Бело-розовый мраморный Дворец дожей часто называют
Капитолием Венецианской республики. Его тонкие колонны и воздушных
галереи выглядят такими хрупкими, что кажется, будто они вот-вот рухнут
под тяжестью массивного третьего этажа.
Во дворе Дворца дожей до сих пор стоят два пышных
бронзовые водоема, свидетельствуя о роскоши и державности Венецианской
республики. В то время любой из европейских монархов украсил бы ими свой
дворец, а в Венеции они принадлежали дворцовым кухням и прачечным.
Сейчас на краю этих великолепных водоемов воркуют голуби, а черпающие
воду небрежно ударяют своими сосудами по прекрасным барельефам самой
мастерской чеканки.
Мраморная лестница ведет к входу во Дворец, который
сейчас стал музеем. Как гласит предание, ходить по этой лестнице
разрешалось только дожам и тем венецианцам, чьи имена значились в
«Золотой книге». Всякий другой, кто осмеливался по ней подняться, должен
был умереть. Эта громадная лестница называется «лестницей Гигантов»,
так как на последней ее площадке стоят статуи Марса и Нептуна (работы
Сансовино) — покровителей Венеции.
На «лестнице Гигантов» проходили все торжественней
церемонии Венецианской республики, и самой пышной из них было венчание
дожа. Тогда лестница превращалась как бы в гигантский трон, где
старейший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный
головной убор — символ власти дожа. Вырубленная из чистейшего
каррарского мрамора, «лестница Гигантов» ведет в галереи Дворца, а
оттуда в бесчисленные его залы, каждый из которых имеет свое специальное
назначение.
Главнейший зал Дворца дожей — «Зал большого совета» В
нем собирались патриции для обсуждения государственных дел, и по закону
сюда не допускался ни один чужестранец. Это один из величайших залов во
всей Европе его длина составляет 54 метра, ширина — 25 метров, высота —
почти 15 метров.
Над украшением «Зала большого совета» трудились самые
выдающиеся художники, но пожар 1577 года уничтожил почти все. Однако и
то, что осталось, принадлежит к числу величайших памятников не только
венецианского, но и всего итальянского искусства. После пожара
правительство Венеции поручило Антонио де Понте восстановить зал, а к
живописным работам были привлечены лучшие художники того времени
Веронезе, Якопо Робусти (по прозвищу Тинторетто), Фр. Бассано и другие.
Сейчас в центре потолка в «Зале большого совета»
находится огромная роспись Якопо Тинторетто и его помощников Венеция
среди морских божеств протягивает оливковую ветвь дожу Николо де Понте,
при котором и была завершена отделка этого зала. Трон дожа и скамьи
патрициев исчезли из «Зала большого совета», теперь здесь воцарились
музы.
Стены и потолок Зала убраны картинами, на которых
Тинторетто и Пальма Векья изобразили всю историю завоевания
Константинополя венецианцами, битву их с императором Барбароссой и
множество других побед Республики.
Стену над трибуной венчает громадное полотно
Я. Тинторетто «Слава в раю праведных». Искусствоведы считают ее самой
большой картиной, когда-либо писанной масляными красками (ее размеры
7х22 метра). Это необъятная композиция, на которой вокруг Иисуса Христа и
Богоматери расположились на облаках святые и праведники.
В соседнем зале хранилось оружие, которое находилось в
ведении «Большого совета». Арсенал Дворца дожей сначала был складом
боевого оружия, которое могло понадобиться в любой момент. Некоторое
оружие даже стояло заряженным и могло быть сразу же пущено в действие.
Теперь оно выставлено для всеобщего обозрения, а в прежние времена
проникнуть сюда можно было только по особому разрешению «Большого
совета». Тяжелые массивные двери из ливанского кедра закрывали вход в
это помещение.
Сейчас посетителям показывают оружие дожа и многих
знаменитых людей: Генриха IV — короля Франции и Наварры, кондотьера
Гаттемелоты и других. В коллекции выставлены захваченное в боях оружие и
вражеские знамена, а также документы, свидетельствующие о победах
Венеции.
«Золотая лестница», которая ведет в «Зал большого
совета», названа так по необыкновенному богатству своего убранства.
Внизу «Золотой лестницы» есть небольшая комната, построенная в 1180 году
дожем Циани. Это специальное хранилище для «Золотой книги республики», в
которой написана вся история Венеции.
Рядом с этой комнатой (только по другую сторону
«Золотой лестницы») помещается библиотека святого Марка — ценнейшее
собрание драгоценных книг и рукописей. Она принадлежит к редчайшим в
мире еще и потому, что основание ей положил великий Петрарка. В 1364
году он завещал Венецианской республике свою личную библиотеку. Плафон
главного зала библиотеки украшен превосходной картиной П. Веронезе
«Поклонение волхвов».
А вот знаменитый зал «Совета десяти» — страшный
своими историческими преданиями. Это был верховный суд республики, и в
давние времена венецианцы с содроганием думали об этой страшной
канцелярии.
«Совет десяти» был создан для охраны безопасности
государства в 1310 году после раскрытия заговора Б. Тьеполо. Выбранные
сроком на один год, члены Совета обладали неограниченной властью
шпионить за каждым венецианцем и преследовать его по своему усмотрению.
Но каждого из десяти членов Совета по истечении срока его должности
можно было привлечь к ответственности за нарушение справедливости.
Деятельность «Совета десяти» держалась в строгой тайне, что породило
множество легенд и домыслов.
По странной прихоти истории вся отделка этого зала
выполнена в игривой и затейливой манере, а выбранные для картин сюжеты
еще менее рассказывают о совершавшихся здесь приговорах. Сейчас
посетители приходят в зал «Совета десяти» как зрители, наслаждаясь
шедеврами искусства. Когда-то потолок этого зала украшала роспись
П. Веронезе, изображающая Юпитера, который поражает человеческие пороки.
Теперь она заменена копией, потому что в 1797 году французы увезли ее в
Париж и выставили в Лувре.
В зале «Совета десяти» сейчас помещены превосходно
написанные портреты всех дожей, правивших в Венеции. Но на месте, где
должен быть портрет дожа Марино Фальери, видна только пустая овальная
рама, а под ней надпись: «Здесь место Марино Фальери, казненного за
измену».
Любопытствующим туристам могут показать чердаки,
называемые Свинцами. Вас сводят в мрачные темницы без света и воздуха,
которые зовут «колодцами». В то время как великие художники создавали
для Дворца свои шедевры, в нескольких метрах от них жертвы венецианской
политики гибли так, что ни малейшего крика не было слышно, и внешний
порядок жизни и удовольствий ничуть не нарушался.
В анфиладах пышных зал теснились чудеса искусства,
красоты и наслаждения жизнью, а над плафонами, блещущими неудержимой
фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В стенах
тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и десятилетний
ребенок не пройдет, не сгорбившись. Затворы и железные решетки давно
отсюда исчезли, но по стенам еще видны обгорелые остатки деревянной
обшивки, которая хоть как-то охраняла узников от сырости.
Кирпичная койка, крытая деревом, круглое отверстие в
коридор, куда днем свет проникал сквозь решетки окон, а по вечерам здесь
ставился ночник… Эти «квартиры» предназначались убийцам, бандитам и
фальшивомонетчикам. А несколькими ступеньками ниже находились темницы
тех несчастных, кто решался протестовать против жестокого насилия. Здесь
пахнет сырой могилой. Закон освобождал патриция от телесного наказания,
но не запрещал бросить его в эту нору, где можно сгнить заживо.
Теперь эти Свинцы выбелили, и сейчас они приобрели
вид почти что щеголеватый. Так что мысль о том, что когда-то здесь была
государственная темница, приходит только тогда, когда туристам
показывают окно, через которое спасся Казанова. Действительно, в одной
из таких камер сидел ветреник Казанова, который с врожденной веселостью
рассказал в воспоминаниях о своих венецианских похождениях. Когда
солнечные лучи ударяли в свинцовые листы кровли, темница Казановы
превращалась в настоящую баню. По целым дням он, раздевшись донага,
сидел на койке, обливаясь потом. Маленькое окно, и то переплетенное
железными пластинами, пропускало не столько свет, сколько комаров. Хлеб и
воду, которые ему (как и всем узникам) приносили один раз в день,
приходилось немедленно съедать, иначе эту скудную пищу могли съесть
морские крысы.
Видя высоту здания и расположение крыш, нельзя даже
представить, как можно было совершить столь дерзкий побег. И, тем не
менее, это достоверный факт из венецианской истории.
Дворец дожей расположен на площади святого Марка —
историческом центре города. Это сердце Венеции, место торжественных
церемонии, церковных и народных праздников. Сейчас, конечно трудно
поверить, что много столетий назад здесь зеленели сады, принадлежавшие
монахиням расположенного поблизости бенедиктинского монастыря.
В конце XV века была сооружена любопытнейшая
достопримечательность площади — Башня Часов Высокое «прямоугольное
здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке»,
интересно и само по себе, но самое замечательное в нем — это часы. Над
аркой покоится огромный циферблат, на котором отмечены часы и минуты,
фазы Луны, положение Солнца среди знаков Зодиака, даты. А над
циферблатом — скульптура Мадонны. «Перед ней в праздник Вознесения
каждый час проходят фигуры трех волхвов и трубящий ангел. В верхней
части башни на звездном фоне сверкает золоченый лев святого Марка. А
верхнюю террасу всего этого оригинального сооружения венчает огромный
колокол, в который каждый час бьют бронзовыми молотами два бронзовых
стража». |