Французский актер. Снимался в
фильмах: «И Бог создал женщину», «Обгон», «Мужчина и женщина», «Дзета»,
«Конформист», «Покушение», «Терраса», «Скорей бы воскресенье!», «Мужчина и
женщина: двадцать лет спустя», «Три цвета: красный» и др.
Жан-Луи Трентиньян родился 11
декабря 1930 года в городке Пон-Сент-Эсп-ри, что у подножья Севеннских гор. Его
отец, Рауль Трентиньян, владел небольшой кондитерской фабрикой.
Школьные годы Жана-Луи прошли
в Авиньоне и в Эксе (куда семья переехала вскоре после войны). Юный Трентиньян
учился не очень прилежно; гораздо больше привлекала его поэзия, Жак Превер стал
его кумиром...
В 1950 году Трентиньян
поступает в Париже в актерскую школу Дюлена. Преподавателями были Жерар Филип и
Жан Вилар. Немало усилий ему потребовалось только на то, чтобы избавиться от
акцента, выработать правильную дикцию. После того как его родители лишились
кондитерской фабрики, Трентиньян вынужден был подрабатывать — продавцом, грузчиком,
мойщиком посуды.
На курсах Жан-Луи женился на
Стефани Одран, ставшей известной киноактрисой. Однако их брак просуществовал
недолго. После развода они сохранили дружеские отношения. Вместе актерам
довелось сниматься в фильмах Клода Шаброля, режиссера, ставшего мужем Стефани
Одран
После окончания курсов для
Трентиньяна началась обычная жизнь молодого актера: кратковременные контракты,
незначительные роли, утомительные гастрольные поездки по провинции. В
театральный сезон 1953 — 1954 годов Трентиньян привлек к себе внимание
парижской критики исполнением главной роли затравленного преступника в пьесе
Робера Оссеина «Ограниченная ответственность».
В 1955 году он сыграл первую
настоящую роль в кино — у Кристиана-Жака в «Если парни всей земли». В конце года
Жан-Луи начал сниматься в фильме, которому была суждена громкая и скандальная
слава, «И Бог создал женщину...» Но слава эта была связана не с Трентиньяном, а
с исполнительницей главной роли — юной Брижит Бардо. Они стали жить вместе.
Призыв в армию на два с
половиной года прервал профессиональную деятельность молодого актера.
Трентиньян попал в Алжир.
После возвращения из армии
Жан-Луи несколько месяцев не снимался. Его уже начали забывать. Он ушел от
Брижит Бардо после того, как застал ее дома с известным шансонье Жильбером
Беко. В это время он нашел поддержку у Надин Маркан, молодой, энергичной,
жизнелюбивой женщины, работавшей ассистентом по монтажу. Надин стала спутницей
Жана-Луи на долгие годы.
Морис Жакмон, главный
режиссер театра «Студио» на Елисейских Полях, пригласил Трентиньяна на роль
Гамлета. Репетиции продолжались почти год. Премьера прошла с огромным успехом.
После пятнадцати представлений в Париже спектакль повезли в Марсель. Южане
устроили Трентиньяну триумфальный прием. «То, что он сделал в Гамлете, — писал
один из критиков, — и то, что он делает вообще, есть нечто прямо
противоположное актерскому «номеру». Он добивается сдержанности, доходит до
аскетизма, до неподвижности. Своей властью над зрителями он обязан богатству
своего воображения». В образ Гамлета Трентиньян вложил свои мучительные
раздумья, свой жизненный опыт последних лет. Принца датского он играл как
человека, который «укрывается в безумии, чтобы спастись от окружающей его
глупости и посредственности. Это — антигерой. Это могла бы быть роль моей
жизни. Благодаря ей я понял больше, чем за все годы работы в кино».
Роже Вадим, первый муж Бардо,
снял Трентиньяна в фильме «Опасные связи» (1959) по знаменитому роману де
Лакло.
В 1960 году Трентиньян сыграл
в фильме итальянского режиссера Дино Ризи «Обгон». Его герой, застенчивый
студент по имени Бруно, помимо собственной воли оказывается вовлеченным в
«сладкую жизнь». Наличие такого партнера, как Витторио Гасман, серьезная мысль,
которую развивал фильм при кажущемся легкомыслии, рука умелого режиссера — все
это позволило Трентиньяну извлечь из амплуа «скромного молодого человека»
максимум возможного.
Удачной была роль и в картине
«Битва на острове» Алена Кавалье. Сам Трентиньян считал ее одной из лучших в
своем раннем творчестве.
Его снова приглашает Роже
Вадим: «Замок в Швеции» (1963, по произведению Франсуазы Саган).
Затем последовали роли иного
плана. Сначала — в костюмной мелодраме «Анжелика — маркиза ангелов» Бернара
Бордери. «У меня были денежные затруднения Мне предложили большие деньги за
небольшую роль. Вот и все, — объяснял Трентиньян. — Ах да! У меня была одна
очень мучительная сцена с Мишель Мерсье. Постельная. Я всегда ненавидел
постельные сцены. Я прихожу на съемочную площадку. Мишель Мерсье была уже
звездой, а я мало известен. Продюсер представляет нас: «Вы знакомы с Мишель
Мерсье?» «Здравствуйте, мадам». После этого мы залезаем голыми в постель и
разыгрываем любовников. Это омерзительно...»
Потом была роль в мелодраме
Сержа Корбера «Семнадцатое небо» (1965), где Трентиньян играл мойщика окон,
выдающего себя за известного писателя.
Когда Жан-Луи согласился
исполнить главную роль в фильме «Мужчина и женщина» (1966), сценария еще не
существовало. Режиссер Клод Лелуш рассказал Трентиньяну сюжет в общих чертах.
Речь шла о любовной истории между врачом и помощницей режиссера. Герои молоды,
но не слишком, им около тридцати. Оба были женаты, оба имеют детей, он —
мальчика, она — девочку примерно одного возраста.
Как при таких условиях будет
развиваться их роман, предстояло дофанта-зировать в процессе съемок. Главным
для Лелуша было поведение актеров, Трентиньяна и Анук Эме. В результате фильм
поразил зрителей правдивостью и задушевностью интонаций.
Трентиньян превыше всего в
актерском деле ценил свободу импровизации. «Его вклад на съемочной площадке, —
свидетельствует Лелуш, — был очень значителен. Он всегда чуток, открыт,
восприимчив к происходящему. Всегда что-нибудь предлагает режиссеру. Я называю
это — делать подарки. Трентиньян — актер, который «делает подарки». Но лишь
тогда, когда чувствует себя соучастником в создании чего-то значительного. В
«Мужчине и женщине» он часто подхватывал и развивал то, что мной было только
намечено».
Именно Трентиньяну
принадлежала идея изменить профессию героя — сделать его не врачом, а
автогонщиком. Это позволило Лелушу снять несколько очень эффектных эпизодов на
автодроме и во время ралли в Монте-Карло.
Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян
играли действительно современно. Именно этот фильм обнаружил в артисте истинно
лирический талант, по которому Франция, да и не только она, скучала со времен
молодости Жерара Филипа. Для миллионов зрителей и зрительниц Трентиньян слился
со своим героем, с его обаятельной и чуть застенчивой улыбкой, романтической
судьбой, затаенной грустью.
После огромного успеха
«Мужчины и женщины» Трентиньяну наперебой делают заманчивые предложения. В 1967
году он снялся в фильме «Сердце в горле» режиссера Тинто Брасса, затем в
вестерне «Большое молчание» (1968) Серд-жио Корбуччи.
Трентиньян отказался от ролей
в фильмах Копполы, Фридкина и Спилберга потому, что ему показался чуждым
драматургический материал. Зато с удовольствием снимался в авторских фильмах
элитарного режиссера и писателя Алена Роб-Грийе.
Трентиньян снимается в
политическом фильме «Дзета» (1968), за роль в котором получает премию на
Каннском фестивале 1969 года.
Одним из самых значительных и
сложных политических фильмов западного кино является «Конформист» (1970)
Бертолуччи. «Конформист», — говорит Трентиньян, — лучший фильм, в котором я
участвовал. Моя лучшая актерская работа».
Трентиньян в эти годы часто
снимался в Италии. В Рим он приезжал надолго, с женой и детьми. Так было и на
этот раз. Жан-Луи приступил к работе, старшая дочь Мари ходила во французскую
школу, Надин присматривала за восьмимесячной Поль. Как вдруг однажды ночью Поль
задохнулась в своей кроватке. Жан-Луи и Надин были вне себя от горя...
«Этот фильм, — говорил
впоследствии Трентиньян, — стоил мне очень дорого. Он меня буквально
растерзал». Главный герой «Конформиста» — интеллектуал Марчелло Клеричи, после
мучительных сомнений соглашается служить режиму Муссолини. Его наслаждение
властью и одновременно страх и презрение к себе были блестяще переданы актером
— в пластике, мимике, жестах... Образ Клеричи был завершением целой галереи
персонажей, созданных Трентиньяном, — людей с раздвоенной психикой, одевших
личину и потерявших лицо, людей-марионеток.
Режиссер Эрик Ромер (снявший
Трентиньяна в интересном фильме «Моя ночь у Мод») считал его актером «в духе
Достоевского»: «В нем идет борьба между светом и тьмой... Это настоящий
Раскольников с его внутренней раздвоенностью. Поверхностные персонажи без сучка
и задоринки — это не для него».
В 1972 году на экраны вышел
политический фильм режиссера Ива Буассе «Покушение». Трентиньян сыграл
журналиста, человека нерешительного, ненадежного, внутренне расколотого и
постепенно сползающего к предательству.
Жан-Луи признавался: «Мне
было действительно неприятно играть этот персонаж. Редко мне приходилось испытывать
столь неприятное чувство. Он внушал мне настоящее отвращение».
Трентиньян осуществил свою
давнюю мечту о режиссуре: его дебютом стал триллер «Насыщенный день» (1972).
Позже поставил фильм «Инструктор по плаванию» (1979). «Я провалил их, тогда как
мог выиграть. Возможно, из-за недостаточного доверия к себе как к режиссеру», —
говорил позже актер.
Молодой человек (который при
ближайшем рассмотрении оказывается не таким уж и молодым) в измятом пиджаке, в
очках, с растерянным взглядом, — таким появляется Трентиньян в фильме «Поезд»
(1973, режиссер Пьер Гранье-Дефер). Его герой Жюльен бежит от немецкого
наступления в мае 1940 года. В поезде он знакомится с молодой женщиной Анной
(Роми Шнайдер). Анна — еврейка, она исчезает из жизни Жюльена, чтобы не подвергать
его опасности. Но проходит три года, и героя вызывают в гестапо: его
подозревают в связях с участницей Сопротивления, и женщина, с которой ему
устраивают очную ставку, не кто иная, как Анна. Чтобы выйти из гестапо, ему
достаточно сказать: «Я не знаю этой женщины». Наступает мучительная пауза. И
герой говорит. «Здравствуй, Анна!» И она отвечает ему счастливой улыбкой... Эта
сцена, сыгранная Трентиньяном и Роми Шнайдер, — одна из самых сильных актерских
сцен во французском кино.
Вообще техника ансамблевой
игры у Трентиньяна на редкость богата и виртуозна. В этом плане он хорош не
только в лирических историях, но и в сугубо мужских сюжетах. «Я никогда не
задаюсь умозрительной идеей относительно персонажа. Не пытаюсь найти к нему
психологический подход. Я представляю его себе через конкретные действия,
физические детали, специфические жесты. Например, спрашиваю себя: как он будет
держаться за столом? Думаю о его походке, силуэте, дыхании... Если у вас
правильная походка, если вы почувствовали, как движется ваш герой, значит,
главное сделано...»
Картина режиссера Жака Дерэ
называется «Полицейская история» (1975). Трентиньян сыграл здесь уголовника,
профессионального убийцу, сыграл заостренно, гротескно.
В 1975 году Трентиньяна
постиг еще один удар: он узнал, что его старший брат Фернан болен раком и жить
ему осталось не более полугода. Жан-Луи бросил все дела Он купил ему гоночную
машину, и они устроили себе «веселые каникулы». Разумеется, Фернан ничего не
знал о своей болезни. Он чувствовал себя на удивление хорошо и был счастлив.
Увы, диагноз врачей был точным, и вскоре его не стало...
В 1978 году Трентиньян снялся
еще в одном значительном фильме — «Чужие деньги». Его партнершей была Катрин
Денев. Лаконизм выражения, скупость актерских средств доходят здесь у
Трентиньяна до аскетизма.
Уже давно Жан-Луи мечтал о
двух вещах: сыграть комедийную роль и сняться у Франсуа Трюффо. И вот оба эти
желания осуществились разом в пародийной комедии Трюффо «Скорей бы воскресенье!
(«Веселенькое воскресенье», 1983), где он сыграл мнимого преступника,
вынужденного скрываться от полиции и одновременно искать доказательства своей
невиновности. И еще одна памятная встреча— с Роми Шнайдер в фильме «Банкирша»
(1980), где актриса сыграла главную героиню, а Жан-Луи — роль ее заклятого
врага, злобного и коварного финансиста. Можно упомянуть и еще целый ряд работ
актера: профессора-интеллектуала, любителя поэзии и пособника террористов
(«Удар в сердце», 1982); следователя, решающего не столько юридическую, сколько
моральную проблему («Мужское дело», 1981). Запоминающимися были роли
Трентиньяна в «Террасе» (1979) и «Новом мире» («Ночь Варенны», 1982) Этторе
Скола, «Глубоких водах» (1981) Мишеля Девиля.
В 1980-х годах он часто
снимался у режиссера Клода Лелуша, в том числе в ностальгической картине
«Мужчина и женщина: двадцать лет спустя» (1986). Были неплохие роли в двух
полицейских лентах «Уголовная полиция» Филиппа Лабро и «Человек с серебряными
глазами» Пьера Гранье-Дефера.
В июне 1998 года Трентиньян
заявил, что уходит из кино. За это время он снялся в ПО фильмах. Одной из
последних запоминающихся работ стала лента Кесьлевского «Три цвета: красный».
«Я играю старого желчного типа, который открывается благодаря духовной красоте
молодой женщины, — говорит Трентиньян. — Ничего сексуального. Этот тип полон
злости и горечи, и он начинает искать в себе хорошее. История искупления...»
Главную женскую роль исполнила Ирэн Жакоб,
Прощальной гастролью
Трентиньяна стал фильм «Кто меня любит — поедет поездом». «Я, конечно, не
думаю, что кинематограф перестанет существовать, но очевидно, что он утрачивает
свое прежнее значение, — подчеркнул Трентиньян. — Причина как раз в том, что
уходят в прошлое те самые качества — простота, наивность, — которые необходимы
для восприятия этого искусства — кино».
Он решил заняться фотографией
и... делать вино. Правда, от семейных плантаций у него осталось всего пять
гектаров виноградников в департаменте Вок-люз на юге страны, приносящих ему 20
тысяч бутылок красного вина в год. Свое вино актер назвал «Руж-Гаранс»
(красно-мареновое).
В 2000 году Жан-Луи
Трентиньян получил «Золотой глобус» за большой вклад в киноискусство.