По мудрой старой традиции многие замки, дворцы и
другие историко-архитектурные здания и у нас в стране, и за рубежом
превращены в музеи. Размещенные в них музейные экспозиции привлекают
туда тысячи любопытных посетителей, которые, нарушая тишину древних
сводов, наполняют новой жизнью эти гордые залы.
Вот и экспозиция Клайпедского морского музея и
аквариума разместилась в крепости Копгалис, название которой по-русски
означает «конец дюн». Крепость действительно расположилась на самой
северной оконечности Куршской косы, которая отделяет Куршский залив от
Балтийского моря.
Проток между Куршской косой и материком издавна
служил морскими воротами Клайпеды. Для охраны этих ворот во второй
половине XIX века немецкие стратеги и решили возвести форт. Однако эта
идея с самого начала оказалась обреченной на неудачу. Отказ от
позиционной войны и переход на мобильные военные действия превращали
такие крепости в ловушки. Почти 30 лет военные инженеры совершенствовали
свой проект, а солдаты достраивали крепость Копгалис. Но, в конце
концов, военные вынуждены были признать свой промах, и в 1895 году
гарнизон оставил крепость, так и не сделав ни одного боевого выстрела.
Ровно через сто лет после разработки первых проектов
форта, в 1969 году, власти литовского города Клайпеды усмотрели
заманчивую возможность — разместить в полуразрушенной и запущенной
крепости аквариумы и экспозиции по морской фауне и истории судоходства.
Однако крепость, представшая перед реставраторами, находилась в
плачевном состоянии. Крепостной ров был занесен песком, а насыпи
пострадали от оползней. В центре двора, где когда-то возвышался круглый
двухэтажный редут и казармы гарнизона, в глубокой яме лежали только
груды развалин. Фашисты, покидая в январе 1945 года Клайпеду, успели
взорвать хранившиеся в крепости боеприпасы.
Но во время проведения грандиозных восстановительных
работ были найдены оригиналы строительных проектов, чертежи позднейших
обмеров и несколько старых фотографий 40-летней давности. Архитектором
проекта восстановления редута был П. Лапе, который решил сохранить его
внешний вид и все размеры, чтобы редут вписался в архитектурный облик
Копгалиса. Но внутреннюю планировку крепости было решено полностью
подчинить требованиям нового музея и аквариума. Все пространство редута
было превращено в просторные экспозиционные залы, а бывший внутренний
дворик, куда выходили окна и двери, стал огромным бассейном для крупных
морских рыб.
Раньше вход в крепость охранял ров с разводным
мостом. Теперь вместо рва были сделаны два бассейна с Проточной морской
водой, в которых плещутся пингвины и балтийские тюлени. Пингвины
являются экзотической частью Музея, поэтому пингвинарий в общей
композиции аквариума играет особую роль, в силу чего архитекторы и
выдвинули его на первый план. Пингвины встречают и провожают посетителей
Музея, вызывая у них самые положительные эмоции и оставляя, может быть,
самое яркое впечатление. В большом бассейне есть и площадки,
имитирующие морской берег, и помещения с охлажденным воздухом, в которых
пингвины прячутся от летней жары.
Чтобы помочь посетителям разглядеть пингвинов, авторы
экспозиции не пожалели выдумки. С барьера бассейна посетителям отлично
видно, как, неторопливо переваливаясь, ходят или дремлют стоя эти важные
птицы, как они купаются в бассейне, усердно обтираясь ластами.
Пингвины — отличные ныряльщики, поэтому в стене бассейна сделаны
иллюминаторы, и посетители из подвального зала наблюдают за подводным
полетом этих нелетающих птиц.
Интерьер аквариумов поручили разработать скульптору,
который в сотрудничестве с ихтиологами создал декоративные формы,
прекрасно гармонирующие с живыми обитателями аквариумов. Многочисленные
образцы морских животных выставлены в витринах по строгой научной
системе — от простейших организмов до млекопитающих. Наиболее интересная
часть этой экспозиции — коллекция кораллов и раковин морских моллюсков.
На матово-черной искусственной коже, никелированном металле, стекле
расположились кораллы и раковины самой разнообразной формы, фактуры и
расцветки.
Когда создатели Музея стали оформлять экспозицию по
истории, то тут возникли сложности из-за архитектуры крепостных
казематов. В прошлом веке их строители, конечно, и предвидеть не могли,
во что превратится крепость Копгалис. Им требовалась только прочность,
они и построили казематы с толстыми стенами и низкими сводами. Для
создателей Музея такая архитектура стала большой проблемой, хотя они и
сделали все, что могли. Экспозиционная мебель размещена очень экономно,
но порой все же чувствуется, что витрины и стенды еле размешаются на
краснокирпичных стенах. И хотя в этих залах выдержан максимум высоты
экспонирования, но для взрослых посетителей витрины все равно висят
низковато. И им приходится часто нагибаться, например, чтобы рассмотреть
модель старинного парусника.
Архитекторы использовали для организации музейных
экспозиций и оборонительные сооружения на насыпи крепости. На бетонных
площадках, где раньше дремали 80-дюймовые дальнобойные орудия,
обращенные в сторону моря, сейчас размещается коллекция старинных и
современных якорей самой разной конструкции. Она привлекает посетителей
на насыпь и рассредоточивает их по всей территории крепости.
В прошлые века крепости строились обычно на голой и
пустынной местности, чтобы врагу негде было закрепиться. Музеи,
размещаемые в таких крепостях, должны с самого начала психологически
настроить посетителя, поэтому у парадных подъездов подобных музеев
выставляются старинные пушки и колокола. В Морском музее и аквариуме в
Клайпеде с этой целью сделана на набережной Куршского залива, под
открытым небом, площадка для судов — ветеранов рыбного промысла Литвы и
этнографическая «Усадьба рыбака».
Сначала посетителей встречают малый рыболовный
траулер и стальной гралбот — первенцы промышленного лова рыбы.
Посетители могут подняться на палубы этих судов и досконально осмотреть
их навигационное и промысловое оборудование. На взгляд сегодняшних
туристов, это оборудование может показаться несколько примитивным, зато
они узнают условия труда и быта тогдашних рыбаков.
Этнографическая «Усадьба рыбака» переносит всех в
конец прошлого столетия. Скромные деревянные постройки, нехитрая
домашняя утварь и простые орудия рыбной ловли — все свидетельствует о
тяжелой рыбацкой доле и простоте жизненного уклада предков современных
моряков.
Морской музей и аквариум открылся в Клайпеде в 1979
году, но с тех пор в его экспозиции постоянно вносились коррективы. Уже с
первых дней работы Музея стало ясно, что посетителей больше всего
привлекают крупные морские звери и экзотическая фауна тропических морей.
Поэтому через несколько лет были открыты еще два бассейна — для морских
львов, котиков и тюленей.
В таких музеях очень важную роль в развлечении
посетителей могут сыграть представления с участием морских животных.
Поэтому в клайпедском музее-крепости планируется оборудовать специальные
площадки, на которых посетители могут полюбоваться ловкостью и
изяществом морских артистов. |