После восшествия на престол каждый фараон начинал
сооружать себе посмертный храм. Древние египтяне верили в бессмертие
души и потому возведению погребальных сооружений — пирамид, мастаб,
гробниц, разного рода усыпальниц придавалось особое культовое значение, в
них предстояло поселить души умерших. Их украшали лучше, чем жилища, а
возведение длилось порой десятилетиями. Но умершему для путешествия в
царство мертвых требовалась помощь. Согласно легенде, ее оказывал бог
Анубис, главный помощник бога Осириса — бога возрождения, царя
загробного мира.
Анубиса изображали в виде лежащего
шакала-охранника, или собаки Саб, или в виде человека с шакальей
головой. Он считал сердца умерших, подготавливал тела к бальзамированию и
рассказывал о предстоящем суде. Его называли еще проводником
человеческой души сквозь тьму невежества.
В легенде о боге Осирисе и его коварном
убийстве Анубис помогал богине Исиде, жене Осириса, собирать части его
тела, расчлененного его братом — завистником Сетом. В период Древнего
царства Анубис почитался как бог мертвых, его называли «Хентиаменти», что означало
«тот, кто впереди страны запада, или царства мертвых», еще его величали
владыкой «Расетау», который стоит впереди чертога богов.
В царстве мертвых Анубис вначале
представлялся самым главным, а бог Осирис олицетворял собой только
умершего фараона. Но постепенно со временем бог Осирис, возвеличиванию
культа которого всячески способствовали жрецы, перенял себе царские
функции Анубиса, который стал лишь помощником Осириса и занимался
выполнением разных мистерий и погребальных мероприятий.
Так называемая «Книга мертвых»
(дословный перевод с египетского «Главы о восхождении к свету») является
сборником египетских гимнов и религиозных текстов, она помещалась в
гробницу усопшего с целью помочь ему преодолеть опасности потустороннего
мира и обрести благополучие после смерти. В ней дается подробное
описание загробного мира по верованиям египтян. Там же приводится
описание суда Осириса, во время которого его помощник Анубис занимался
взвешиванием сердца умершего на весах истины. Сердце, согласно легенде,
помещалось на левую чашу весов, а на правую — перо богини Маат,
олицетворявшей собой справедливость, гармонию во Вселенной и истину. Что
тяжелее, перо или сердце, от этого зависела дальнейшая судьба умершего.
Далее Анубис подготавливал тело к
бальзамированию, превращал его в мумию, поэтому его определяли также
богом бальзамирования. Он возлагал на мумию руки и с помощью магии
превращал усопшего в «ах», то есть в просветленного, в блаженного. В
погребальной камере Анубис расставлял вокруг мумии детей бога солнца
Гора, покровительствовавшего фараонам, и каждому давал канопу с
внутренностями покойного.
Древние греки хорошо знали миф об Анубисе и отождествляли его с Гермесом. |