В 1850 году французский археолог Огюст Мариетт,
ассистент Луврского музея, прибыл в Каир с намерением купить коптские
рукописи. Он собирался пробыть здесь несколько дней, но его очаровал вид
пирамид и каирской Цитадели, а в Саккара он увидел выглядывавшую из
песка голову Сфинкса. И ему сразу же припомнилось место из
географических описаний Страбона: «В Мемфисе есть храм Сераписа,
расположенный среди такой пустыни, что ветры нанесли на него целые горы
песка, из которых мы увидели лишь выглядывающих сфинксов, одних
полузасыпанных, других полностью скрытых песком».
И Мариетт пустился на поиски этих сфинксов. После
многомесячных трудов и немалых препятствий со стороны местных властей
ему удалось открыть аллею из 141 сфинкса, некоторые из которых были
засыпаны 30-метровым слоем песка. Эта аллея привела его к Серапеуму —
подземному склепу священных быков, лежащих в гробах из цельного куска
черного или красного гранита весом в 65 тонн каждый.
Склеп был давно разворован, но на стелах остались
надписи со сведениями о быках: когда они родились, что случилось во
время их жизни, когда они умерли, что стоило их погребение. Эти надписи
явились замечательными свидетельствами для изучения не только истории
религии, но и всей истории Египта — страны, которую называют колыбелью
цивилизации с древнейшей культурой.
Когда 2500 лет назад долину Нила посетил знаменитый
древнегреческий историк Геродот, уже тогда он не мог докопаться до
корней египетской истории: они терялись в тумане мифов и легенд. Еще в
те времена, когда предки некоторых современных европейских народов жили в
пещерах, Египет был уже страной великолепных дворцов и храмов, страной
прочного государственного устройства, развитого сельского хозяйства,
высокого уровня развития астрономии и медицины. У египтян учились наши
учителя греки, египетской пшеницей кормился императорский Рим,
христианство нигде не имело столь благодатной почвы, как в Египте.
А потом Огюст Мариетт сделал еще одно открытие:
недалеко от Серапеума он нашел гробницу вельможи Ти (почти ровесницу
пирамиды Хеопса), на стенах которой были великолепно раскрашенные
рельефы с изображением общественной и частной жизни древних египтян. Эти
рельефы рассказывали, какими орудиями труда египтяне обрабатывали
землю, как добывали камень, делали вазы, каким оружием воевали, как и
что готовили в пищу, как ткали полотно… Птицы, растения и домашние
животные были нарисованы так достоверно, что легко можно было определить
их видовую принадлежность. И всюду был изображен вельможа Ти, размером
втрое-впятеро больше, чем его рабы.
В дальнейшем О. Мариетт продолжал свои открытия в
Эдфу, Карнаке и Дейр-эль-Бахри и всюду видел следы безудержного грабежа
египетских древностей, что его глубоко возмущало. Он добился того, что
египетское правительство наконец проявило решительность и издало декрет:
отныне раскопки могли проводиться только с его согласия и основная
часть находок должна передаваться Египетскому музею в Каире, который
вскоре и был основан. Египтяне и поныне благодарны французскому ученому
Огюсту Мариетту, памятник которому стоит перед Египетским музеем.
Однако разграбление египетских сокровищ не
прекращалось. Уже в 1881 году Гастон Масперо, директор недавно
созданного Египетского музея, созвал совещание своих ближайших
сотрудников и объявил, что дальше так продолжаться не может. Вот уже в
течение шести лет на «черном рынке» египетских древностей появлялись
редкостные предметы из гробниц фараонов XIX и XXI династий. Из гробниц, о
которых никому из ученых-египтологов не было известно. Но поскольку все
предметы были подлинными, значит, о гробницах кто-то знал, и этот
«кто-то» не был египтологом. Он просто превратил ограбление гробниц в
прибыльный источник дохода. Нужно было разоблачить его и спасти
драгоценные реликвии для науки.
Египетская и европейская полиция собрала обширный
материал, но следствие так ни к чему и не привело. В документах
говорилось, что «какой-то феллах» продал немецкому профессору священного
жука скарабея XIX династии… Папирус с не известным до сих пор науке
текстом, относящимся к эпохе правления фараонов XX династии, купил
американский коллекционер у человека, «похожего на богатого шейха»… Еще
один коллекционер получил от «какого-то проводника» игру в «волка и
овечек», которая должна была забавлять после смерти принцессу из XIX
династии…
Такова была ситуация, когда молодой ассистент
Луврского музея прибыл в Луксор. Прибыл он, конечно, не как археолог, а
как богатый француз, которого якобы нимало не смущал запрет на торговлю
египетскими древностями. К нему, естественно, явились перекупщики с
поддельными драгоценностями, но он их со смехом отверг. Тогда ему
принесли одну небольшую вещичку, в которой он признал украшение из
гробниц фараонов XIX династии. Француз купил это украшение и сделал вид,
что интересуется и кое-чем посерьезнее.
Как-то вечером, прогуливаясь по базару, он набрел на
одного арабского купца и договорился с ним (не постояв за ценой), что
тот познакомит его с человеком, «с которым можно договориться». Вскоре
выяснилось, что этим «человеком» был Абд-эр-Расул — глава всеми
уважаемого семейства Курны. Познакомясь с молодым французом поближе, он
принес ему несколько предметов из царских гробниц. Молодой ассистент тут
же приказал арестовать его.
Впоследствии Абд-эль-Расул признался, что шесть лет
назад в Дейр-эль-Бахри, близ Долины царей, нашел незаметную расселину в
скале, а под ней — 11-метровый лаз, который вел в пещеру с саркофагами и
мумиями. О своей находке он рассказал только самым надежным членам
своего семейства, и все вместе они поклялись, что никому не откроют
тайну гробницы и будут брать из нее лишь столько, сколько потребуется.
Так целых шесть лет они и богатели, храня свою тайну.
А сокровища в гробницах скрывались несметные.
Приблизительную картину (только приблизительную!) можно составить хотя
бы по одной гробнице фараона Тутанхамона, которая попала в руки ученых
почти в нетронутом виде.
Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года:
экспедиция, организованная лордом Карнарвоном и археологом Говардом
Картером, нашла в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона. В
погребальной камере обнаружили сказочные сокровища и мумию самого
правителя Египта.
В 1924 году английская экспедиция только из передней
камеры гробницы фараона вывезла 34 тяжелейших контейнера, полных
бесценными ювелирными украшениями, драгоценными камнями, золотом и
произведениями искусства. А когда члены экспедиции проникли в
погребальные покои фараона, то нашли в нем деревянный позолоченный
ковчег, а в нем другой — дубовый ковчег (тоже позолоченный), во втором —
третий позолоченный ковчег, затем еще четвертый. В этом четвертом
находился саркофаг из целого куска редчайшего кристаллического кварцита,
и в нем еще три саркофага. Последний из них был сделан из чистого
золота, в нем и лежала мумия фараона. На лице мумии была золотая маска,
на пальцах — золотые кольца, на шее — двойная золотая цепь.
Когда Говард Картер развернул мумию из пелен, то
нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на
101 группу. Кроме того, в гробнице нашли искусно выполненные статуи
стражей покойного и статуи богинь-хранительниц, драгоценные предметы
царского обихода, среди которых имеются две позолоченные повозки, троны,
инкрустированные шкафчики и несколько позолоченных кресел. А между тем
Тутанхамон был не самым примечательным правителем Египта. Тогда какие же
сокровища должны были скрывать гробницы великих фараонов, таких,
например, как Рамсес II? Сейчас сокровища Тутанхамона, выставленные в
Египетском музее, занимают там десять залов, площадь которых равняется
футбольному полю.
Но ослепленный блеском сказочных богатств, Г. Картер
не сразу приметил неброскую глиняную табличку с краткой иероглифической
надписью: «Вилы смерти пронзят того, кто нарушит покой фараона». В
объемистом каталоге сокровищ назывался и амулет, на тыльной стороне
которого оказался текст: «Я тот, кто зовом пустыни обращает в бегство
осквернителей могил. Я тот, кто стоит на страже гробницы Тутанхамона».
Этим надписям сначала не придали особого значения, и, как оказалось, напрасно.
Их было 17 человек, следом за Картером и Карнарвоном
шагнувших 13 февраля 1923 года в погребальную камеру Тутанхамона.
Однако, пробыв несколько дней в Луксоре, лорд Карнарвон, меценат
экспедиции, бросив все, уехал в Каир. А через месяц оттуда стали
приходить дурные вести: Карнарвон прикован к постели тяжкой загадочной
болезнью. Все попытки врачей хоть как-то облегчить его состояние ни к
чему не приводят.
За несколько минут до кончины у Карнарвона начался
бред, он то и дело поминал имя Тутанхамона. В последние мгновения жизни к
лорду вернулось сознание и. обращаясь к жене, он сказал: «Ну вот, все
наконец завершилось. Я услышал зов, он влечет меня».
Едва лорд Карнарвон скончался, погас свет, и долго
еще на все лады обсуждали в Каире это странное совпадение. Дежурившие в
ту ночь работники электростанции дружно утверждали потом, что не в силах
объяснить, отчего внезапно обесточилась каирская электросеть. Каким
образом все опять пришло в норму — тоже остается загадкой.
Через несколько месяцев один за другим скончались
двое других участников вскрытия могилы Тутанхамона. Вот тогда и
вспомнили о проклятии фараона.
Смерть следовала за смертью. Английский промышленник
Джоэл Вулф никогда не испытывал влечения к археологии, но тайна смерти
лорда Карнарвона неудержимо повлекла его в Долину царей. Он долго пробыл
в склепе, потом вернулся домой и… скоропостижно скончался, даже не
успев ни с кем поделиться своими впечатлениями о поездке.
За несколько лет умерли 22 человека: иные из них
побывали в гробнице Тутанхамона, другим довелось исследовать его мумию.
Всякий раз кончина была скоротечной и непредсказуемой. Гибель настигала
известных в те годы врачей и лингвистов, историков и археологов. Каждый
умирал в одиночку, но смерть казалась одной на всех — непостижимой и
скоротечной: жар, приступы озноба, беспамятство и… полная неизвестность.
По Лондону и Каиру, да и по всему миру, ползли
темные, противоречивые и самые невероятные слухи. Но и самые устойчивые
перед слухами люди дрогнули после одного события в Каирском музее, где
под неусыпным наблюдением специалистов покоились останки фараона
Рамсеса II.
Вечер того дня выдался на редкость жарким и влажным.
Как обычно, Зал саркофагов был полон посетителей. С наступлением темноты
вспыхнул свет, и вдруг из саркофага Рамсеса II раздался резкий,
протяжный скрежет. Посетители увидели леденящую кровь картину: в стекле
качнувшегося саркофага мелькнул перекошенный немым криком рот Рамсеса.
Тело его содрогнулось, лопнули стягивавшие его бинты, и руки,
покоившиеся на груди, вдруг резко и страшно ударили в стеклянную крышку:
осколки битого стекла посыпались на пол. Казалось, что мумия вот-вот
бросится на людей. Многие из стоявших в первых рядах попадали в обморок.
Началась давка. Ломая ноги и ребра, посетители выбегали из зала, многие
выпрыгивали прямо из окон…
На следующее утро газеты напечатали пояснения врачей:
причиной события стали духота и влажность, накопившиеся тем вечером в
зале. Мумии же предписан сухой, прохладный воздух гробницы. А сам
Рамсес II, как будто удовлетворившись произведенным эффектом, застыл,
склонив голову на плечо. Лицо его, забранное погребальной маской,
по-прежнему неотрывно обращено на север — к Долине царей.
В Египетском музее выставлена и статуя фараона
Хефрена, которую археологи нашли в развалинах поминального храма. Статуя
сделана из черного диорита, так же как и массивное кресло, в котором он
восседает. Цвет черного камня отбрасывает на лицо фараона какой-то
нездешний свет, а головы пантер на подлокотниках кресла лишь усугубляют
мистическое впечатление.
Глаза фараона на безучастном лице смотрят только в
ему открытое будущее. Человеческие страсти чужды ему, и погрязшее в
суете житейское море бушует где-то далеко внизу, не донося ни шума, ни
всплесков до тех горных высот, где парит его дух — дух вершителя судеб
народных, правителя Египта, владыки и фараона.
|