Российский актер. Снимался в
фильмах: «Чужая родня», «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девушка без
адреса», «Девчата», «Война и мир», «Хоккеисты», «Вторая попытка Крохина»,
«Выйти замуж за капитана» и др.
Николай Рыбников родился 13
декабря 1930 года в городе Борисоглебске Воронежской области в семье актера.
Его отец, Николай Рыбников, играл в Малом театре и снимался в кино.
Детство Рыбникова-младшего
прошло в Волгограде. Там он окончил Волгоградскую железнодорожную школу, где
довольно успешно выступал в художественной самодеятельности. Рыбников поступил
в медицинский институт, но, проучившись там год, отправился в Москву.
В 1948 году он блестяще
прошел конкурс во ВГИК в мастерскую С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой. В памяти
Тамары Федоровны Рыбников остался человеком огромного темперамента, которому по
плечу были и Шекспир, и Шиллер, а ему все предлагали играть, как с горечью
говорил в конце жизни сам актер, бригадиров. Творческий диапазон его был
необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему удавались Жюльен Сорель и Хлестаков,
Макар Нагульнов и пушкинский Дон Гуан, Бенкендорф, изъясняющийся только
по-французски.
Рыбников умел мастерски
имитировать чужие голоса и вместе с друзьями часто устраивал розыгрыши. В
апреле 1951 года Николай, прячась в шкафу, зачитал голосом Юрия Левитана
правительственное постановление о снижении розничных цен. Согласно этому
постановлению, с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на
винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать
бесплатно. Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и криками: «Да
здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!» Естественно,
обман вскоре раскрылся. За эту проделку Рыбникова решили отчислить из ВГИКа. Но
руководство курса взяло его на поруки...
И вот — учеба во ВГИКе
завершена дипломным спектаклем о юном Петре. По выражению Т.Ф. Макаровой, это
было
высшее достижение актера. Вся
театральная и кинематографическая Москва бьша на спектакле. Николай абсолютно
не похож на Петра I. Даже своим ростом (176 см) он много «не дорос» до царя, не
говоря уж о совсем не богатырском сложении актера. Есть немало свидетельств
тому, как играл Рыбников эту роль. Его учитель, С.А. Герасимов, делился своими
впечатлениями: «Прекрасно играл — вдруг становился длинным, будто вырастал, и какой-то
бас у него образовывался, ломкий бас, срывающийся, — эту роль помнят все, кто
видел эту работу. И это была в значительной степени саморежиссура, необходимая
и возможная даже на студенческой скамье, в ученические годы».
В 1954 году Рыбников
дебютировал в кино — в фильме «Команда с нашей улицы». Но картина прошла
незамеченной.
В следующем году он снялся в
роли Котьки Григоренко у А. Алова и В. Наумова в «Тревожной молодости».
Рыбников в этой роли был удивительно сдержан, немногословен, скуп на эмоции. Его
работу отметили критики.
В картине М. Швейцера «Чужая
родня» он сумел создать абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту
роль было трудным. В длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора
Федора фамилия актера Рыбникова была самой последней.
А далее — феерический успех
фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Герой Рыбникова — Саша Савченко,
обыкновенный парень. По профессии он — сталевар, по должности — бригадир, по
социальной прописке — исконный житель рабочих окраин. Режиссер картины М.
Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя. И
все же Рыбников получил эту роль, достойную его дарования. Но как доставалась
Рыбникову каждая сцена! М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли все время и
каждый день приносить новые решения. Он все время носит в себе образ, над
которым трудится. Он не стесняется трудиться».
Наверное, если не все, то
очень многое определяет здесь талант, отмеренный человеку природой. О нем-то и
говорил М. Хуциев много лет спустя на одном из
вечеров памяти Рыбникова:
«Вот я сейчас смотрю, и у меня подкатывается ком к горлу. Потому что он ничего
еще не сказал, но как он смотрит на нее! Как он играл любовь! Это ведь
невероятно сложно сыграть. Это могут только огромные артисты. Будь другой актер
— и сцены бы не было. Уверяю вас».
Сложность сцены, в которой
Савченко признается в любви учительнице Татьяне Сергеевне, состояла еще и в
том, что Рыбников должен был играть влюбленного, пришедшего к ней навеселе!
Ситуация явно комическая, явно невыгодная для героя. А сцена потрясает.
«Происходит это, на мой взгляд, потому, — пишет биограф Ю. Дьяконов, — что
актер в течение нескольких минут сумел убедить нас в своей предельной
открытости, в этом одном из главных свойств русского характера, в его гордом
простодушии и бесхитростности: «...Вы же видите, я для вас что хотите сделаю.
Мертвый — приду, если надо. Только вот я какой. Рабочий. Работяга. Ну, такой я
есть, таким и буду. Хотите за такого пойти?» Рыбникову не нужен повод или
случай, чтобы показать потаенную или явную эмоциональность переходов его героя
из одного состояния в другое, потому что в самом его русском характере заложена
бескрайность чувств». В этой картине зрителям довелось узнать и замечательный,
проникновенный талант Рыбникова-певца.
Фильм имел огромный успех у
публики. А буквально через несколько месяцев после этого на широкий экран вышел
еще один шедевр с участием актера — фильм А. Зархи «Высота». Характер героя
фильма — рискового парня, монтажника Николая Пасечника — показан Рыбниковым в
динамике. От неудовлетворенности бездумными вечеринками, которые, впрочем, еще
вчера казались необходимыми, герой переходит к раздумьям о смысле жизни вообще
и о своей собственной.
В «Высоте» счастье Николая —
в сооружении им огромной домны. Он — хозяин жизни. Таким и видит его
задиристая, колючая Катя (одна из лучших ролей Инны Макаровой) и влюбляется в
него безоглядно. Актриса с волнением вспоминала один из эпизодов фильма, когда
Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается на руках по железному тросу.
В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» — и видит окровавленные ладони
Рыбникова, который не успел на первой съемке надеть рукавицы. Макарова в ужасе.
А Коля с улыбкой и со свистом вновь проносится мимо нее, обжигая
влюбленно-победоносным взглядом. И иным он быть не мог. Ни в жизни, ни на
экране.
Героям Рыбникова верили, на
них хотели походить. И многие мальчишки середины пятидесятых годов писали
письма сталевару Саше Савченко и монтажнику-высотнику Николаю Пасечнику с
просьбой рассказать, как и где они обучились своей профессии...
Во время съемок фильма
«Высота» произошли перемены в личной жизни актера — 2 января 1957 года он
женился на актрисе Алле Ларионовой. «На премьере «Высоты» в Доме кино мы уже
сидели рядом, — вспоминала Ларионова. — И когда герой фильма, которого тоже
звали Николаем, произнес с экрана: «Эх, прощай, Коля, твоя холостая жизнь!» —
зал взорвался аплодисментами». В 1961 году в семье родилась дочь, которую
назвали Арина.
В 1957 году Рыбников впервые
попробовал себя в комедии, снявшись в фильме Э. Рязанова «Девушка без адреса».
Фильм имел огромный успех у публики. Такого успеха больше не знал ни один фильм
с участием Рыбникова. Однако критика, да и сам режиссер Э. Рязанов посчитали
эту картину малоудачной.
Рыбников не был бы
Рыбниковым, если б не сумел раскрыть всей многогранности характеров своих
персонажей, их человеческую слабость и силу, то есть то, что и составляет
народный характер. В большей степени это проявилось, пожалуй, в киноленте Ю.
Чулюкина «Девчата» (1962) Фильм по режиссур менее тонок, нежели ленты М.
Хуциева, и все в нем решил великолепный дуэт! Николая Рыбникова и Надежды
Румянцевой В этой ленте актер играл бригадира лесорубов Илью Ковригина.
«Профессионалом он был
потрясающим, — отмечала Румянцева. — Фильм снимали на Северном Урале Мороз — за
45 градусов. Просыпаешься ночью -все в инее. Потом по этому морозу долго едем в
розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат
камеры под полушуЕ ками, иначе моторы отказывают. Ждем, когда в термосах
привезут обед Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лед. И вот
предлагаю испробоват этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот . а
вынуть не может Ото грел, вытащил ее с куском кожи Потекла кровь. «Ну, —
говорим, — все» Видим же — распухает щека А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять
сует ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону
отворачивается и... лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал...»
И Надежда Румянцева добавила' «У него бьш узкий круг знакомых. Он не очень
подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля! Нет. Он был
очень сдержан».
В последующие девять лет он
снялся в десяти картинах «Им покоряется небо» (1963), «Хоккеисты» (1964),
«Война и мир» (1965—1967), «Дядюшкин сон» (1967), «Разбудите Мухина», т/ф
«Длинный день Кольки Павлюкова» (оба — 1968), т/ф «Люди, как реки» (1969),
«Старый знакомый», «Плечом к плечу», «Освобождение» (все — 1970).
В фильме режиссера Рафаила
Гольдина «Хоккеисты» Рыбников исполнил роль тренера Дашкова Стоит отметить, что
актер очень любил хоккей и частенько в свободное время вставал на коньки и брал
в руки клюшку Болел Рыбников за ЦСКА, где у него было много друзей, но самым
близким был прославленный форвард Всеволод Бобров
В эпопее С. Бондарчука «Война
и мир» актер сыграл гусара и поэта Дениса Давыдова
Следующее десятилетие
началось для Рыбникова и Ларионовой весьма многообещающе — режиссер Эдуард
Бочаров пригласил их на главные роли в свой фильм «Седьмое небо». До этого
звездная пара снялась вместе лишь в одном фильме — «Две жизни», и было это
ровно десять лет назад Картина «Седьмое небо» имела огромный успех В 1974 году
семейный дуэт появился в фильме «Семья Ивановых».
Потом Рыбников снимается в
фильмах: «Круг», «Мраморный дом» (оба — 1973), «Потому что люблю» (1975),
«Развлечение для старичков» (1977), «Есть идея», «Вторая попытка Виктора
Крохина» (оба — 1978), «Уходя — уходи» (1979), «Вторая весна», «Последняя
охота», т/ф «Бабушки надвое сказали» (все — 1980).
В фильме о послевоенном
десятилетии «Вторая попытка Виктора Крохина» герой Рыбникова — «простой рабочий
человек» В этой роли актер сломал многие устоявшиеся стереотипы. И его работа,
лишенная прежней наступательнос-ти, была более вкрадчивая, мягкая, но, как
всегда, очень убедительная. «Вторая попытка Виктора Крохина» в течение десяти
лет не выпускалась на широкий экран по цензурным соображениям.
В 1980-е годы Рыбников в кино
снимался редко — за все десятилетие он сыграл всего лишь девять ролей, большая
часть из которых были эпизодическими.
Но даже эпизодическую роль
актер мог превратить в шедевр Как это, например, произошло в фильме «Выйти
замуж за капитана», в котором Рыбников сыграл
пенсионера Кондратия
Петровича, вредного соседа главной героини За эту роль он бьш назван «лучшим
актером эпизода» по читательскому опросу журнала «Советский экран — 86». В этом
же году «Весна на Заречной улице» и «Высота» оказались в списке тех фильмов
прошлых лет, которые снова хотят увидеть зрители ..
Рыбников был жизнелюбом не
только на экране. Отдавал себя любимой Алле, дочерям Алене и Арине, он дружил с
семьей режиссера Сергея Бондарчука, с писателями Виталием Закруткиным и
Владимиром Солоухиным Как вспоминает Алла Дмитриевна. «Он был одержим во всем. Если
шахматы, то хоть сутками. Кинолюбительство. А его пельмени, запеченное мясо,
прекрасные борщи, засоленные им помидоры, арбузы, приготовленное им варенье ..
А в дни революции на Кубе собрался туда добровольцем Да, да. Весьма решительно.
А его рассказы о собственной жизни с комедийным всегда уклоном».
Николай Николаевич Рыбников
умер 22 октября 1990 года, не дожив до своего 60-летия полутора месяцев.