Создание этого музея стало значительным событием в
культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании
утративший свое функциональное значение, должен был превратиться «из
вокзала в музей» — в этом и заключалась главная идея его устроителей и
реставраторов. Одной из главных задач в реализации этого проекта было не
только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в
современную жизнь, придать музею-вокзалу двойную функцию — как носителя
исторической памяти, так и современного подлинного явления.
Знаменитый парижский вокзал Орсэ располагался в
центре Парижа — напротив Лувра и Тюильри. Он был построен архитектором
Виктором Лалу к Всемирной выставке 1900 года. По мнению многих критиков,
вокзал стал «лебединой песней французского модерна». Вокзал Орсэ
считался последним достижением техники того времени самым
ультрасовременным из всех — он был своего рода апофеозом промышленного
века.
Все в нем приковывало внимание современников
громадный неф, огромная высота, циклопические портики, светящиеся часы.
Кроме всех этих достижений, вокзал был в высшей степени функционален.
Однако со временем он перестал удовлетворять все ускоряющийся ритм
жизни, к концу 1960-х годов вокзал обветшал и пережил забвение. На смену
ему готовилось строительство международного отеля, в конкурсе на проект
которою приняли участие крупнейшие архитекторы того времени (в том
числе и Ле Корбюзье).
Однако в 1973 году решение о строительстве отеля было
отменено. Вокзал признали историческим памятником, и его купило
министерство культуры Франции. Вот тогда-то и возникла идея превратить
вокзал в «Музей XIX века». В нем предполагалось создать музеи искусств с
новейшей экспозиционной технологией, но с минимальным изменением
архитектуры и структуры самого вокзала, его интерьеров и декора.
Проект нового Музея рождался как бы из диалога с
прежним его архитектором — Виктором Лалу Новый проект ставил своей
задачей создать уникальную среду для произведений искусства XIX века, но
в то же время как бы экспонировать и собственную архитектуру вокзала.
Однако вокзал Орсэ по своим прежним функциям никак не совпадал с
задачами Музея искусств. Сложнейшая проблема была все-таки решена
группой «АКТ-аршитектюр», которая завоевала первое место в конкурсе по
реконструкции этого вокзала. Основа концепции проекта данной группы была
такова: «Сделать не музей в вокзале, а музеи из вокзала».
Идея создания такого музея нашла поддержку и в лице
президента Франции Валери Жискар д'Эстена, который и начал эту
грандиозную работу. По разработанной программе новый Музеи должен был
стать музеем многодисциплинарным — то есть включать в свои экспозиции и
демонстрировать живопись, графику, скульптуру, декоративную мебель,
произведения фотографии и зарождающегося киноискусства, архитектуру,
градостроительство, исторические и документальные материалы — все, что
отражает прошлую эпоху.
Первые коллекции нового Музея формировались из
произведений, хранившихся в Лувре, музее «Же до Пом», во Дворце Токио и
многих других музеях и частных собраниях. По хронологическим рамкам
своих коллекции Музеи Орсэ занимает сейчас место между Лувром и
Национальным центром искусств имени Жоржа Помпиду. Лувр (как музеи)
построен в XVII веке, Орсэ — в 1900 году, Центр искусств имени Жоржа
Помпиду — в 1977 году.
Экспонируемые в Музее Орсэ произведения искусства
представляют собой один из выдающихся периодов французского искусства
второй половины XIX — начала XX века. Живопись представлена полотнами
Давида, Энгра, Делакруа, импрессионистов, скульптура — произведениями
Родена. Зал Родена считается одним из самых красивейших в Музее Орсэ, а
достигается это благодаря гармоническому соотношению трех произведений
скульптора с архитектурой самого вокзала.
Самым масштабным помещением нового Музея стал Большой
Неф, в котором выставлены коллекции скульптуры. Над бывшими
железнодорожными путями и рельсами был сделан пол, который своими
террасами как раз и продолжается в нефе. Стеклянный свод обеспечивает
равномерное освещение зала, а это для скульптур является безопасным и
оптимальным режимом. Грандиозные размеры самого нефа придают еще большую
монументальность всей скульптурной экспозиции.
В глубине нефа расположились две башни, в которых
экспонируются произведения «ар нуво». С террасами соседствуют залы для
экспозиции произведений живописи и декоративно-прикладного искусства. С
одной стороны — это залы Домье, Коро, Милле, с другой — Энгра, Делакруа,
Дега, Гюстава Моро. В пересечении нефа расположились залы Гюстава Курбе
и декоративного искусства времен всех Империй.
Коллекции импрессионистов и постимпрессионистов
расположились в залах верхней галереи. Естественное специфическое
освещение этих залов наилучшим образом отвечает цветовой гамме
живописных полотен Моне, Сислея, Сезанна, Ренуара, Ван Гога.
Овальные залы первого этажа отданы произведениям
академической, натуралистической и символической школ. Три из них
представляют новое искусство — это произведения Харта и Ван дер Вельде.
В Музее неожиданно и весьма оригинально экспонируются
архитектурные макеты. «Гранд-Опера», например, оказывается прямо под
ногами посетителей — под прочным слоем стекла. С высоты этот макет
предстает во всем своем великолепии. Макеты крупнейших сооружений
прошлых времен выстроены в большую колонну — один над другим. Посетители
могут их осматривать, поднимаясь на эскалаторе в большие залы Башен.
Для размещения произведений декоративного искусства и
графики (рисунков, фотографий, пастелей и литографий) созданы
специальные небольшие «темные» помещения. Естественное освещение здесь
практически отсутствует, а разработанная система подсветки высвечивает
лишь экспонаты.
Вообще освещение Музея Орсэ является одной из его
главных удач. Естественное и искусственное освещение из 8000
светильников, прожекторов и галогеновых фонарей как бы сливаются в одну
симфонию. Во всех залах смонтирована система, отражающая как
искусственный, так и естественный свет. Этот свет прежде, чем попасть на
полотна, отражается специальными панелями, которые поглощают вредные
для картин ультрафиолетовые лучи.
В Музее среди других технических новшеств применяется
компьютерная система управления климатическим режимом и обеспечением
безопасности. |