если это будет интересно и выгодно.
«Я никогда и ничего не
хотел менять в себе и считаю так: «Я — это я. Принимайте меня таким, какой я
есть, или оставьте меня в покое», — говорит актер. Большую часть времени он
проводит в одиночестве. Иногда его навещают дочери: Кэтрин и Патрисия. Обе они
актрисы. (О'Тул был женат двадцать лет, до 1979 года, на актрисе Шен Филлипс из
Уэльса.) У него есть еще сын Лоркан, с матерью которого, бывшей моделью Карен
Саммерфилд, он не поддерживает никаких отношений.
«Не знаю насчет других,
но мне, чтобы творить, нужно ощущать эмоциональный предел, — говорит О'Тул. — Я
очень счастлив, что я — актер».