Французский актер. На сцене с
1942 года. С 1951 года — в Национальном театре. Среди ролей: Родриго («Сид»),
Рюи-Блаз («Рюи-Блаз»), Ричард III («Ричард III») и др. Снимался в фильмах:
«Пармская обитель», «Красота дьявола», «Фанфан-тюльпан», «Красное и черное»,
«Идиот» и др.
Жерар Филип родился 4 декабря
1922 года в Канне. Его отец, Марсель Филип, бывший адвокат, владел крупными
земельными угодьями в Провансе, небольшой гостиницей в Грассе. Мать, Мину
Филип, происходила из семьи пражского булочника. Жерар едва не умер при
рождении, его чудом спас врач. Мальчик рос медленно, поздно начал ходить и
говорить.
Филип учился в колледже
Станислава. Читал мало. Больше любил слушать джаз, плавать, играть в теннис и
волейбол. Вскоре учебу пришлось прервать — Жерар заболел сухим плевритом.
Поправившись, он сдал экзамен экстерном.
Когда Филип выступил на
благотворительном вечере с чтением стихов, старая актриса «Комеди Франсез»
сказала ему
после концерта: «Ваше
призвание — театр». Отец Жерара думал иначе. Сын должен был ехать в Ниццу
учиться на юриста.
И все-таки Филип предпочел
профессию актера. Он проходит несколько проб, прежде чем получить роль Мика в
комедии Андре Руссена «Совсем простая девушка», которую ставил в каннском
казино Клод Дофен.
После успешного дебюта Филип
отправился в гастрольную поездку по провинции. Ницца, Марсель, Лион... Он
запомнился в спектаклях «Путешественник без багажа» Ануя и «Девчонка знала...»
Are.
Летом 1943 года Жерар
снимается у Аллегре в фильме «Малышки с Набережной цветов», а в октябре
поступает в Консерваторию, где попадает к мудрому педагогу Жоржу Леруа. Но
перед выпускным экзаменом Жерар неожиданно уходит из Консерватории,
соблазнившись предложением Лакомба сыграть в картине «Страна без звезд» (1946).
Увы, фильм не имел успеха.
Чтобы получить главную роль в
пьесе «Калигула», Филип встретился с ее автором, знаменитым писателем Альбером
Камю. После двухчасовой беседы ему удалось привлечь на свою сторону мэтра.
Режиссер Эберто, до этого выступавший против кандидатуры Жерара, вынужден был
сдаться.
Спектакль стал событием в
театральной жизни французской столицы. Критики недоумевали, как мог справиться
начинающий актер со сложнейшей ролью. Марлен Дитрих, посетившая спектакль, была
от него в восторге. Она убеждала Филипа посвятить себя кино: «Романтизм в
театре — дело прошлое, а в кино — будущее. С вашими данными, Жерар, на экране
можно делать чудеса».
Вскоре Филипу удалось
получить роль Мышкина в экранизации «Идиота» Достоевского. Режиссеру Лампену
пришлось с Жераром нелегко: он был упрям, слишком верил в собственное ощущение
образа. Актриса Эдвидж Фейер, возмущенная чрезмерной, на ее взгляд,
самостоятельностью Филипа, устраивала истерики, а после премьеры «Идиота»,
когда критика в один голос заявила, что в фильме по-настоящему удался только
князь Мышкин, перестала с ним здороваться. Киновед Садуль отметил: «В
труднейшей роли князя Мышкина Жерар филип показал себя одним из лучших актеров
нашего времени...»
В апреле 1946 года Филип
отдыхал на юге Франции, в Пиренеях, в обществе Николь Фуркад — жены крупного
китаиста и дипломата, с которой он познакомился в Ницце три года назад.
Вернувшись с очередной прогулки по горам, Жерар обнаружил телеграмму от
продюсера Греца с предложением сняться в картине Клода Стана-Лара «Одержимый»
по знаменитому роману Радиге.
Филип ответил согласием и в
двадцать четыре года блистательно сыграл 16-летнего подростка. «Одержимый»
пользовался большим успехом у публики, особенно у молодежи. Серж Реджиани
произнес знаменитые слова: «Все складывалось так, словно Жерар был оправданием
нашего поколения. У каждого из нас есть свои достоинства, он же обладал ими
всеми одновременно».
После «Идиота» и «Одержимого»
Филип прочно утвердился в амплуа героя-любовника. Крепко сложенный, с
горделивой осанкой, удивительно сочетающий в себе античную мужественность с
женской хрупкостью и мальчишеским изяществом, он заинтересовал продюсеров из
Голливуда. Однако Жерар предпочитал сниматься в Европе.
В начале 1947 года он
отправился в Рим, где Кристиан-Жак приступил к работе над картиной «Пармская
обитель» по роману Стендаля. В роли Фабри-цио дель Донго актер лихо дрался с
Жилетти, ловко орудовал напильником, сокрушая решетку камеры на башне Фарнезе,
и бесстрашно спускался на канате (без дублера!) с 18-метровой высоты...
На съемках «Пармской обители»
Жерар Филип подружился с актрисой Марией Казарес. Вместе с режиссером Витали
они поставили пьесу Пишетта «Откровения». Наутро после премьеры многие критики
писали о торжестве и прелести древнего Эроса, который наполнял игру актеров, а
в одной рецензии даже утверждалось, что случись героям прямо на подмостках
заняться сексом, то это никого бы не шокировало.
Актриса Мария Казарес позже
писала: «Подлинного Жерара я никогда не знала. Он проходил по жизни неуловимый,
невидимый... Глубоко романтичный, влюбленный в легенды, он жил словно в
изгнании — между небом и землей. Он был одновременно слабым и необычайно
сильным».
Этапной для Филипа стала роль
в фильме «Красота дьявола» (1948) Рене Клера. Его шевалье Анри, по словам
Садуля, «подлинно современный герой, который борется за свободу и защищает ее».
Интересы Филипа не замыкались
на кино. Он был активным членом французского Национального совета движения
сторонников мира. Жерар ездил в парижскую колонию для несовершеннолетних
правонарушителей, выходил на Демонстрацию против войн в Индокитае и Корее,
записывал тексты Карла Маркса на грампластинки для «Звуковой энциклопедии»,
заседал в Союзе актеров... «Что же было в Жераре такого, чего не было в других?
И внезапно нужное слово возникает в моей голове: чистота, — писал тогда
театральный критик, литератор Кристиан Мегре. — Действительность, судя по тому,
что печатают каждое утро наши газеты, является жуткой, чтобы не сказать
грязной. Жерар Филип обладал чистотой — добродетелью врожденной и тем более
ценной, что ей не было места в нашей эпохе».
На пятом Авиньонском
театральном фестивале Филип запомнился в спектаклях «Сид» Корнеля и «Принц
Гомбургский» Клейста.
Трагедию «Сид» начали репетировать
весной 1951 года. Жерар долго не чувствовал своего персонажа. Наконец режиссер
Вилар предложил: «По-моему, мы принимаем «Сида» слишком всерьез. Ведь это
трагикомедия, «эспаньолада». Попробуй сыграть легко, непринужденно, иди от
движения танцора фламенко». И Жерар мгновенно нашел настроение Родриго.
После премьеры 15 июля 1951
года Вилар писал художнику «Сида» Леону Гишиа: «Ты просто можешь повеситься,
старина. Какую мы одержали победу, а ты ее проворонил. Жерар играл
ослепительно... Он создал такого Родриго, что меня бросало в дрожь. Он показал
себя настоящим человеком, таким, каких любят, каким ты и я стараемся быть изо
всех сил».
В «Сиде» критики и зрители
признали Филипа идеальным исполнителем. После каждого представления (а их было
всего 199) Жерара вызывали по двенадцать — пятнадцать раз...
29 ноября 1951 года в Нейи
Филип женился на Николь Фуркад. Николь ушла к нему от мужа-дипломата с
семилетним сыном. Мать Жерара была против этого брака и на свадьбу не пришла.
Филип дал жене новое имя — Анн,
считая его более поэтичным Он восхищался Николь и часто цитировал замечание
Ницше о том, что «брак — это еще и продолжительная беседа». Любовь к жене Жерар
показывал всем без ложной скромности — за кулисами в театре брал ее на руки,
целовал. Первенцем в семье Филипа была дочь, а через полтора года появился на
свет Оливье.
В августе 1951 года начались
съемки фильма «Фанфан-Тюльпан», «комического вестерна» об эпохе Людовика XV.
Отныне все его последующие
работы будут восприниматься сквозь легенду Фанфана. Люди всех национальностей
рукоплескали «Фанфану-Тюльпану». Толпы поклонниц осаждали гостиницы. Это
продолжалось часами. К своему успеху Жерар Филип относился удивительно
спокойно.
Режиссер Кристиан-Жак после
премьеры сказал: «Именно в роли Фанфана-Тюльпана для меня раскрылся Жерар —
веселый, очаровательный, полный энтузиазма проказник, подчас даже не знающий
границ запретного...»
Филип тем временем снимается
в роли, полностью противоположной Фан-фану. В комедии Рене Клера «Ночные
красавицы» он играет музыканта Клода. Премьера фильма состоялась в ноябре 1952
года. Зрители тепло встретили новую работу актера.
Весной Жерар уезжает в
мексиканскую деревушку Альворадо, где на берегу знаменитого залива Ив Аллегре
снимает «Горделивых». Режиссер говорил в интервью: «Я хотел сделать
документальную ленту о Мексике с кинозвездами». Вместе с Филипом (Жорж) в
картине снималась знаменитая Мишель Морган (Нелли).
В следующей работе Жерар
вернулся к своей центральной актерской теме тех лет — национальной самокритике.
В основу фильма «Господин Рипуа» Кле-мана был положен роман писателя Луи Эмона
«Господин Рипуа и Немезида». Его герой — молодой соблазнитель, современный
Тартюф. После съемок Рене Клеман сказал о Филипе- «Этот человек, излучающий
нежность, имеет душу ребенка...»
В июле 1953 года Филип сыграл
в спектакле «Лорензаччо» Мюссе. После того как Вилара положили в больницу, за
постановку взялся сам Жерар. Весь спектакль он замыкал на себя в роли Медичи.
Филип искал ритм — стремительный, подвижный, емкий, для этого сам монтировал
тридцать восемь картин Мюссе, подрезал, сокращал, делал интригу более гибкой.
Через год начались репетиции
«Рюи-Блаза» Гюго и «Ричарда III» Шекспира. Жерар считал Рюи-Блаза своей лучшей
ролью в театре. По словам критика Го-тье, он «шекспиризировал своего героя».
Опыт «шекспиризации» Гюго помог актеру справиться с ролью, казалось бы,
противопоказанной его таланту, — Ричардом III. Филип играл слабого человека,
которому не по плечу королевская порфира, но который изо всех сил цепляется за
нее.
В 1955—1957 годах он почти
безраздельно отдавал кино, но, пожалуй, ни в одной из его ролей не
чувствовалась так актерская школа Вилара, как в Жюльене Сореле. Премьера
«Красного и черного» Отана-Лара состоялась 29 октября 1954 года в Париже.
Теперь зрители отождествляли Филипа с героем романа
Стендаля.
«Меня часто спрашивают,
чувствую ли я полное слияние с персонажем? — говорил Филип. —Честно говоря,
почти никогда. Думаю, что подобное слияние актеру вообще не под силу. Всегда
есть контроль. Сначала приходится создавать образ в воображении, потом, так
сказать, облекать его в плоть, но при обязательном контроле над собой. Тут не
помогают ни реквизит, ни декорации. Они приданы в помощь зрителю. По-моему,
актерский образ — это вроде копии твоего внутреннего мира, которую нужно
ухватить».
В1955 году Жерар Филип снова
снялся у Клера. На этот он сыграл армейского донжуана, очаровательного
лейтенанта драгунского полка Армана де ла Верн в «Больших маневрах».
В следующем году Филип
совместно с Ивенсом поставил «Тиля Уленшпигеля» и исполнил в нем главную роль.
Изменив прежней сдержанности, он охотно рассуждал о новой работе: «...светлый
ум, искрящийся остроумием и дерзостью, доброе сердце, безрассудная храбрость и
благородная душа — таким я себе представляю Тиля, полулегендарного героя
средневековой Фландрии. Тиль похож на Фанфана, но мне сейчас гораздо важнее их
отличие. Одно, весьма существенное, заключается в том, что Тиль по-человечески
гораздо глубже, в нем больше чувствуется обобщенность».
Последние годы жизни Жерар
пробовал себя в разных киножанрах — комедии, мелодраме. От Аллегре он попадал в
руки Беккера, потом к Дювивье, Ота-ну-Лара, Вадиму и, наконец, к Бунюэлю'.
Критики отметили его в роли художника Амедео Модильяни в мелодраме «Монпарнас,
19» (1957) Беккера.
Летом 1958 года Жерар
вернулся к Вилару в ННТ. «Волнение актера — от предстоящего контакта со
зрителем, — говорил Филип. — Я сравниваю нашу профессию с профессией тореадора,
вынужденного каждый раз мобилизовы-вать все свои силы, чтобы не быть сраженным
быком. И в нашей профессии нужно избегать гнева зрителей». В «Капризах
Марианны» Мюссе он сыграл Оттавио, а в «Любовью не шутят» (режиссер — Клер) —
Пердикана.
Постоянная тяга Жерара к
контрастным ролям сказалась в его последней роли в фильме «Лихорадка приходит в
Эль Пао» Бунюэля. Филип создал сложный образ идеалиста-интеллигента,
отстаивающего при тяжелом режиме диктатуры свою позицию невмешательства и
непротивления злу...
Осенью 1959 года Жерар
почувствовал себя особенно утомленным. Анн заставила его показаться врачам.
Филипу сделали операцию. Но болезнь была неизлечимой — рак печени. Об этом
знала только Анн, и до конца она ничем не выдала себя...
Жерар Филип умер 25 ноября
1959 года, в возрасте тридцати семи лет. Хоронили актера 28 ноября, в канун
десятой годовщины его свадьбы и за семь дней до дня рождения. На смертном одре
он был в костюме Родриго. Когда-то в Авиньоне, сыграв роль Сида, Жерар сказал
Анн: «Если вдруг умру, похороните меня в этом колете и плаще...»
Его любимым драматургом был
Мольер, поэтом — Поль Элюар. Самой выдающейся личностью XX века он считал
Ленина. Жерара больше всего удивляла кратковременность жизни. На вопрос
«Боитесь ли вы смерти?» отвечал: «Да, очень боюсь»...
Весть о смерти Жерара Филипа
потрясла и привела в ужас миллионы почитателей его божественного таланта.
Марлен Дитрих писала: «Филип Жерар. Идеальный актер, персонификация
романтического героя как в духовном, так и физическом плане. Впервые я увидела
его в «Калигуле», когда он только начинал свой путь, а потом, потрясенная,
ожидала у дверей гардероба. Его смерть задела меня глубоко, и не только потому,
что я потеряла близкого человека. В его лице мировая сцена лишилась
романтического идеала».
Марлон Брандо признался, что
самым любимым для него актером был Жерар Филип: «Другого такого блестящего
романтика, имеющего благороднейшую душу и сердце, в кино не появлялось. Я
глубоко ценю его как актера и человека. Он умел дарить добро...»
Игру Жерара Филипа хвалили
Кокто, Сартр, Камю... Киновед Жорж Са-дуль, посвятивший творчеству Филипа
немало страниц, утверждал: «Любая гениальная личность (а Жерар был гением) —
сложный феномен, выражающий скрытые от глаза духовные устремления своей эпохи.
Тальма служил объяснением нашей Революции и Империи, Фредерик-Леметр —
Романтизму. Филип объяснял всем нашу страну и наше время — послевоенные и
пятидесятые годы».