Мало есть городов в Европе, которые при самом своем
рождении получили бы в дар такое красивое месторасположение, как Прага.
Каким-то чудом этот город не пострадал во время Второй мировой войны.
Башни, мосты и замки города остались такими же, какими их построили в
годы расцвета «Магической Праги». Прага — поистине «сердце Европы». Она
находится на середине пути из Берлина в Вену, и именно сюда со времен
средневековья стремились лучшие европейские архитекторы и художники,
поэты и музыканты.
Неповторимый архитектурный силуэт Праги открывается
со смотровой площадки на Петршинском холме. Это и готические башни
соборов Пражского кремля, и барочные купола на Малой Стране, и
грандиозный готический собор святого Вита — усыпальница чешских королей и
наиболее почитаемых святых, и старая королевская крепость Пражский
Град, вход в которую день и ночь охраняют статуи двух борющихся
гигантов…
Но лучшая отправная точка для путешествий по Праге —
Староместская площадь, испокон веков бывшая сердцем Старого Города.
Сотни туристов собираются здесь каждый час, чтобы увидеть появляющиеся
на башенных часах фигуры Христа, апостолов и самой Смерти, которая
переворачивает песочные часы, отсчитывающие неумолимо бегущее время.
Чтобы увидеть старую Прагу, надо побродить по лабиринтам средневековых
улочек, постоять у Староместской ратуши, послушать бой знаменитый
курантов, побывать на Золотой улочке в Градчанах, где когда-то жили
алхимики и ювелиры… Или прогуляться по самому известному Пражскому
мосту — Карлову, который является настоящим музеем под открытым небом,
ибо он украшен тридцатью скульптурами святых. Мост был заложен еще в
1357 году королем Карлом VI, и его строительство, конечно же, окутано
многочисленными тайнами и легендами…
А еще со «златой Прагой» можно познакомиться в Музее
города. В нем есть удивительный экспонат — макет исторического центра
Праги, созданный более 150 лет назад. Художник Карел Лангвейл
скрупулезно воспроизвел на 19 квадратных метрах улицы и площади, здания и
памятники, мостовые и тротуары. Но это еще не все: он воссоздал и такие
детали городского пейзажа, как фонари и канализационные люки, заборы и
изгороди, сараи и даже поленницы дров во дворах, деревья, кустарники,
тропинки в садах и парках. Он постарался передать даже окраску фасадов и
тип кровли, воспроизвел номера строений и фамильные гербы на домах.
Такое мог создать только человек, до самозабвения
влюбленный в свой город. И понятно, какую ценность представляет в наши
дни этот макет для историков и зодчих, реставраторов и экскурсоводов.
О старой Праге, ее архитектурных памятниках и музеях
можно говорить бесконечно. О прошлом любого города могут поведать старые
черепки, заботливо склеенные реставраторами; сохраненные родственниками
чернильные приборы знаменитостей; грозные сабли, потерянные на поле
брани; даже подробные планы, составленные шпионами. И ни одна
историческая экспозиция не обойдется без пейзажей, сделанных с натуры.
Музею города Праги в этом отношении повезло: он
обладает огромной коллекцией работ выдающегося чешского ведуиста
Винченце Морштадта.
Термин «ведута» означает топографически точный,
преимущественно городской пейзаж. Сюжет его может быть любым — древние
руины и современные дома, роскошные дворцы и покосившиеся хибарки. Важны
только документальность и беспристрастность в изображении увиденного. В
XIX веке ведута с больших картин переходит на маленькие рисунки, вместо
холста живописцы стали использовать бумагу, вместо масла — карандаши и
акварель. Художники все чаще стали присутствовать на археологических
раскопках, вместе с учеными они отправляются во всевозможные экспедиции и
даже делают зарисовки на войне.
Не каждый пражанин мог позволить себе купить большое
полотно, а маленький рисунок с видом любимой улочки стоил недорого.
Именно к этому времени, столь благоприятному для ведуты, и относится
творчество Винченце Морштадта. Он закончил в Праге юридический
факультет, работал в суде, впоследствии становится судебным советником —
должность для 34-летнего молодого человека весьма престижная. Но именно
работы ведуиста-любителя, а не служба в суде сделали его знаменитым.
В свободное время он выходил на пражские улицы и
начинал долго. И терпеливо рисовать. Штрих за штрихом создавал он
Город — свою Прагу. Вот на одном из рисунков изображен двор
университетской библиотеки. Аккуратное, скрупулезное изображение до
мельчайших подробностей передает абсолютно все.
В 1819 году он создает «Пражский кремль со стороны
Страговского монастыря». Почти всю плоскость картины занимает
королевский дворец. Это классическое здание опоясывает готический храм —
собор святого Вита. На площади перед дворцом едва узнаются силуэты
людей и конный экипаж, но композиция эта дает представление и об
архитектуре ансамбля в целом, и о его окружении.
В Праге постоянно издавались альбомы и даже
отдельными листами приложения к путеводителям, выполненные Морштадтом.
Многие свои работы он сам травил, гравировал или литографировал. Вот,
например, «Вид Праги с запада» (1830) — огромная, складывающаяся из
мелких деталей панорама: Градчаны, собор святого Вита, Карлов мост. Мала
Страна, Пороховая башня… Передний план оживляет прогуливающаяся пара,
неподалеку от нее бюргер читает газету, рядом с ним расположилась
кудлатая собачонка. На камень с изображением льва прилег мечтательный
юноша… Работы Винченце Морштадта рассказывают не только об архитектуре
города, но и о его жителях — их обычаях, манерах, привычках и даже
одежде.
В коллекциях Музея города Праги есть работа Морштадта
«Прага со стороны Шварценбергского острова». Панорама города написана в
холодных тонах на огромном металлическом листе. На переднем ее плане
беседуют обыватели, женщина стирает белье. На вершине скалы Крепостная
стена … А в светло-коричневой перспективе проступают готические силуэты
средневекового города.
Винченце Морштадт не основал своей художественной
школы, не участвовал в жарких спорах о путях развития искусства, его
работы мало изучаются в художественных вузах. Да он к этому и не
стремился. Без претензий и амбиций он создавал свой Город, и благодаря
его работам многочисленные посетители Музея могут перенестись во времени
и совершить прогулки по старой Праге.
Винченце Морштадт оставил после себя 800 листов,
большинство из которых экспонируются в Музее города Праги. Сейчас ими
пользуются историки и этнографы, архитекторы и социологи. Гравюры
помогают им увидеть Прагу, какой она была 150 лет назад. Кроме чисто
практической точки зрения, на них просто приятно смотреть, ибо они
созданы рукой мастера, влюбленного в свой город.
Музей города Праги разместился на Паржичи в здании,
построенном в последние годы прошлого столетия. Все его экспонаты
уникальны. Кроме перечисленных выше, в нем можно увидеть старые сундуки
цеховых ремесленников, готические стеклянные чаши, первоначальные
скульптуры. Староместских курантов, романские плитки для мощения улиц,
удивительной красоты секретер в виде лиры и монументальный королевский
трон из собора святого Вита, вырезанный из дерева около 1670 года. |