Французская актриса. Играла в
пьесах Шекспира, Расина, Дюма, Сарду, Гюго, Мюссе, Ростана и др. Снималась в
фильмах: «Тоска», «Королева Елизавета», «Дама с камелиями» и др.
Сара Бернар родилась 22
октября 1844 года в Париже. Она была одной из трех незаконных дочерей Юдифь
Бернар (фон Хард), портнихи голландско-еврейского происхождения. Красавица
Юдифь появилась в Париже в качестве куртизанки, ее посещали Дюма (отец и сын),
Россини и герцог де Морни. «Вот это была семейка, — писали враги актрисы,
братья Гонкуры в своем знаменитом «Журнале». — Мать заставляла дочерей быть
путанами, когда им еще не исполнилось и 13 лет».
Что касается отца Сары
Бернар, то трудно установить, кто он. Многие полагают, что это офицер
французского флота по имени Морель.
До пяти лет Сара жила у
кормилицы.
Затем она находилась в
пансионе госпожи Фрессар и монастыре Гран-Шан. В четырнадцать лет Сара попадает
в Париж, где мать нанимает ей учительницу. Затем, по совету герцога де Морни,
Бернар отдают в Парижскую консерваторию. Сара училась в драматических классах у
Прово и Сансона.
По рекомендации Дюма-отца и
герцога де Морни она получает ангажемент в «Комеди Франсез». 1 сентября 1862
года Бернар дебютировала на прославленной сцене в роли Ифигении («Ифигения в
Авлиде» Расина). Франсиск Сарсе писал в «Опиньон насьональ»: «Мадемуазель Бернар,
дебютировавшая вчера в «Ифи-гении», — высокая, стройная девушка приятной
наружности, особенно красива у нее верхняя часть лица. Держится она хорошо и
обладает безупречной дикцией».
Но уже в следующем году,
после того как в припадке гнева она ударила другую актрису, Бернар ушла из
«Комеди Франсез». Так начиналась ее сложная и бурная артистическая жизнь.
Сара получила ангажемент в
театре «Жимназ» и здесь впервые продемонстрировала как свой выдающийся талант
драматической актрисы, так и непредсказуемый характер: накануне представления
пьесы Лабиша, в которой она играла главную роль, она внезапно покинула Париж,
оставив лишь письмо автору, заканчивающееся словами: «простите бедную
сумасшедшую». Совершив довольно продолжительное путешествие по Испании, Бернар
вернулась в Париж.
Ее первым известным
любовником был граф де Кератри. Но более сильное чувство связывало Бернар с
принцем де Линем, от которого она родила сына Мориса. Впоследствии де Линь
предложил Морису признать его и дать свое имя, но тот отказался.
Итак, в двадцать лет Сара —
молодая актриса, потерпевшая фиаско, имеющая сына, которого надо было кормить,
и много добрых друзей. Она выступала недолго в театре «Порт-Сен-Мартен», а
потом перешла в «Одеон».
В спектакле «Завещание
Жиродо» она с успехом играла роль Гортензии, а в пьесе А. Дюма «Кин» — Анну
Демби. После премьеры «Кина», состоявшейся 18 февраля 1868 года, рецензент
«Фигаро» писал: «Мадемуазель Сара Бернар появляется в эксцентричном костюме,
что еще более подогревает разбушевавшуюся стихию, но ее теплый голос,
необычайный удивительный голос, проникает в сердца зрителей Она обуздала,
покорила их, подобно сладостному Орфею!» Прекрасно справилась Бернар и с ролью
Занетто в лирико-драматической пьесе современного драматурга Коппе «Прохожий»
(1869). Это роль мальчика, юноши. А Сара была худа, угловато грациозна, с
плоскими формами несложившейся женщины, с необычайно певучим, как арфа,
голосом, и произвела сенсацию.
Сара имела огромный успех в
драмах Шекспира и Расина. Она стала кумиром студентов и получала от поклонников
букетики фиалок, сонеты, поэмы...
Во время войны 1870 года,
вместо того чтобы уехать со своей семьей, Сара Бернар осталась в осажденном
Париже, устроила в театре «Одеон» госпиталь, полностью посвятив себя раненым и
отказавшись даже от своей артистической комнаты, и все это с той удивительной
легкостью, которая свидетельствует об истинном мужестве, с той веселостью, без
которой любая жертва становится невыносимой. Однажды Сара Бернар приняла в
госпитале раненого юношу, который попросил у нее фотографию с автографом. Было
ему девятнадцать лет, и звали будущего маршала Франции Фердинанд Фош...
День 26 января 1872 года стал
для «Одеона» подлинным праздником актерского искусства. Появление Бернар в роли
Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было поистине триумфальным. «Спасибо,
спасибо», — восклицал автор, Целуя ей руки после премьеры спектакля.
После триумфа на сцене
«Одеона» Бернар возвращается в «Комеди Франсез». 22 августа она с огромным
успехом сыграла роль Андромахи. Ее партнер и возлюбленный Муне-Сюлли был просто
великолепен в образе Ореста.
Впоследствии актриса сыграла
Федру, но еще с большим успехом вторую героиню трагедии — Арисию. Тогда писали:
«Кто не видел и не слышал Сару в Арисии и Муне-Сюлли в Ипполите, тот не знает,
что такое гений, молодость и красота!»
В театре «Комеди Франсез»
Сара Бернар блистала в трагедиях Расина и Вольтера (особенно — в «Заире»),
являвшихся как бы пробным камнем для актрисы на амплуа трагических героинь.
Правда, некоторые критики указывали на отсутствие трагического темперамента, но
все же игра актрисы в отдельных сценах давала возможность знатокам театра
сравнивать ее с Рашелью.
В 1875 году на тихой зеленой
и достаточно престижной авеню де Вилье Сара Бернар построила себе особняк. Архитектором
был модный в те годы Феликс Эскалье, а к внутреннему убранству дома приложили
руку и талант десятки художников и скульпторов. Соперничая друг с другом, они
расписывали стены и потолки, украшали лестницу и зимний сад, придумывали
оригинальные решения интерьеров.
Неожиданно Сара Бернар
воспылала страстью к ваянию. В мастерской ее навещали друзья: они рассаживались
вокруг Сары, пели, играли на фортепьяно, яростно спорили о политике — актриса
принимала самых выдающихся представителей различных партий. Сам Адольф де
Ротшильд заказал ей свой бюст.
Однажды ей сообщили о приходе
Александра Дюма. Он принес добрую весть о том, что закончил для «Комеди
Франсез» пьесу под названием «Иностранка», одна из ролей которой — роль
герцогини де Сетмон — подойдет ей как нельзя лучше. В ту пору, когда театр
«Комеди Франсез» репетировал комедию «Иностранка», в Париже находился
знаменитый итальянский актер Эрнесто Росси. Он рассказывал: «По слухам, Дюма
был в подавленном расположении духа и боялся провала своей новой пьесы, где
главная роль Иностранки была специально написана для Сары Бернар, с расчетом на
ее внешние данные, строй чувств, характер и нервический склад. Однако актриса
отказывалась играть героиню, предпочитая ей роль Графини, предназначенную для
мадемуазель Кру-азетт. Поэтому работала она без всякого интереса и спустя
рукава. Никому не сказав ни слова, я пришел в театр и, незаметно проскользнув в
ложу, принялся следить за тем, что происходило на сцене. Актеры репетировали с
увлечением, и только Сара, держа текст перед собой, что-то бубнила себе под
нос. Дюма, сидя рядом с суфлерской будкой, нервничал и от нетерпения ерзал на
стуле. Репетировалась та самая сцена, где Иностранка, разбив кофейную чашку,
уходит из дома маркиза. Хотя Сара Бернар и репетировала в полсилы, тем не менее
была так естественна и натуральна, что, казалось, все происходит само собой,
что нет ни игры, ни предварительных размышлений и раздумий. Она выговаривала
текст с житейской небрежностью, мало заботилась о картинности своих движений и
ушла со сцены через среднюю дверь. Тогда Дюма, не выдержав, поднялся с места и
сказал. «Послушай, Сара, если ты так будешь играть на премьере, мы пропали».
«Болваны, — думал я,
притаившись в уголке, — вы не пропали, а спасены». Не вникая в характер своей
героини, Сара по наитию добралась до его сути, до его правды. Благодаря ее
мастерской игре пьеса облеклась в плоть. Через несколько дней должна была
состояться премьера. Все предсказывали провал, и, вероятно, сама Сара не верила
в успех. Но стоило ей выйти на сцену и уйти так, как она делала на репетиции,
публика взвьша от восторга. Участь «Иностранки» была решена. Сара этого не
ожидала и, пораженная приемом публики, вдохновенно и умно довела роль до
конца».
«Сара Бернар совершенно
непохожа ни на одну актрису прошлого или настоящего, — продолжает Эрнесто
Росси. — Это абсолютно новый тип художника, странный, если угодно, но тем не
менее новый. Все в ее творчестве и даже в личной жизни поражает
эксцентричностью».
Премьера «Эрнани» Виктора
Гюго, состоявшаяся 21 ноября 1877 года, стала триумфом как для автора, так и
для всех исполнителей. Роль Эрнани исполнял Муне-Сюлли. Бернар же играла донью
Соль. После спектакля Виктор Гюго прислал ей такое письмо: «Мадам! Вы были
очаровательны в своем величии. Вы взволновали меня, старого бойца, до такой
степени, что в одном месте, когда растроганные и очарованные зрители Вам
аплодировали, я заплакал. Дарю Вам эти слезы, которые Вы исторгли из моей
груди, и преклоняюсь перед Вами».
Новый успех на сцене «Комеди»
окончательно сделал Сару Бернар любимицей публики. В 1877 году она становится
сосьетеркой. Ее коллеги восприняли это не без ревности.
Тем временем Бернар решила
заняться живописью: «Я немного умела рисовать, и мне особенно удавался цвет.
Для начала я сделала две-три небольшие картины, а затем написала портрет моей
дорогой Герар. Альфред Стевенс нашел, что он сделан очень умело, а Жорж Клэрен
похвалил меня и посоветовал продолжать мои занятия».
Во время парижской выставки
1878 года Бернар каждый день поднималась в воздух в привязанном аэростате
господина Жиффара. Затем вместе с ученым она совершила воздушное путешествие,
свидетельствующее о бесстрашном характере Сары Бернар. Аэростат поднимался на
высоту 2600 метров от земли. Волшебный полет вдохновил Сару на написание
очаровательной новеллы «Среди облаков».
В 1879 году «Комеди Франсез»
гастролирует в Лондоне. Сара Бернар становится любимицей английской публики.
После «Федры» ей устраивают овацию, «не имевшую аналогов в истории английского
театра». Одну из сцен Сара Бернар превращала в законченную «картину», столь же
содержательную, как шедевр живописи: после откровенного разговора с наперсницей
Эноной ее Федра «садится в кресло, по виду спокойная и как бы полумертвая, и
так и застывает в неподвижной позе с простертыми руками, с поблекшим взором, —
это дает великолепный образ словно раньше смерти умершей женщины...»
«Комеди Франсез» возвращается
в Париж. И вскоре Сара Бернар во второй раз уходит из этого театра. Произошло
это после премьеры «Авантюристки» (17 апреля 1880 года).
Сара рвалась из театра,
который ей казался академичным и далеким от всего нового в театральном
искусстве. Парижская публика, слишком пресыщенная, постепенно стала привыкать к
благородному обольщению себя и зевать от скуки, услышав об очередном успехе
Бернар.
А она не могла позволить это
публике Она сама становится своим импресарио с собственным театром и труппой, и
любой провал мог вынудить ее продать драгоценности, костюмы и даже свой
собственный дом. В эти периоды она ездила в Данию, Лондон, где внимание принца
Гэльского открывало ей доступ в Дома самых аристократических семейств.
И каждый раз она возвращалась
домой еще более богатой, чем прежде. А обыватели этого не прощали, падкие до
сенсации журналисты обвиняли ее в жадности, «высшее общество» ее игнорировало.
Но... лишь до следующего успеха, после которого великой актрисе прощали все
грехи.
Наконец она отправилась на
гастроли в Америку, где по договору должна была играть восемь пьес: «Эрнани»,
«Федру», «Адриенну Лекуврер», «Фруфру», «Даму с камелиями», «Сфинкса»,
«Иностранку» и «Принцессу Жорж». Бернар заказала тридцать шесть костюмов, на
общую сумму 61 тысяча франков.
Гастроли продолжались семь
месяцев. За это время актриса посетила пятьдесят городов и дала сто пятьдесят
шесть спектаклей. Чаще всего шла «Дама с камелиями» А. Дюма — Бернар отыграла в
ней 65 раз.
Роль Маргерит Готье была
одной из лучших в репертуаре актрисы. Известный русский критик А. Кугель писал
об этом шедевре: «Он памятен по нежной женственности и грации первых актов, по
изяществу и стилю ее объяснений с отцом Дюваля, по этой, какой-то совершенно
исключительной выразительности ее плачущих рук и рыдающей спины и всего менее в
сценах внутреннего переживания и великой скорби».
В 1881 году Сара познакомилась
с советником греческой миссии в Париже 26-летним красавцем Жаком Дамала
(настоящее его имя — Аристид Дамала), приятелем своей младшей сестры Жанны,
тоже актрисы. Его любовные похождения снискали ему репутацию нового Казановы и
нового маркиза де Сада.
В момент их знакомства Сара
так растерялась перед лицом этой торжествующей красоты и самоуверенной
дерзости, что даже разрешила ему курить в своем присутствии, чего не разрешала
никому. Именно Дамала в течение нескольких месяцев будет ее мужем. Больше она в
брак не вступала.
Воодушевленный успехом Сары
Бернар за океаном, ее американский антрепренер Жаретт предложил актрисе
шестимесячную поездку в Европу.
...Путь гастролей лежал из
Бельгии в Нидерланды, потом в Данию и Норвегию, через Польшу — в Вену и Будапешт
(Германии Сара избегала еще со времен франко-прусской войны, в результате
которой чрезвычайно обострились ее патриотические чувства), затем в королевство
Румынию, в Яссы, оттуда — в Одессу. В качестве личной свиты Сары Бернар ехали
ее постоянная наперсница мадам Герар (по прозвищу Сударушка), камеристка Фелиси
и ее муж лакей Клод. И тут следует сказать, что при фантастической вздорности
характера и капризах актрисы, о чем написаны тома анекдотов, ее любили и были
ей верны всю жизнь слуги и домочадцы. Английская актриса Патрик Кэмпбелл писала
в своих мемуарах: «Мир знает о ее гениальности и ее огромном мужестве; но
далеко не всем известно, с каким вниманием она относится к своим друзьям,
сколько любви к ним таится в глубине ее сердца...»
Импресарио Шюрман
неукоснительно заботился о том, чтобы на каждый железнодорожный вокзал
заблаговременно дана была телеграмма о часе прибытия мадам Сары; телеграммы
входили в стоимость рекламы. Новость мигом распространялась по городу, и тысячи
любопытных стекались к вокзалу Прибытие поезда встречалось криками и цветами.
Говорились приветственные речи. Дверь вагона Сары Бернар осаждали поклонники, и
самые сильные из актеров вместе с импресарио привычно прокладывают ей путь в
толпе, конечно, не без помощи полиции, а в России — конных казаков Толпа
следовала за актрисой до самой гостиницы и расходилась только после того, как
Сара Бернар трижды или четырежды выходила на балкон своего номера (балкон
предусматривался тоже) — приветствовать свой народ Так было во всех городах гастролей