Американский актер, режиссер,
продюсер. Снимался в фильмах: «Сладкоголосая птица юности», «Буч Кэссиди и
Санденс Кид», «Ловкач», «Афера», «Без злого умысла», «Вердикт», «Запах денег»
(премия «Оскар»), «Мистер и миссис Бридж» и др. Постановщик фильмов «Рейчел,
Рейчел», «Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки» и др.
Пол Ньюмен родился 26 января
1925 года в Кливленде в семье торговца спортивными товарами Артура Ньюмена. «В
детстве я не очень-то хорошо учился, — вспоминает актер. — Со спортом тоже не
получалось, а я жаждал побеждать. Я никогда не был большим говоруном...»
В 1944 году из Кенванского
колледжа Ньюмен ушел добровольцем в морскую пехоту. Отслужив два года радистом,
он вернулся в колледж. Вечерами Ньюмен играл в студенческом театре. Красивый,
атлетически сложенный, с яркими синими глазами и обезоруживающей улыбкой, он
быстро добился успеха на студенческой сцене. Пол решил попытать счастья на
профессиональных подмостках и поступил в труппу городка Вудсток, где за год
сыграл в шестнадцати пьесах. Тогда же Ньюмен познакомился с молодой актрисой,
ставшей его женой и подарившей ему сына и двух дочерей.
После смерти отца Пол
вынужден был вернуться в Кливленд, чтобы вести семейный бизнес. Но это занятие
было ему не по душе. Промучившись год, Ньюмен уехал учиться в Йельскую
драматическую студию. В 1952 году его заметил один из нью-йоркских театральных
агентов.
В Нью-Йорке молодая семья
жила скромно. У Пола был единственный приличный костюм, в котором он с раннего
утра обходил театральные агентства в поисках работы, а по вечерам торговал
энциклопедиями. Через месяц ему удалось пристроиться на телевидение — в
крошечных ролях без текста. Почувствовав, что ему не хватает школы, Ньюмен
поступает в знаменитую Актерскую студию, где преподавали Ли Страсберг и Элиа
Казан, приверженцы системы Станиславского. «Пока я не приехал в Нью-Йорк, —
вспоминает Пол, — я и понятия не имел о том, что же такое актерская игра.
Абсолютно. Ни малейшего. И мне очень, очень повезло».
Вскоре один из лучших
американских театров «Гилд» пригласил его в спектакль «Пикник» по пьесе У.
Инджа. Правда, роль Ньюмену досталась не главная, но критика назвала его
исполнение «превосходным», а компания «Уорнер Бра-зерс» предложила ему
долгосрочный контракт.
В театре «Гилд» Ньюмен
познакомился с актрисой Джоанной Вудворд. Она разделила с ним все
профессиональные радости и заботы. Любовь их была трудной, только через пять
лет Пол смог жениться на Джоанне...
Ньюмен дебютировал в кино в
историческом фильме «Серебряная чаша» (1954). Он появился в роли
древнегреческого скульптора, обманом проданного в рабство римлянам. Критика не
пощадила ни картину, ни актера. Сам Ньюмен после просмотра ленты «был охвачен
ужасом, травмирован».
Когда Пол вернулся в
Нью-Йорк, режиссер Артур Пени предложил ему роль старого, изувеченного,
доведенного жизнью до безумия боксера Эда из рассказа Э. Хемингуэя «Чемпион».
Задача была тем более трудной, что актеру предстояло играть человека в
возрастном диапазоне от двадцати до пятидесяти с лишним лет. Пол блистательно
справился с ролью, и теперь уже Р. Уайз пригласил его в свой фильм «Кому-то там
наверху я нравлюсь» (1956). Это была экранизация биографии чемпиона по боксу
Роки Грациано.
Ньюмен провел немало времени
в обществе прославленного спортсмена, сам начал заниматься боксом. Ему удалось
разглядеть в своем грубоватом герое человечность, даже проблески нежности в
отношениях с женой. Реализм игры Ньюмена критика связывала с принципами
Актерской студии Страсберга.
Много лет спустя он
вспоминал: «Меня приглашали в фильмы, которые явно обещали большой кассовый
успех, — костюмно-исторические, приключенческие, картины с насилием и сексом.
Много раз мой менеджер уходил похныкать в ванную, потому что я отказывался от
больших заработков, предпочитая сыграть в спектакле Актерской студии или вовсе
не работать».
В 1957 году Ньюмена
«арендовала» компания «XX век — Фокс» для участия в фильме «Долгое жаркое лето»
(1958) по мотивам рассказов У. Фолкнера. Это бьша первая совместная работа
Ньюмена с Джоанной Вудворд, незадолго до этого ставшей его женой. Картину
ставил режиссер Мартин Ритт. Пол высоко ценил его за «чудесное чувство
уверенности и душевного комфорта». За роль в этом фильме Ньюмен получил премию
Каннского кинофестиваля.
Тем временем компания «Уорнер
Бразерс» пригласила из Нью-Йорка режиссера А. Пенна. В его вестерне «Револьвер
в левой руке» Ньюмен получил главную роль знаменитого бандита с Дикого Запада,
по прозвищу Билли-Малыш. Фильм в прокате потерпел такой провал, что Пени на
время оставил кино.
Но уже следующая картина —
экранизация пьесы Т. Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» — принесла Ньюмену
первое выдвижение на премию «Оскар».
К этому времени Ньюмена
всерьез стал тяготить контракт с «Уорнер Бразерс». Весной 1959 года он вернулся
в Нью-Йорк. Здесь его ждала настоящая работа: Элиа Казан ставил «Сладкоголосую
птицу юности» Т. Уильямса. В этом спектакле Ньюмен 336 раз играл роль Чэнса — с
наслаждением и с огромным успехом. А летом за огромную сумму, поглотившую все
его сбережения, он выкупил у компании «Уорнер Бразерс» свой контракт.
Через два года Ньюмен
встретился с одаренным сценаристом и режиссером Робертом Россеном. В его фильме
«Ловкач» (1961) Пол создал образ профессионального биллиардиста Эдди. Картина
претендовала на девять премий «Оскар», но получили ее только оператор и
художник.
После «Ловкача» за Ньюменом
окончательно утвердилась репутация не только кассовой звезды, секрет
притягательности которой в магнетизме личного обаяния, но и серьезного
художника. Темп его работы в кино стал еще более напряженным. Ньюмен пробовал
себя в самых разных жанрах. Он снялся в «Сладкоголосой птице юности» (1962),
комедии «Любовь по-новому» (1963), в экранизации романа «Премия» (1963), в
«Разорванном занавесе» у А. Хичкока (1966), в историко-приключенческом фильме
«Леди Л.» (1965). В детективе «Харпер» (1966) Пол настолько убедительно сыграл
главную роль отважного сыщика, что заслужил сравнение с прославленным мастером
этого жанра Хэмфри Богартом.
В 1961 году Ньюмен заключил
на два года контракт со студией «Парамаунт». Три предложенных им сценария были
отвергнуты компанией как «слишком спорные». В качестве четвертого проекта
Ньюмен и режиссер М. Ритт предложили экранизацию романа Л. Мак-Мертри
«Проезжай, всадник». Так появился фильм «Хад» (1963), названный по имени
главного героя. Роль Хада Бэннона — одна из лучших в биографии Ньюмена.
Эта картина о непростых
отношениях старого техасского ковбоя Бэннона с сыном Хадом и шестнадцатилетним
внуком Лоном. В беседе с английским критиком Г. Гоу Ньюмен говорил: «По-моему,
фильм не поняли до конца. Особенно молодежь. Они превознесли этого персонажа, а
ведь для нас главным было показать человека со всеми внешними достоинствами,
которые так ценятся в США — привлекательной наружностью, успехом у женщин,
умением пить, — и при этом с трагическим пороком. Ему плевать на все, кроме
себя самого. Это в какой-то степени перекликается с мыслями Теннесси Уильямса о
том, что американцы делают главную ставку на внешнюю красоту. Быть обаятельным
— то же самое, что иметь дорогую машину и другие символы социального престижа».
За роль Хада Ньюмен был в третий
раз выдвинут на премию «Оскар» — ив третий раз ее не получил. По мнению Джоанны
Вудворд, определенным кругам пришлась не по нраву общественная деятельность ее
мужа: в 1963 году он принял участие в походе на Вашингтон в защиту гражданских
прав негров, а потом, вместе с Марлоном Брандо, в антирасистском митинге в
штате Алабама, который проводил Мартин Лютер Кинг.
В Коннектикуте чета Ньюменов
приобрела просторный дом. Здесь всегда было весело: приезжали погостить сын и
две дочери Ньюмена от первого брака; да и у Пола с Джоанной подрастали три
дочки...
Значительной стала шестая
совместная работа Ньюмена и режиссера Рит-та— вестерн, названный по-испански
«Hombre» (1967). Человек по прозвищу Hombre и по имени Джон Рассел прожил среди
племени апачей много лет. Он противостоит разбойникам и расправляется с ними,
жертвуя собственной жизнью. Рассел в исполнении Ньюмена — это сдержанность,
гордость и достоинство.
В фильме «Люк холодная рука»
он играл неудачника Люка, попавшего в тюрьму. Эта роль потребовала от актера и
душевного, и немалого физического напряжения. Длинные проходы в кандалах,
работа под солнцем на строительстве дороги отнимали много сил. За эту роль
Ньюмен в четвертый раз был выдвинут на «Оскара». Результат был тот же, что и
прежде.
В 1967 году Вудворд прочла
роман писательницы М. Лоуренс «Шутка Бога» и предложила известному сценаристу
С. Стерну, другу семьи Ньюменов, переработать его для кино. Однако все студии
отвергли сценарий. И тогда Ньюмен решил ставить картину сам. Небольшой опыт
режиссуры у него имелся: в 1958 году он выпустил тридцатиминутную картину по
монологу А. Чехова «О вреде табака». «В режиссуре, — говорил он, — важны прежде
всего активные глаголы. Нельзя сыграть глагол «любить» — это абстракция, но
можно сыграть глагол «слушать».
Картина «Рейчел, Рейчел» бьша
удостоена нескольких значительных премий. Лучшим режиссером и лучшей актрисой
года назвали Ньюмена и Вудворд нью-йоркские кинокритики. Национальный
просмотровый совет включил «Рейчел, Рейчел» в десятку лучших картин года.
Голливудская ассоциация зарубежной кинопрессы присудила «Золотой Глобус»
режиссеру Ньюмену и актрисе Вудворд.
Летом 1969 года вместе с
двумя другими звездами — Барброй Стрейзанд и Сидни Пуатье, Ньюмен образовал
кинокомпанию «Ферст артисте» для производства и проката фильмов со своим
участием. Первая их картина — «Выигрыш» (1969) — мелодрама о потерянной и вновь
обретенной любви. Ньюмен в роли автогонщика отказался от дублера и сам сидел за
рулем машины, мчащейся со скоростью 200 километров в час. Автоспорт — его
вторая страсть. Дважды Пол завоевывал звание чемпиона страны, а в 1977 году, в
возрасте пятидесяти двух лет, принял участие в круглосуточной гонке на
выносливость и пришел пятым...
В вестерне «Буч Кэссиди и
Санденс Кид» (1969) Джорджа Роя Хилла партнером Ньюмена стал малоизвестный
Роберт Редфорд. Фильм имел огромный зрительский успех, а Ньюмен возглавил
список самых кассовых актеров.
Четыре года спустя звездный
дуэт появился в картине «Афера» (1973).
В 1972 году Пол Ньюмен вновь
выступил в качестве режиссера. На этот раз он поставил фильм «Влияние
гамма-лучей на лунные маргаритки» по одноименной пьесе П. Зиндела. На фестивале
в Каннах Джоанна Вудворд получила премию за лучшую женскую роль, а Национальный
просмотровый совет США снова включил фильм, как до этого «Рейчел, Рейчел», в
число лучших картин года.
В течение следующих четырех
лет Ньюмен постоянно находился в десятке самых кассовых американских актеров.
Один за другим выходили фильмы в разных жанрах, триллер «Человек в макинтоше»,
комедия «Афера», детектив «Бассейн для утопленника», фильм-катастрофа «Ад в
поднебесье». За последний Ньюмен получил рекордный гонорар.
«...В США публика сразу же
находит для исполнителя его «нишу» в жизненном пространстве и засовывает его
туда, — замечает Ньюмен. — Если я надену черный парик и приделаю смешной нос,
не исключено, что никто не захочет на меня смотреть. Американцы предпочитают
получать товар в привычной упаковке, а если она отсутствует, они могут товар и
не взять. Думаю, что на моей могиле могла бы быть такая эпитафия: «Здесь
покоится Пол Ньюмен, умерший в нищете, потому что его глаза вдруг стали
карими».
И только встреча с одним из
лучших американских режиссеров Робертом Олтменом в фильме «Баффало Билл и
индейцы, или Урок истории, данный Сидящим Быком» (1976) позволила ему вновь
заняться настоящим искусством. Баффало Билл был одной из примечательных фигур
эпохи освоения Дикого Запада. Актер сыграл его тонко, точно, с безукоризненным
чувством юмора.
Ньюмен поддерживал прекрасную
физическую форму: он занимался автоспортом, купался зимой в проруби, ежедневно
погружал по утрам голову в ведро с холодной водой. Ему было за пятьдесят, когда
он сыграл ветерана-хоккеиста в картине «Бросок» (1977)
В 1979 году Р. Олтмен
пригласил его на главную роль в фильме «Квинтет». На съемочной площадке дружно
работали знаменитости: итальянец В. Гассман, испанец Ф. Рей, шведка Б.
Андерсон, француженка Б. Фоссе. «Самое замечательное в Олтмене то, что на
площадке никто не проявляет эгоизма, — говорит Ньюмен. — Эгоисты чувствуют себя
очень неуверенно в работе с Олтменом, и это чудесно — можно свободно
экспериментировать и углубляться в роль, зная, что эта привилегия предоставлена
и всем остальным».
Мрачная антиутопия Олтмена у
Ньюмена вызывала ассоциации с катастрофическим будущим, которое может ожидать
человечество в результате ядерной войны. Эти проблемы волновали актера. В 1978
году Пол был делегатом на специальной сессии ООН по разоружению.
Снявшись у Д. Петри в «Форт
Апаче, Бронкс» (1980), Ньюмен сыграл затем в фильме С. Поллака «Без злого
умысла» (1981). За роль виноторговца Галлахера, необоснованно обвиненного в
убийстве профсоюзного лидера, он в очередной раз был выдвинут на премию
«Оскар».
В 1982 году Ньюмен снимается
в картине «Вердикт» (режиссер С. Люмет). Цьюмен в шестой раз претендует на
«Оскара» и опять его не получает.
И только в 1985 году, когда
актеру исполнилось шестьдесят лет, киноакаде-мця США отметила его премией за
вклад в американское киноискусство. А год спустя он все же получил «Оскара» за
роль в фильме «Цвет денег» (1986) Мартина Скорсезе.
Появление имени Пола Ньюмена
в титрах картины обеспечивало кассовый успех. Голливудские продюсеры прдлагали
ему 7 миллионов долларов за фильм. Генерал Гроувз в «Толстяке и Малыше»;
эксцентричный губернатор Эйр Лэнг в «Блейз», адвокат в «Мистере и миссис Бридж»
— все эти роли с блеском сыграны ветераном американского кино.
Фильм Деймса Айвори «Мистер и
миссис Бридж» (1990)— своеобразное жизнеописание процветающего семейства.
Отдельные моменты этой ленты напоминают страницы жизни исполнителей главных
ролей — Пола Ньюмена и Джоанн Вудворд. Более чем за тридцать лет совместной
жизни у них было немало проблем, но любовь и уважение никогда не покидали их.
«Для существ, у которых
практически нет ничего общего, наш брак поразительно прочен», — шутит Пол
Ньюмен. В картине «Мистер и миссис Бридж» они вместе снимались в четырнадцатый
раз (и в четвертый как муж и жена по роли). «Обычно я ненавижу свои фильмы, но
этот я смотрел много раз, и он мне нравится».
На экране Ньюмен появляется
все реже. В 1994 году зрители могли видеть его в фильме «Себе на уме» Роберта
Бентона. «Во всем мире теперь трудно найти по-настоящему интересные роли, —
объясняет актер. — Когда я начинал в пятидесятых годах, то двадцать процентов
времени проводил за чтением сценариев, а восемьдесят — за чтением литературы.
Может, кому-то другому теперь таскают хорошие сценарии!.. Кино сегодня обречено
на производство дорогих картин с нижайшим общим знаменателем. Да, актерство
начинает мне надоедать. Я, кажется, исчерпался».
О Поле Ньюмене говорят, что
он серьезен, полон фантазии, замкнут в себе, невозмутим и вызывает раздражение.
В 1995 году он был занесен в книгу рекордов Гиннеса как старейший автогонщик,
когда-либо участвовавший в национальном чемпионате. В свои 70 лет актер не
менее уверенно чувствовал себя и за штурвалом собственного самолета.
После того как его сын
скончался от наркотиков, Ньюмен образовал специальный фонд борьбы с
наркоманией. В этот фонд он перечислял доходы с предприятия, производящего
продукты питания, на которых стоит имя Пола Ньюмена... Это миллионы долларов.
Однажды Ньюмен сказал: «Я
хочу, чтобы меня помнили как человека, который старался — старался быть
частицей своего времени, старался помочь людям наладить общение друг с другом,
старался быть порядочным в своей жизни, старался расти как человек. Надо всегда
стараться — это главное».
В 2001 году британские
поклонники кино назвали Пола Ньюмена лучшим актером за всю историю
существования этого вида искусства. Таковы итоги опроса, проведенного журналом
«Радио тайме».