Греческий врач-педиатр Христос Оикономопулос открыл
свой удивительный Музей материнства у подножия афинского Акрополя. «Моя
мать рано умерла от пневмонии. Когда я поступил в высшую школу в городе
Патры, мы жили как раз напротив детского приюта, и я часто размышлял над
тем, что у меня и у тех детей много общего. Мне очень недоставало
матери…» — так впоследствии отвечал создатель Музея на все вопросы и
расспросы.
Коллекция Музея размещена в отреставрированном зале
неоклассического типа. На его стенах экспонируются византийские иконы с
изображением Богоматери и божественного младенца, а также всевозможные
картины на тему материнства. В стеклянных ящиках и витринах выставлены
различные детские принадлежности: побрякушки, кольца для прорезывающихся
зубов, самодельные рожки, деревянные формы для пряников и лепешек,
детские чепчики, нагруднички… Коллекция в основных своих экспонатах
отражает традиционную будничную жизнь греческой матери-крестьянки.
Вот, например, в одной из витрин посетитель видит
высохшее растение. На вид оно, может быть, и невзрачно, но это одна из
разновидностей орхидеи, и называется растение «арсенико вотано»
(«мужское растение»). Оно имеет две маленькие луковицы и один цветочный
ствол. Древнее греческое поверье связывает с этим растением желание
женщины иметь сына, тогда она в течение нескольких месяцев должна есть
эти луковицы.
Следующий стенд Музея материнства посвящен рождению
ребенка. Роды в греческой деревне принимали обычно пожилые женщины, не
имевшие собственных детей. На этих витринах и выставлены принадлежности
их труда: нож, деревянная палочка, деревянная печать, старый ремень —
каждый предмет имеет свое функциональное назначение. Вращающуюся
палочку, например, вставляли роженице в рот, чтобы регулировать ее
дыхание. После родов на живот клали большую деревянную печать, а затем
живот затягивали ремнем мужа, чтобы символически указать на его
присутствие и морально поддержать женщину.
После родов крестьянка на короткое время
освобождалась от сельскохозяйственных работ, но уже вскоре носила
ребенка с собой в поле и подвешивала его на кожаной перевязи к дереву.
Образцы таких перевязей, простых и украшенных, посетители могут увидеть в
витринах Музея
Ребенок подрастал… Уходя из дома и оставляя его
одного, мать бросала на пол горсть изюма, чтобы привлечь внимание
ползающего малыша. И конечно же, в Музее есть игрушки — более 1200
образцов кукол, сделанных из тряпок или глины, многочисленные зверушки,
обезьянки из прутиков… А вот кусок глины на красном шнурке — это амулет
«нереидос фондило». Его привязывали на шейку малышу, когда ему
исполнялось три месяца. Делалось это для того, чтобы ребенка не задушили
злые ведьмы-нереиды.
В экспозиции Музея есть и многочисленные «тамата» —
восковые изображения детей. Эти фигурки матери ставили в церкви вместо
свечей во имя спасения своего дитя. Смертность среди детей в то время
была очень высокой, особенно в деревнях. И если все же беда приходила,
то мертвого ребенка хоронили с восковым крестом во рту, чтобы ангелы
видели, что ребенок крещеный.
Под стеклом одной из витрин выставлены старый
деревянный замок и ключ, а рядом лежат ножницы. Для чего нужны эти
предметы? Мать тщательно заботилась о своем потомстве вплоть до
замужества дочери (в возрасте от 12 до 15 лет) и до женитьбы сына (в
возрасте от 15 до 20 лет). За несколько дней до свадьбы жениха и невесту
закрывали в доме, чтобы кто-нибудь не испортил дьявольскими
заклинаниями их будущее — Жениха запирали «условно» Мать брала ключ и
три раза поворачивала его в присутствии сына. Жениха, по традиционному
ритуалу, «открывала» ключом тоже мать. Это была психологическая уловка,
успокаивающая нервы будущего мужа и предотвращающая его страх. В первую
брачную ночь в туфли невесты клали ножницы, чтобы подрезать злые языки
недоброжелателей.
Христос Оикономопулос много путешествовал по
островам, деревням и городкам древней Эллады. Он расспрашивал крестьян о
традициях предков и народных методах врачевания многих болезней. А
однажды он просто пришел в изумление, узнав, что в отдаленных горных
деревнях и по сей день все идет так, как и многие сотни лет назад. Врач
записывал на магнитофон народные сказки, колыбельные песни, наговоры,
плачи. И постоянно привозил из таких поездок все новые и новые экспонаты
для своего Музея.
В Музее очень много фотографий, рассказывающих о
жизни женщин-матерей из разных районов Греции, Малой Азии, греческой
диаспоры. В музейной библиотечке можно увидеть (и почитать!) две тысячи
редких книг на эту тему. «Есть в мире Музеи игрушек, костюмов, но ни в
одном каталоге мира я не нашел Музея материнства Поразительно, что никто
не додумался до этого!» — говорит Христос Оикономопулос. |