Название этого французского музея по его созвучию со
словом «louve» (волчица) некоторые исследователи выводят из названия
легендарного волчатника, располагавшегося некогда на этом месте.
Исторически Лувр возник в конце XII века как одна из
парижских крепостей, его здание и стоит как раз на месте крепости,
воздвигнутой Филиппом Августом около 1190 года. В XIII веке крепость
была перестроена королем Карлом V, а уже к XIV веку здесь возвышалась не
одна крепость, а целая цепь башен. Древнейшая из них служила надежной
тюрьмой и самой надежной королевской сокровищницей. Так сложился
средневековый замок: массивные круглые башни с зубчатым верхом, мощные
стены с небольшими оконными проемами, стрельчатые своды…
Новое грандиозное здание замка начали возводить в
1540-х годах. Возводилось оно на протяжении нескольких столетий, и в
одной из его зал — «Большой галерее» — в конце XVI века король Генрих IV
решил поселить самых лучших и умелых мастеров, которые могли бы
преуспеть в живописи и скульптуре, ювелирном и часовом деле, а также во
многих других замечательных искусствах. В то время в Лувре были устроены
ковровые мастерские, чеканились монеты и медали, а с 1640 года
печатались книги.
В XVII веке предпринимается грандиозная реконструкция
Лувра, в результате которой замок должен был превратиться во дворец.
«Король-солнце» Людовик XIV в период своего правления (1643–1715 годы)
вокруг большой площади выстроил основные здания дворца и значительно
пополнил королевскую коллекцию. Но в 1678 году он перебрался в Версаль, и
Луврский дворец на протяжении нескольких лет пустовал. Иногда в его
залах даже поселялись бедные парижане, оставшиеся без крова.
В настоящее время Лувр занимает огромную территорию —
18 гектаров. По богатству и художественной значимости собрания картин,
скульптур, гравюр, рисунков, гобеленов, изделий из слоновой кости,
фарфора, керамики и бронзы Лувр по праву относится к самым выдающимся
музеям мира. Но первоначально Луврский музей возник из небольшой
королевской коллекции, и начинался он вовсе не в Луврском дворце.
Сначала коллекция французского короля Франциска I находилась в его
любимой резиденции — дворце Фонтенбло.
Франциск I был первым из французских монархов, у
которого возникла идея создать собрание особо выдающихся своим
великолепием драгоценностей. Эти драгоценности должны были стать
неотъемлемой принадлежностью королевской короны, однако в дальнейшем
многие предметы из этого собрания исчезли. Чем-то сами короли награждали
своих приближенных, что-то раздаривалось фаворитам и фавориткам.
Правда, если последние попадали в немилость, то им приходилось
возвращать драгоценности в казну. И, несмотря на то, что многое из
королевской сокровищницы в Фонтенбло было утрачено, многое все-таки
впоследствии попало и в Лувр.
Например, в Лувре выставлено зеркало в раме,
украшенной изумрудами. Это был свадебный подарок Марии Медичи от
Венецианской республики. Заглядывая в него, можно представить, что
увидишь в нем не свое отражение, а лицо королевы, каким его изобразил
великий Рубенс.
Среди драгоценных камней Лувра находится и знаменитый
алмаз «Регент» (137 каратов). Он был найден в 1700 году в Индии, в
копях Голконды. Нашедший алмаз невольник-индиец сделал себе на бедре
рану и в ней под повязкой спрятал драгоценный камень. Свою тайну он
открыл одному матросу, пообещав тому камень взамен за свое освобождение
от рабства.
Заманив невольника на корабль, матрос отнял у него
алмаз, а самого беднягу выбросил за борт. Камень затем матрос продал за
тысячу фунтов стерлингов английскому губернатору форта святого Георга
Питту, чье имя и закрепилось как второе название алмаза — «Питт». Но
полученные деньги вору-матросу не пошли впрок: быстро промотав их, он
впоследствии повесился.
Согласно другой версии, губернатор Питт в 1701 году
приобрел алмаз у некоего Яхмунда за 312 тысяч франков. Герцог
Орлеанский, который в то время был регентом Франции (отсюда и другое
название алмаза) купил этот камень уже за 3375 тысяч франков для
Людовика XV. В 1792 году алмаз вместе с другими драгоценностями короны
исчез при разграблении дворца Тюильри, где эти драгоценности хранились.
Позже он каким-то загадочным образом возвратился обратно.
Однако Французская республика нуждалась в деньгах и
вскоре заложила алмаз богатому московскому купцу Трескову. Вернуть алмаз
во Францию смог лишь генерал Бонапарт, который приказал вправить его в
эфес своей шпаги. Можно сказать, что алмаз «Регент» помог Наполеону
надеть императорскую корону; в 1799 году он заложил его, чтобы совершить
переворот 18 брюмера. В 1886 году при аукционной распродаже алмазов
французской короны только историческая ценность спасла «Регент» от
публичных торгов, и отныне он хранится в Лувре.
Самым старинным в Лувре является «Зал кариатид». В
нем проходили радостные и печальные церемонии, праздновалась свадьба
Марии Стюарт, здесь же Мольер впервые показал одну из своих пьес
королевскому двору. Четыре прекрасные женские фигуры (кариатиды) созданы
безрукими в подражание античным находкам. Опираясь на одну ногу, они
сохраняют легкий готический изгиб, щедрые драпировки подчинены античной
ясности в композиции.
В основу отдела Древнего Египта положены находки
первой научной экспедиции в Египет, сопровождавшей Наполеона в его
египетском походе. Открытие в Лувре египетского зала относится к 1826
году, а первым хранителем его был Жан-Франсуа Шампольон, расшифровавший
египетские иероглифы. Сейчас грандиозное собрание египетских древностей
занимает 20 залов, в которых размещены как колонны и заупокойные
капеллы, так и изящные ювелирные украшения.
Здесь и утонченно-изящная бронзовая статуэтка царицы
Карамамы (IX век до н. э.), и знаменитый на весь мир «Сидящий писец» с
сиянием инкрустированных глаз, и незабываемый полихромный рельеф с
изображением фараона Сети I, принимающего ожерелье от богини Хатор.
По количеству залов и расположенных в нем экспонатов с
отделом Древнего Египта соперничает отдел Древнего Востока. Особенно
пополнился этот зал в результате французских раскопок, начавшихся в 1881
году. С невольным благоговением останавливаются посетители перед
подлинным монолитом черного базальта с клинописными начертаниями «Свода
законов царя Хаммурапи» (XVIII век до н. э.).
В Отделе античного искусства выставлена знаменитая на
весь мир Венера Милосская. Она была случайно обнаружена на острове
Милос в 1820 году греческим крестьянином Георгески. С целью выгодно
продать свою находку Георгески до поры до времени спрятал античную
статую в загоне для коз. Здесь ее и увидел молодой французский офицер
Дюмон-Дюрвиль. Образованный офицер, участник экспедиции на острова
Греции, он сразу оценил хорошо сохранившийся шедевр. Бесспорно, это была
греческая богиня любви и красоты Венера. Тем более что она держала в
руке яблоко, врученное ей Парисом в известном споре трех богинь.
Крестьянин запросил огромную цену за античный шедевр,
но у Дюмон-Дюрвиля таких денег не оказалось. Однако он понимал
подлинную цену статуи и уговорил крестьянина не продавать Венеру, пока
он не раздобудет нужную сумму. Офицеру пришлось отправиться к
французскому консулу в Константинополь, чтобы уговорить его купить
статую для французского музея.
Но, возвратившись на Милое, Дюмон-Дюрвиль узнал, что
статуя уже продана какому-то турецкому чиновнику и даже запакована в
ящик. Ее вот-вот должны были увезти. За огромную взятку Дюмон-Дюрвиль
вновь перекупил Венеру. Ее срочно положили на носилки и повезли в порт,
где швартовался французский корабль.
Буквально сразу же турки хватились пропажи и настигли
поклажу со статуей. В завязавшейся потасовке Венера несколько раз
переходила от французов к туркам и обратно. Во время этой схватки и
пострадали мраморные руки Венеры. Корабль со статуей вынужден был срочно
отплыть, а руки Венеры были оставлены в порту. Они не найдены и до сих
пор.
В античном зале находится и статуя Ники
Самофракийской, о которой поначалу отзывались как «о декоративной фигуре
среднего достоинства». Теперь она стоит на высоком постаменте на
площадке большой лестницы, расходящейся по обе ее стороны, — здесь Ника в
своей пространственной стихии. Устремленная вперед фигура Ники как бы
противостоит встречному ветру. Доныне трубит она в свой победный рог, и
никакие бури столетий не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.
Картинная галерея Лувра, даже взятая в отдельности,
могла бы стать музеем мирового значения. Здесь собраны великие
произведения величайших живописцев — Франсиско Гойи, Рафаэля, Делакруа,
Рубенса, Рембрандта («Купание Вирсавии»). Эжен Делакруа в процессе своих
творческих исканий ездил в Лувр, как он сам говорил, «посоветоваться с
Рубенсом».
Жемчужиной Лувра является всемирно известная картина
Леонардо да Винчи «Джоконда». Художник писал по заказу флорентийского
банкира Франческо делла Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Была ли она
красива? Что можно сказать об этом сейчас, глядя на бессмертное
творение великого гения? Наверное, многие женщины во Флоренции были
красивее ее. Но вполне развившаяся фигура ее была совершенна, особенно
совершенной формы были ее выхоленные руки. И что было в ней
замечательно, так это простота и естественность, разлитые во всем ее
облике. «Нельзя допустить, чтобы эта модель скучала во время сеансов, —
подумал Леонардо. — Тогда ничего не получится, кроме мертвенной передачи
более или менее сходных с оригиналом черт лица».
И тогда великий художник прибег к следующему приему:
во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на
лире и пели, и шутов, которые должны были постоянно поддерживать в ней
веселое настроение, чтобы скука и меланхолия не исказили прекрасные
черты ее лица.
Над этим сравнительно небольшим портретом Леонардо да
Винчи проработал четыре года. «Мне удалось создать картину
действительно божественную», — так отзывался сам мастер о своем
произведении.
А 22 августа 1911 года «Джоконда» пропала из Лувра. В
13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не
оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. Посетителям было
объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.
Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Все
выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Но проверить
старинный дворец французских королей площадью в 198 квадратных метров за
одни сутки невозможно. Однако к концу дня полиции все же удалось
обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и
раму от «Моны Лизы». Сама же картина — прямоугольник размером 54х79
сантиметров — исчезла бесследно.
«Утрата „Джоконды", — это национальное бедствие, —
писал французский журнал „Иллюстрасьон", — так как почти наверняка тот,
кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды.
Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это
хрупкое произведение».
Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто
принесет „Джоконду" в редакцию журнала. 20 000 франков тому, кто укажет,
где можно найти картину. 45 000 тому, кто вернет „Джоконду" до 1
сентября».
Первое сентября прошло, но картины не было. Тогда
«Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует
полную тайну тому, кто принесет „Джоконду". Ему выдадут 45 000 наличными
и даже не спросят имени».
Но никто не пришел.
Проходил месяц за месяцем. Все это время портрет
прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже
большого парижского дома «Сите дю Герон», в котором жили итальянские
рабочие-сезонники.
Потом прошло еще несколько месяцев, год, два… Однажды
итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. На плохой
школьной бумаге неуклюжими буквами некто Винченцо Леонарди предлагал
антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы. Леонарди писал,
что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского
искусства. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.
Когда после долгих переговоров, переписок и встреч
Леонарди доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал: «Это
хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые
принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на
это с безразличием!»
К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза»
провела в плену, не отразились на картине. Под охраной полиции
«Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после
торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.
Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия
похитителя) шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и
рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. За это время
он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными
служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».
Перуджи плохо знал историю живописи. Он искренне и
наивно считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона. А
между тем Леонардо да Винчи сам привез ее во Францию, выкупив ее у
прежнего владельца за счет французского короля. Картина была королевской
собственностью до революции 1789 года, а потом стала достоянием нации.
Однако «патриотические» убеждения обвиняемого сразу
померкли, когда выяснилось, что в прошлом он уже привлекался полицией за
попытку воровства. Да вдобавок за свою «любовь к Италии» требовал
полмиллиона франков. И все же приговор суда был довольно мягкий один год
и пятнадцать дней тюрьмы с уплатой судебных издержек. Суд закончился в
июне 1914 года, а через два месяца разразилась Первая мировая война, и
человечество стало следить уже за совсем другими событиями.
|