Своим названием Оружейная палата не определяет всего
объема находящихся в ней сокровищ. Как музей старинных царских регалий и
коронных одежд, драгоценной золотой и серебряной посуды, древнего
царского оружия и трофеев, а также богатой конской сбруи и экипажей, она
существует лишь с начала XIX столетия.
Но это хранилище драгоценных сокровищ и богатств,
которые искони составляли наследие великих князей и царей русских,
известно было еще с 1494 года. В Москве тогда хранилище казны называлось
Казенным двором, который размещался между Архангельским и
Благовещенским соборами Кремля. Вот на этом Казенном дворе и была
Оружничья палата, в которой хранилась драгоценная царская броня, а также
трофеи и оружие, которое присылали в дар иностранные державы. Это
каменное здание было построено вместе с каменными палатами Ивана III,
оно было квадратное, с пирамидальной кровлей и двумя окнами на Соборную
площадь. Хранителями казны были казначей, царский печатник и дьяки.
К Казенному двору примыкал Запасной двор — огромное
здание, в котором (как полагают некоторые историки и искусствоведы)
хранились огромные запасы золотой драгоценной одежды: она выдавалась
придворным чинам при торжественных царских выходах. Здесь же находилось и
оружие, которое выдавалось ближнему царскому войску.
Конская сбруя, седла и прочие принадлежности
хранились на Конюшенном дворе, который имел свои знамена с надписью:
«Знамя Конюшенного двора». До перенесения российской столицы в
Санкт-Петербург много вещей из московской царской казны выдавалось как
награда царедворцам — мехами, золотыми материями, одеждой, оружием,
золотыми и серебряными сосудами. Из нее же посылались дары иностранным
державам и выдавались подарки послам.
С 1511 года Оружничьей палатой стал заведовать
оружейничий, который выбирался из людей знатных и родовитых. В 1654–1676
годах боярином-оружейничим был Богдан Матвеевич Хитрово — способный и
энергичный администратор. При нем мастерские Оружничьей палаты начали
свою кипучую деятельность. Для этого со всей России были собраны
искусные резчики по металлу, кости и дереву, чеканщики, золотых дел
мастера, золотошвейки для вышивки знамен, даже живописцы и иконописцы,
которые расписывали оружие и знамена, а также царские иконы и пасхальные
яйца для царской семьи. Им же поручалось украшать стенной живописью
царские палаты, дворцовые верховые церкви и даже кремлевские соборы.
В дальнейшем Оружничья палата превратилась в
Оружейный приказ — своего рода целое министерство, в котором служили
разные мастера и ремесленники, занимавшиеся уже не только оружием, но и
украшениями, посудой и утварью для царского дома. Оружейная палата была
фамильным музеем династии Романовых и пополнялась исключительно по
Высочайшему повелению. Высшего расцвета Оружейная палата достигла при
царе Алексее Михайловиче.
Оружничьи мастерские существовали до тех пор, пока
Петр I своим указом не перевел всех мастеров в Петербург, в чуждую им
полуиноземную обстановку. Этим он погубил не только Оружейную палату, но
и все самобытное русское искусство. Остатки прежнего величия в 1720
году были собраны в новой Оружейной палате, но к этому времени она
превратилась в холодное музейное хранилище, о котором к тому же никто не
заботился. В 1737 году во время пожара в Кремле Оружейная палата
сгорела, и в огне погибла большая часть трофеев. То, что удалось спасти,
было свалено в помещениях Житного и Сытного дворов Кремля, мало
пригодных для хранения ценностей…
В начале XIX века царь Александр I приказал отстроить
для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего дворца Бориса
Годунова. В него и были собраны сохранившиеся остатки царских сокровищ,
которые и легли в основу нынешней коллекции Оружейной палаты. Но здание
это не имело сводов и печей, и величайшие памятники древности в холодное
время года портились от сырости. А во время войны 1812 года сокровища
Палаты вывезли в Нижний Новгород, чтобы спасти от Наполеона, однако при
переездах растеряли много ценного.
Лишь в 1851 году по распоряжению императора Николая I
было построено новое двухэтажное здание (по планам архитектора
К. А. Тона), в котором Палата размещается и по сей день. Это обширное
здание соединяется с Кремлевским дворцом крытым переходом на арках.
В Оружейном зале древнейшее оружие представлено двумя
шлемами XIII века. Один из них — остаток шелома, приписываемого
великому князю Ярославу Всеволодовичу, погибшему в 1216 году в борьбе с
братьями. Шлем найден близ речки Колокши, на месте Липецкой битвы. Рядом
со шлемом была найдена кольчуга, от времени превратившаяся уже в ком
ржавого железа.
В Оружейном зале собраны пищали, пистолеты, мортиры,
ружья, мушкетоны, а также щиты, саадаки (лучные приборы), стяги и
знамена. Собранием знамен занята середина Оружейного зала. Здесь
выставлено знамя царя Ивана Грозного, сопровождавшее его в Казанском
походе. Это же знамя было с Большим полком в крымском походе князя
В. В. Голицына.
Центр собрания составляют знамена стрелецких полков
XVII века. Входит в коллекцию и знамя князя Д. И. Пожарского, бывшее с
ним в походе из Нижнего Новгорода в Москву.
В Оружейном зале выставлена и полная коллекция
русских орденов (до 1917 года). Петр I в 1698 году учредил первый в
России орден — орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный,
один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник
христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом
кресте. Этот крест и стал отличительным знаком ордена. Награждались
этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, «дабы, взирая на
сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и
верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время». Этот орден
был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и
выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через
правое плечо. Девизом ордена были слова «За веру и верность».
Первым кавалером ордена стал в 1699 году адмирал
Николай Федорович Головин, отличившийся в боях со шведами. Естественно,
орден Андрея Первозванного получил и наш великий полководец
А. В. Суворов за победу при Кинбурне. Этой же награды был удостоен в
1800 году М. И. Кутузов.
Особые залы Оружейной палаты отведены для
экспонирования посольских даров — польских, немецких, шведских и других.
Например, в витрине с посольскими дарами Швеции центральное место среди
двухсот различных предметов занимает высокий настольный фонтан, или
«водяной завод» (так его называли в старинных документах). Сделал этот
невиданный сосуд Петер Ор — гамбургский серебряных дел мастер XVII века.
Внизу сосуда находится хорошо отполированный густозолоченый шар на
фигурных ножках. От шара вверх идет широкая высокая трубка, украшенная
литыми фигурками дельфинов. К этой трубке прикреплены три ряда красивых
тарелочек в виде больших раковин. Завершается фонтан фигурой Юпитера,
держащего пучок серебряных молний. Нижний шар наполнялся водой, которая,
поднимаясь по трубке вверх, разбрызгивалась из пучка молний в руках
Юпитера. Стекая вниз, прозрачные струйки освежали заморские фрукты,
которыми заполнялись раковины-тарелки.
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся и
предметы парадного дворцового церемониала, венцы, скипетры, державы,
бармы, короны, троны. Придворный церемониал в средние века имел очень
большое значение, в нем видели одно из выражений богатства и мощи
государства. Государственные регалии выполнялись из золота талантливыми
мастерами, украшались драгоценными камнями. К их числу относится
древнейший царский венец — всемирно известная шапка Мономаха Согласно
легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда —
византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах
московских царей она упоминалась под названием «золотой», а
«мономаховой» она впервые названа в завещании Ивана Грозного
Мнения ученых о происхождении царского венца
различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие
относят ее к арабскому или арабско-египетскому искусству. А третьи
вообще утверждают, что это произведение среднеазиатской (бухарской)
работы. Так что загадка шапки Мономаха еще остается не решенной и ждет
своего исследователя.
Шапка Мономаха — уникальное ювелирное произведение
конца XIII — начала XIV веков. Тулья ее составлена из восьми золотых
пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в
котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные
розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками
с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создает иллюзию
тонкой крученой проволочки.
Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые
подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым
полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее еще
добавили драгоценные камни — рубины, изумруды, сапфиры, турмалины и
крупный жемчуг Шапкой Мономаха венчались на царство все московские
князья и цари.
Другой венец — шапка царства Казанского. Может быть,
она была изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году,
но это опять-таки только предположение, которое тоже ждет своего
исследователя. Казанская шапка исполнена с большим мастерством и
сочетает в себе восточные и типично русские, московские мотивы. Слегка
вытянутая золотая тулья ее покрыта густым резным и черневым орнаментом.
Опоясывают тулью три ряда ажурных кокошников-«городков»,
распространенных в русском прикладном искусстве. Венец ее был увенчан
густо-красным камнем — китайской шпинелью (разновидность турмалина). В
1627 году шпинель заменили крупным желтым топазом, закрепленным между
двумя жемчужинами, а китайской шпинелью украсили алмазный венец царя
Ивана Алексеевича.
В XVI веке роскошь царского двора в Кремле приводила
иностранцев в изумление. По рассказам Ганса Кобенцеля, посла германского
императора Максимилиана II, во время приема царь Иван Грозный и его сын
сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, а на
шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной с куриное яйцо».
«В жизнь мою не видел я вещей драгоценнейших и
прекраснейших, — писал Ганс Кобенцель. — Видел я короны святейшего
нашего господина Папы, видел корону и все одеяние короля католического,
видел многие украшения короля Франции… Поверьте же мне, что все сие ни в
малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел».
В 1721 году Петр I провозглашает Россию империей.
Торжественная церемония венчания на царство уступает место столь же
торжественному и пышному обряду коронации. Шапку Мономаха уже не
возлагали на голову царя, а несли впереди торжественной процессии.
Древний венец сменила императорская корона.
Для первой русской императрицы Екатерины I была
специально изготовлена корона из позолоченного серебра. А в 1730 году
для Анны Иоанновны была создана новая корона. Каркас ее состоит из двух
полусфер и дужки между ними. Выполнены они из серебряной золоченой
сетки, на пересечении линий которой укреплены алмазы. В каждой
ромбовидной ячейке помещен серебряный цветок с алмазом в центре. Для
украшения короны было использовано 2536 алмазов и более двадцати других
драгоценных камней.
Непременным атрибутом ряда торжественных церемоний
были троны. Наиболее древний трон в коллекции музея Кремля датируется
XVI веком. По преданию его привезла из Византии Софья Палеолог, вторая
жена Ивана III. Однако документы о нем восходят лишь к тому времени,
когда «стул костяной» принадлежал Ивану Грозному. Этот трон сплошь
оклеен пластинами слоновой кости, с выразительными композициями на темы
библейских сюжетов, фигур мифологических животных. Есть здесь и пластины
с военными сценами. Ученые считают, что они были добавлены в 1642 году
при реставрации трона.
Еще в XVI веке Русское государство установило
постоянные дипломатические и торговые отношения с Ираном. В 1604 году
иранский шах Аббас I подарил Борису Годунову трон, который сплошь
украшен золотыми листами с густым тисненым узором и драгоценными
камнями. От иранского шаха получил в подарок трон и Иван Грозный. В
начале XVII века этот трон был переделан для Михаила Федоровича.
Восточному трону кремлевские мастера придали форму старинного кресла с
высокой спинкой.
Самый дорогой «алмазный» трон принадлежал царю
Алексею Михайловичу. Исполнили его иранские мастера по заказу армянской
торговой компании. Трон облицован ажурными пластинами из золота и
серебра, украшен алмазами, рубинами и бирюзой. На его украшение пошло
более восьмисот алмазов, которые и определили его название. На боковых
стенках сидения помещены полосы иранских миниатюр с изображением птиц,
животных, растений и сцен охоты. На черном бархате спинки трона
изображены два вышитых аллегорических Гения, которые держат жемчужную
корону. |