Швейцария, в далеком прошлом страна воинственная,
сейчас является классически мирным государством. Большое значение в этом
отношении, наверное, имеет вечный нейтралитет, который был установлен
для нее Венским конгрессом 1815 года. Может быть, имеет значение и ее
центральное расположение в Европе, и смешанный состав ее населения —
немцы, французы, итальянцы и представители других народов. Как бы то ни
было, но именно в этой стране швейцарский пастор Анри Дюнан основал
Красный Крест, чтобы хоть как-то смягчать ужасы войн.
И именно в швейцарском городе Люцерн крупным
финансистом и общественным деятелем Иваном Станиславовичем Блиохом был
основан Международный музей войны и мира. И. С. Блиох родился в 1836
году в Радоме, воспитывался в Варшавском реальном училище, но, не считая
свое образование завершенным, поступил в Берлинский университет.
Возвратившись в Россию, он посвятил себя железнодорожному делу и
участвовал в постройке нескольких железных дорог.
В конце 70-х годов прошлого века И. С. Блиох стал
отдаляться от практической деятельности и всецело отдался научной
работе, результатом которой стал четырехтомный труд «Финансы России»,
переведенный на несколько иностранных языков. Под конец жизни
И. С. Блиох увлекся идеей вечного мира, и в 1898 году издал на эту тему
капитальный труд «Будущая война в техническом, экономическом и
политическом отношении». Сочинение это вызвало оживленные толки в
европейской прессе.
Для популяризации своих идей И.С Блиох решил в 1900
году устроить на Всемирной выставке в Париже особый павильон войны и
мира. План этот не был осуществлен, но энтузиаст не оставляет своих
намерений. Благодаря своей энергии и весьма значительным материальным
средствам, а также содействию многих влиятельных лиц из разных стран,
И. С. Блиох осуществил свою идею в Люцерне. В 1901 году он открыл там
Международный музей войны и мира, который расположился рядом с вокзалом
железной дороги. Сначала Музей помещался в большом, наполовину
деревянном здании. Сейчас этого здания давно уже не существует, а Музей
был переведен в нагорную часть Люцерна и разместился в специально для
него построенном обширном двухэтажном каменном здании красивой
готической архитектуры.
Музей разделен на два больших раздела, причем раздел
войны в свою очередь подразделяется на несколько отделов. Музейные
экспозиции размещались по двенадцати отделам, десять из которых были
отданы войне и только два — миру. Военный раздел расположился в целой
анфиладе комнат в обоих этажах Музея. Меньший раздел посвящен миру и
сначала размещался в одной небольшой комнате. Столь неравномерное
распределение экспозиций с момента образования Музея указывало на
преобладание воинственных инстинктов в прошлом и настоящем состоянии
человека. Состояние же общего мира в годы создания Музея рисовалось
всего лишь как идеал будущего.
Из десяти военных отделов особой полнотой коллекций
отличались отделы «Развитие оружия», «Стратегия» и «Флот». Первый из них
в своих богатейших коллекциях представляет полную историю развития
оружия — от первобытного оружия доисторического периода до новейших
усовершенствований (по тем временам) в области огнестрельного оружия. На
стендах и в витринах Музея показано, как из грубых первобытных орудий,
которые использовались в схватках между племенами людей, развиваются его
более усовершенствованные формы — топор, молот, нож, а потом и копье.
Сначала все они тоже изготовлялись из камня, но потом камень сменился
металлами, хотя еще долго (наряду с металлическими) оставалось в
употреблении и каменное оружие. Например, в Шотландии так было до XIII
века.
Из древнего метательного оружия в Музее представлены
праща для метания камней, известный восточным народам с древности
бумеранг, а также лук и стрелы. Эти формы вооружения тоже держались
очень долго, так называемые арбалеты употреблялись еще в XVII веке.
С постройкой укрепленных городов в истории военного
дела появляются осадные метательные орудия — катапульты и баллисты, а
изобретение пороха совершенно изменило характер вооружения. Музейный
отдел «Огнестрельное оружие» отличается особой полнотой. В нем
представлена богатейшая коллекция всевозможных ружей: зажигаемых трутом,
кремниевых, заряжающихся с казенной части, игольчатых, ружей Шаспо,
Пибоди, Мартини, Манлихера, Маузера и других систем.
Особый отдел составляет собрание швейцарских ружей — с 1800 по 1900 год.
Кроме оружейных экспонатов, в этом отделе на таблицах
представлен процесс изготовления пороха, различные его виды — черный
порох, бездымный и другие взрывчатые вещества (динамит, лиддит,
экразит), а также сравнительное действие различных видов пороха и
взрывчатых веществ.
После огнестрельного оружия следуют артиллерийские
экспонаты. Здесь представлены и древнейшие мортиры, из которых стреляли
камнями, и бронзовые пушки для метания стрел, копий и камней. Некоторые
из этих орудий столь велики, что для их перевозки в свое время запрягали
11 лошадей. Король Густав-Адольф для облегчения передвижений такой
артиллерии ввел так называемые «кожаные пушки». Они состояли из тонкого
медного ствола, окруженного железными кольцами и веревками, пропитанными
особым составом, а поверх их натягивался чехол. Правда, такие пушки
вскоре, как бы мы сказали сейчас, «были сняты с вооружения».
Специальный зал Музея был отведен морскому делу. В
его витринах и на стендах выставлены изображения и модели различных
судов (гребных и парусных) с древних времен: финикийских, египетских,
греческих, римских, норманнских, ганзейских… Особенно полно представлены
вооруженные пушками суда разных типов.
Своеобразным переходом к Залу мира является
экспозиция, которая представляет организацию перевязочных пунктов и
лазаретов на поле сражения, полевых госпиталей, а также санитарная
служба отрядов Красного Креста.
В Зале мира размещались два отдела — «Политическая
экономика» и «Международное право». Первый из них призван был показать,
что якобы приносимые войной выгоды не соответствуют числу жертв.
Приготовления к войне поглощают в мирное время громадные средства,
отвлекают наиболее работоспособную часть населения от производительного
труда и разоряют население, для пользы которого эти войны якобы ведутся.
В отделе «Международное право» собраны международные
договоры, среди которых выделяется Женевская конвенция 1864 года,
касающаяся помощи раненым, и дополнительные статьи к ней, составленные в
1868 году, но не получившие тогда утверждения. Рядом с договорами
размещаются портреты Анри Дюнана и его помощников — генералов Дюфура и
Монье.
Кроме текстов международных договоров, в этом Зале
помещены сочинения и портреты писателей, чьи произведения помогали
укреплять мир, а также живописные полотна. Среди них особенно интересны
полотна голландского художника Тен-Кате «После войны», «Мир
человечеству», «Картина будущего» и самая примечательная — картина
«Война войне».
В каталоге экспонатов Музея эта последняя картина
описана так: «В лавровом венке, украшенная орденами, шествует Смерть,
сопровождаемая ужасами Войны и несчастными народами, которых увлекают на
битву. Но многие люди уже просыпаются.
Христианство указывает государственному деятелю на
результаты его деятельности — последствия войны. Лев Толстой ободряет
страждущее человечество. Берта Суттнер поднимает крест, сделанный из
обломков шпаги. Императоры и короли проникаются идеей мира. Смертельно
раненный немецкий солдат, лежащий на носилках, примиряется с французским
солдатом, и отчаяние выражено на лице побежденного генерала».
Особенное впечатление на посетителей Музея производит
копия с картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны», на которой русский
художник изобразил груду человеческих черепов. Полотно воспроизводит
одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из
голов завоеванных и истребленных им народов.
Однако картина В. В. Верещагина носит не столько
конкретно исторический, сколько символический характер. Все детали
картины: мертвые деревья, безлюдный полуразрушенный город, высохшая
трава — все символизирует смерть, уничтожения и разрушения… Чтобы яснее
выразить идею картины, сам художник пояснил ее надписью на раме:
«Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». |