Тропическая Африка не часто радует археологов
находками Бесконечные ливни, постоянная жара — в таких условиях могут
сохраняться изделия из немногих материалов. Если что из них и пощадила
сырость, то могут уничтожить мириады насекомых. Они крошат, точат,
грызут буквально все, что находится в земле. Поэтому сохранившиеся
предметы приобретают особенно ценное значение.
Африканское государство Нигерия не имеет себе равных
по числу музеев и по количеству собранных в них экспонатов среди других
стран Тропической Африки. Музеи основывались обычно в тех районах, где
проходили археологические раскопки или случайно обнаруживалось большое
количество произведений древней культуры.
К их числу относится штат Плато, расположенный в
самом центре Нигерии. Это важнейший сельскохозяйственный район страны и
центр ее горнодобывающей промышленности. Еще в начале XX века там были
обнаружены и начали разрабатываться крупные месторождения олова и других
видов минерального сырья.
Но не только богатствами своих земных недр знаменит
этот край. В столице штата — городе Джое — в 1952 году был открыт первый
Национальный музей Нигерии. Теперь он стал достопримечательностью в
масштабах всей Тропической Африки.
Сначала Музей предназначался для экспонирования
уникальных терракотовых статуэток, которые были обнаружены в
окрестностях города еще в 1944 году. Эти статуэтки представляли собой
образцы древней «культуры Нок», названной так по имени деревни, где были
обнаружены первые находки.
«Нок» — это фрагменты человеческих фигур, изображения
птиц и животных, поразительные скульптурные портреты из терракоты
размером от нескольких сантиметров до натуральной величины. Ученые
искусствоведы предположили, что эти фигурки вылеплены не руками
человека, а оттиснуты в специальных формах. Поэтому долгое время
некоторые западные ученые сомневались в африканском происхождении этой
культуры. Однако последние археологические открытия опровергли все их
сомнения. Сейчас стал неоспорим факт, что корни «культуры Нок» уходят в
глубь веков, и она была высоко развита здесь еще в I тысячелетии до
н. э.
Ученые установили, что африканцы были незаурядными
мастерами и владели секретами обработки терракоты и бронзы еще в далеком
прошлом. И теперь специалисты сравнивают мастерство ифского литья и
чеканки с работами прославленного Бенвенуто Челлини. Например, возраст
терракотовой головки «Джемаа» определяется археологами в 2200 лет. Она
была найдена в одной из оловянных шахт и долгое время (правда, по
незнанию ее ценности) использовалась местным фермером в качестве…
чучела.
Головы фигурок «Нок» по форме самые разные: круглые,
цилиндрические, конусообразные. Лица тоже совершенно не похожи друг на
друга: нос, губы и уши каждый раз «сочинялись» заново. Только глаза у
всех у них одинаковые — полукруглые или обращенные вниз вершиной
треугольника с круглыми отверстиями на месте зрачков. Лишь некоторые
детали в этих фигурках — брови, прическа — исполнялись отдельно и
накладывались на изделие перед обжигом.
Постепенно профиль Музея стал значительно шире. В
постоянно действующей галерее собраны произведения и образцы искусства
практически со всех концов Нигерии. Здесь и деревянные маски народностей
ибо и идома, бронзовое литье Бенина и Ифе, музыкальные инструменты
народностей хауса и йоруба, предметы домашнего обихода, оружие из камня и
прочие экспонаты.
Уникальность Музея состоит еще и в том, что
значительная часть его экспонатов располагается под открытым небом. На
площади в 63,5 акра в центре Джоса завершено сооружение мини-города,
который стал своеобразным разделом традиционной негритянской
архитектуры. В нем представлены подлинные древние постройки, тут же
располагаются созданные руками нынешних строителей точные копии
исторических памятников, разбросанных по всей стране.
Здесь можно увидеть типичные для разных народностей
Нигерии жилые дома и церкви, дворцы вождей и эмиров, образцы древнейших
фортификационных сооружений. По сохранившимся рисункам и описаниям
воссоздана часть городской стены, окружавшей Кано — самый северный город
Нигерии. Эта стена защищала город от набегов многочисленных врагов.
В 1830 году в городе Заира известный нигерийский
архитектор Баба Гвани Микаила построил для эмира Абдулкарима дворец
«Маласи Джемаа». Теперь в Национальном музее выставлена копия этого
дворца, а также копия старейшей части дворца эмира Катсины.
Интереснейший «экспонат» нигерийского музея —
действующая древняя гончарная мастерская. Искусство лепки из глины и
изготовления керамических изделий передается среди нигерийцев из
поколения в поколение, и сейчас в музейной мастерской обучаются молодые
гончары.
Перед глазами многочисленных посетителей проходит
весь процесс гончарного ремесла — от подготовки глины до готового
изделия. Подготовка самого материала — процесс сам по себе несложный, но
очень трудоемкий. Глину, добытую в карьерах с помощью кирок и лопат,
сюда доставляют на тележках или ишаках. Здесь ее несколько дней сушат на
открытом воздухе, а затем дробят на мелкие куски. Их помещают в бассейн
с водой, чтобы получить однородную массу, которую потом месят ногами,
попутно освобождая от ненужных примесей. Образовавшееся тесто разрезают
на куски и разминают до нужной кондиции.
И вот, наконец, мастер-гончар лепит из глины цилиндр,
бросает его на гончарный круг и, нажимая ногами педаль, легким
прикосновением пальцев превращает глиняную болванку в вазу, тарелку,
пепельницу… После непродолжительной подсушки на солнце полуфабрикат
отправляют в сушильную печь, где его сутки выдерживают при температуре в
1000 °C. Потом искусный художник покрывает посуду эмалью, украшает ее
африканскими пейзажами или рисует зверей, птиц, рыб. И каждый раз из-под
рук мастеров-умельцев выходят уникальные произведения.
В выставочном зале представлено более трехсот
образцов глиняной посуды из разных районов Нигерии. Сам же этот зал
расположился в здании, отделанном в стиле жилищ народности нупе —
наиболее искусных гончаров со времен древности. Даже пол в этом зале
высыпан глиняными плитками ручной работы, искусно изготовленными
женщинами нупе.
В 1955 году на территории Национального музея
нелегально появился зоопарк. Но он так быстро разросся, так полюбился
жителям и гостям Джоса, что уже в 1960 году федеральное правительство
решило превратить его в Зоологический научный центр. Благоприятные
климатические условия позволяют содержать здесь, среди тропической
растите юности, более 280 видов животных — типичных представителей фауны
всей западной части Африки. В трех огромных бассейнах плавают рыбы,
тоже характерные для тропических африканских водоемов. |