«Это была лампа-курильница, выкованная из
полированной меди, в форме лебедя. Лампа стояла на треножнике из белого
металла украшенном драгоценными камнями. Если повернуть винтик на
треножнике и зажечь лампу, то вспыхнет язычок пламени. Через несколько
минут он потухнет, а из клюва медного лебедя потянутся три струйки дыма.
Переплетаясь, они образуют странную треугольную фигуру, плывущую в
воздухе. Очертания образующихся фигур определяются длиной воздушного
столба в шее лебедя», — так описывается в увлекательной детективной
повести это произведение искусства, найденное в одной из индейских
пирамид. По сюжету детектива в струйки дыма было введено вещество,
которое позволило усыпить и впоследствии разоблачить козни преступников.
Как бы там ни было в детективе, но во время раскопок древних индейских
городов и пирамид археологи находят очень много удивительных предметов,
порой загадочных и таинственных. Многие из них давно заняли свои места в
музеях Мексики (например, в музее города Оахака), Перу, Боливии и
других стран.
Как известно, город Мехико расположен на территории
Теночтитлана — древней столицы ацтеков Главная площадь мексиканской
столицы совпадает с центром Теночтитлана, на которой были расположены
дворцы правителей, культовые пирамиды и другие здания Кортес покоривший
ацтеков, построил свою резиденцию здесь же.
В сентябре 1964 года в присутствии многочисленных
представителей мексиканской интеллигенции, деятелей науки и кулыуры, а
также зарубежных гостей в Мехико был открыт Антропологический музеи.
Прекрасное по своей архитектуре здание расположилось в
парке Чапультепек. Его строители сумели творчески применить
архитектурные традиции Мексики доиспанского периода (внутренние дворики,
скверики и атрии), а также использовать пропорции и некоторые
эстетические каноны архитектуры древних майя. Внешний вид здания
выполнен с той простотой и спокойствием, которые характерны для
знаменитой группы памятников в Теотихуакане.
Стены Антропологического музея выложены мрамором полы
сделаны мозаичными, причем на первом этаже из темного тепеакского
мрамора, а на втором — из тропических пород деревьев. Для отделки стен
строители употребили кедр и красное дерево, а в настенной композиции
отразили индейские мифологические сюжеты.
Музеи занимает просто-таки огромную площадь — 30 000
квадратных метров, к нему примыкает такой же огромный парк, территория
которого составляет 13 000 квадратных метров. В Музее размещены
различные мастерские и лаборатории, комнаты для изучения и обработки
многочисленных коллекций, научные кабинеты и специальные помещения для
временных выставок, библиотека и аудитория на 350 человек.
Пока шло строительство здания для Музея, мексиканские
ученые провели 70 археологических и этнографических экспедиции в самые
отдаленные районы страны, чтобы пополнить уже существующие собрания и
коллекции Собранные экспонаты изучались в Теотихуакане, в штатах
Кампече, Потоси, Мичоакане и Гереро.
Экспозиция Антропологического музея чрезвычайно
богата Нижний этаж Музея, с трех сторон охватывающий патио (внутренний
дворик), посвящен древним культурам страны. Устроители этой экспозиции
исходили из общей концепции, что в Мексике существовали две древние
культуры одна из них была распространена к центральной и западной частях
Кордильер, вторая — вдоль побережья Мексиканского залива, в районе
джунглей и больших гор.
Мексиканские специалисты считают, что обе эти
культуры, несмотря на различия между собой, были все же тесно связаны
друг с другом. И эта связь двух культур представлена в Музее следующим
образом, в северном крыле нижнего этажа разместились коллекции на тему
«Развитие культуры от каменного века до высокой культуры Теотихуакана» с
ее монументальными монолитными скульптурами. Для их показа отведен
большой зал который соединяет оба крыла нижнего этажа. В южном крыле
нижнего этажа посетитель знакомится с экспонатами, характеризующими
культуру района Оахаки, затем идут культуры побережья Мексиканского
залива, начиная от ольмекской (с ее огромными скульптурами) до культуры
тотонаков с их храмами и стелами с изображением человеческих фигур.
Далее следуют знаменитые памятники культуры майя — образцы их
письменности, фотографии остатков больших городов, скульптуры и т. д.
Обширные пространства нынешней центральной и южной
Мексики. Гватемалы и Гондураса некогда составляли регион, который ученые
называют Месоамерикой. Именно там в свое время обосновались ольмеки —
основатели одной из древнейших цивилизаций не только Мексики, но и всего
Нового Света.
Ольмеки были первым народом в Месоамерике, который
начал создавать скульптурные головы из огромных каменных глыб. Вес
некоторых из таких голов достигал 20 тонн.
В Антропологическом музее Мехико выставлены предметы,
найденные во время археологических раскопок погребального сооружения в
Ла-Венте — крупнейшем ритуальном центре ольмеков.
Ла-Вента в Табаско была построена между 800 и 300
годами до нашей эры на песчаном острове, поросшем мангровыми деревьями и
окруженном болотами Примечательна Ла-Вента своими пирамидальными
насыпями и огромными каменными головами в шлемах. Сюда они были
доставлены по водному пути с гор, раскинувшихся примерно в 80 километрах
к западу.
Из археологических находок Ла-Венты в Музее
выставлена скульптурная группа из 16 стоящих на коленях фигур, которые
вырезаны из нефрита и змеевика Высота этих статуэток невелика — всего
1618 сантиметров. Все они выполнены в реалистической манере, и лица
фигурок явно искажены злобой.
Другой пример искусства ольмеков — нефритовые
фигурки, известные под названием «дети ягуара» Эти изящные статуэтки
сочетают в себе черты маленьких детей с довольно пухлыми лицами и
грациозно-хищных ягуаров. По поверью ольмеков начало роду детей-ягуаров
дала женщина, ставшая женой ягуара.
Богу-ягуару поклонялись многие племена доколумбовой
Америки, особенно часто его изображение встречается в искусстве ольмеков
и археологических памятниках государства Чавин в Перу. Образ ягуара
представлен очень широко, и ученые считают, что символ этот был весьма
разнообразен. Иногда он выступает как бог дождя, а иногда ассоциируется с
колдовством и магией.
Второй этаж Антропологического музея занимают
этнографические коллекции. Вся экспозиция здесь построена по
географическому принципу каждому району выделен отдельный зал. |