День 13 февраля 1945 года вошел в историю Дрездена
как необычайно трагический. В этот день был совершен массированный налет
английской и американской авиации, американские и английские самолеты
бомбили город, хотя (как потом утверждали историки) никакой военной
необходимости в этом не было — бомбы обрушивались на мирных жителей. В
Вашингтоне немецкий город Дрезден был включен в список городов, где
предполагалось испытать американскую атомную бомбу. Только быстрое
наступление Советской Армии спасло Дрезден от участи Хиросимы и
Нагасаки. Но все равно во время налетов было сброшено примерно 8000
фугасных, 50 000 зажигательных 5000 огнеметных бомб, которые превратили
Дрезден в огненный факел.
Погибло 35 тысяч жителей, 85 процентов зданий было
разрушено, город лежал в развалинах. Почти все исторические памятники
Дрездена были разрушены, лежали в руинах Фрауенкирхен (Церковь женщин) и
Гофкирхен (Дворцовая церковь), жертвой огня стала Опера, построенная в
XIX веке Готфридом Земпером.
Не избежал печальной участи и знаменитый
архитектурный ансамбль Цвингер, в который входит известная всему миру
Дрезденская галерея. От очаровательного Цвингера остались одни
развалины, на месте Галереи высились только обугленные остовы стен.
А ведь создание знаменитой Галереи было положено еще в
начале XVI века саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым, который по
обычаю своего времени покровительствовал художникам. Он пригласил к
своему двору Лукаса Кранаха и давал заказы Альбрехту Дюреру, чьи полотна
до сих пор являются украшением Дрезденской галереи.
Однако подлинное собирательство было начато
курфюрстом Августом I, который в 1560 году в своем Дрезденском замке
основал кунсткамеру — то есть собрание всякого рода забавных
исторических и естественно-этнографических редкостей. В его коллекциях
были монеты, гравюры и всего несколько картин. И они не выставлялись, а
использовались для украшения стен. Саксонские курфюрсты покупали картины
и в XVII веке, но это были лишь отдельные приобретения, и долгое время
собрание картин не содержало ничего особенного, за исключением
нескольких произведений обоих Кранахов. Подлинный размах пополнение
галереи приобрело при Августе II Сильном — курфюрсте саксонском и короле
польском. За несколько десятилетий им была создана основа будущей
Галереи, и вскоре уже Дрезденский замок не смог вмещать все собрания и
коллекции. Картинная галерея была переведена в специально приготовленное
для нее здание «Конюшен», и на этом заканчивается предыстория
Дрезденской галереи.
Его сын и преемник Август III в середине XVIII века
превратил придворное собрание в одну из крупнейших сокровищниц
европейской живописи. С целеустремленностью и страстью, почти забросив
государственные дела, он приобретал картины, не жалея для этого никаких
средств Август III организовал целую сеть агентов, которые разузнавали
обо всех возможных распродажах и присутствовали на всех аукционах
Парижа, Венеции и Антверпена. Здесь приобретались уже не отдельные
произведения, а целые коллекции.
В 1741 году в Дрезден привезли большую коллекцию
обедневшего герцога Валленштайна, а в 1745 году было куплено знаменитое
собрание моденского герцога Франческо III д'Эсте, в которое входил
шедевр Тициана «Динарий кесаря»
И вот теперь, перед крахом, гитлеровцы спрятали
шедевры своей знаменитой Галереи в сырых известняковых шахтах и готовы
были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы они не
попали в руки русских.
Но по приказу командования солдаты Первого
Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров из
Дрезденской галереи. Вместе с ними в этом поиске участвовали художники,
реставраторы и музейные работники. Искали везде… И вот на границе с
Чехословакией, в одной из штолен шахты Покау-Ленгельфельд, было
обнаружено большое количество спрятанных живописных полотен. С потолка и
со стен шахты сочилась влага, сырость была просто ужасной. По всей
штольне вдоль узкоколейки текла вода. В одном из отсеков шахты
располагался небольшой сарайчик из досок, в котором картины стояли прямо
на земле, без упаковки. Многие картины стояли штабелями, как были сняты
со стен, лишь к некоторым были прикреплены жгуты, чтобы рамы не бились
друг о друга. От сырости левкас на рамах размяк, и позолота прилипала к
пальцам. Некоторые полотна так заплесневели, что изображения не было
видно совсем. Еще две недели в этой штольне — и случилось бы
непоправимое.
Советские воины подняли картины из штольни наверх, а
чуть в стороне от карьера, в покосившемся сарае один немецкий шахтер
обнаружил еще одну жемчужину мировой живописи — «Вирсавию» Рубенса,
которая пострадала особенно сильно. Почти вся поверхность картины была
покрыта плесенью, красный масляный слой полотна набух и стал осыпаться.
В замке Везенштейн была обнаружена большая коллекция
графики — подлинные рисунки Рембрандта, Корреджо, Греза и других
прославленных мастеров живописи. Из картин здесь были найдены три
портрета Веласкеса, «Портрет с цветком» Рембрандта, картины Н. Пуссена,
Э. Мане, Дега и других великих художников.
Когда были найдены и подняты на свет великие полотна,
перед людьми в сиянии нежной красоты предстала «Спящая Венера»
Джорджоне. За ней последовали «Автопортрет с Саскией» Рембрандта,
маленький серебристый «Праздник» Ватто, «Портрет дамы в белом» Тициана…
«Сикстинская мадонна» великого Рафаэля находилась в
ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных
планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика —
рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны
ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть,
и человечество навсегда бы потеряло шедевр Рафаэля.
Когда открыли ящик с этой картиной, советские солдаты
и офицеры сняли перед ней фуражки и пилотки. Широко раскрыв лучезарные
глаза, перед ними стояла в облаках женщина дивной, неземной красоты с
божественным младенцем на руках. Двор саксонских курфюрстов купил эту
картину в 1754 году в скромном итальянском монастыре, заплатив за нее
20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.
«Мадонна» была написана Рафаэлем для алтаря монастыря
Сан-Систо в Пьяченце. С этим отчасти связана и композиция картины.
Отдернут занавес — и глазам предстает великое чудо. Окруженная сонмом
ангелов, еле различимых в облаках и поющих ей славу, юная босоногая
женщина с ребенком на руках идет с небес к людям. На каменную балюстраду
оперлись два ангелочка, тем самым соединяя небесный и земной миры.
Святой Сикст указывает Мадонне путь, благочестиво опустив глаза и
преклонив колени, прижимает руки к груди святая Варвара… Сильный ветер
развевает одежды Мадонны, треплет волосы младенца Христа… Широко
открытые глаза Мадонны выдают тревогу: она и сливается со своим сыном, и
защищает его, и отдает его людям.
В Дрезденской галерее представлена и написанная
маслом «Мадонна делла-котина» — картина Джулио Романо, самого
выдающегося художника среди учеников Рафаэля. Именно в его произведениях
больше всего чувствуется влияние великого учителя.
В бронзовом тазу стоит нагой младенец Христос,
поддерживаемый своей матерью. Младенец Иоанн, улыбаясь, льет на него
воду из кувшина. На втором плане справа виден святой Иосиф, слева —
святая Елизавета, держащая простыню для вытирания. Исследователи относят
это полотно к раннему творчеству Джулио Романо, оно вышло из-под его
кисти вскоре после смерти Рафаэля.
К сокровищам Дрезденской галереи относится и «Мадонна
с младенцем и четырьмя ангелами» Тициана. Это раннее произведение
создано художником в 1512 году — примерно через четыре года после смерти
его друга и учителя Джорджоне, когда самому Тициану было немногим более
двадцати лет.
Тема картины традиционна для венецианской живописи —
«святое семейство», то есть изображение Богоматери, окруженной святыми,
выбранными по воле заказчика картины. На полотне Тициана перед нами
предстают Иоанн Креститель, Мария Магдалина, святой Павел и святой
Иероним. Возвышенное начало добра и красоты воплощается в Мадонне, рядом
с ней Тициан показывает святых и людей разных поколений, объединенных
духовным единством и нежной силой материнского счастья.
Марию Магдалину обычно узнают по ее атрибуту — сосуду
с муром в правой руке. Раскаявшаяся грешница, чей деликатный профиль
резко прочерчивается в погруженной в тень фигуре второго плана, стоит
перед Мадонной, потупив очи. А сама Мадонна обратилась к ней взглядом,
полным сочувствия и всепрощающей любви.
Даже между всеми женскими образами, созданными
«Гомером Республики святого Марка» (так называли Тициана в Венеции),
редко встречается другой такой, который бы был проникнут столь глубоким и
прекрасным чувством. Сколько задушевности в светлом и приветливом
взгляде Мадонны. Ласково обращается к грешнице и младенец Христос,
который стоит у нее на коленях, поддерживаемый мужественной фигурой
Иоанна Крестителя. Позади Магдалины и подле нее, составляя весьма
живописный контраст с ее фигурой, стоят апостол Павел и старец Иероним.
Зеленый занавес с золотой каймой и архитектурный фон
придают всему полотну особую торжественность и усиливают естественную
величавость поз Сияние солнца и блеск голубого неба сообщают всему
произведению настроение безмятежности и праздничности. Красота душевного
выражения соединяется в этой удивительной картине с красотой
поразительно блестящих красок.
Официальной датой основания Дрезденской картинной
галереи считается 1772 год. А за год до этого из нее был выделен так
называемый «Зеленый свод» — богатейшее собрание украшений и ювелирных
изделий прошлых веков, которое до начала 1730-х годов представляло собой
лишь хранилище драгоценностей курфюрстов.
В 1724 году в него были переданы изделия из слоновой
кости, и в том числе прекрасное изображение Нептуна, несущего фрегат.
Оно было создано в 1620 году дрезденским резчиком по слоновой кости
Якобом Целлером и считается лучшим произведением прославленного мастера.
Над земным шаром в раковине сидит Нептун на троне и держит на голове
большой фрегат с раздутыми парусами.
Много еще сокровищ перешло в «Зеленый свод», но
народу доступ сюда был закрыт, хотя «хранилище драгоценностей
курфюрстов» и было превращено в музей. Кроме гостей курфюрста и
представителей знати, доступ к собранию был разрешен только
«образованным слоям» и лишь в сопровождении гида, которому следовало
уплатить довольно крупные чаевые. Так продолжалось и в XIX веке,
несмотря на революционные события 1831 года и принятую в результате их
демократическую конституцию.
В «Зеленом своде» представлена роскошная работа «Двор
Великого Могола Аурангзеба в Дели в день его рождения» Мельхиора
Динглингера — замечательного мастера XVI века Он одинаково блестяще
владел как искусством обработки драгоценных камней, так и золота и
серебра. Это произведение с множеством мелких, покрытых эмалью кукольных
фигурок занимает площадь почти в один квадратный метр, М Динглингер
трудился над ним вместе с двумя своими братьями и четырнадцатью
помощниками в течение семи лет, а в марте 1709 года продал свое творение
Августу Сильному, который оценил его в 60 000 талеров.
«Двор» делится на три отделенных друг от друга
внутренних двора. Первый внутренний двор устлан серебром, второй —
золотом, а в третьем на троне восседает сам великий Аурангзеб,
окруженный своей свитой. К его богато украшенному павильону приближаются
владетельные князья со своими приближенными и слугами, несущими дары.
Для изготовления этого произведения М Динглингсру
потребовалось очень много дорогих материалов, большое количества золота и
серебра, а также драгоценных камней. Поэтому цена в 60 000 талеров не
была слишком высокой. Что же касается художественной ценности этой самой
крупной работы М. Динглингера, то цены ей просто нет. Как нет цены
другим сокровищам «Зеленого свода» и Дрезденской картинной галереи. |