Первые дни поверженной фашистской столицы очень
выразительно изобразил немецкий писатель Вилли Бредель «Жизнь
остановилась, как маятник сломанных часов. Кое-где еще тлел огонь, от
развалин несло дымом пожарищ. В Берлине царил кладбищенский покой. Среди
тлеющих остатков строений, обугленных и пропитанным дымом развалин
добровольные санитарные отряды разрывали груды щебня в поисках трупов.
Расстрелянные танки, опрокинутые зенитные пушки, обгоревшие грузовики
загромождали мостовые, усеянные брошенными касками, противогазами,
обмундированием и ручным оружием Ветер раскачивал концы оборванных
трамвайных проводов».
Во время боев и предшествовавшей им бомбардировке
Берлина англо-американской авиацией пострадали многие исторические
здания и культурные ценности Германии. В их числе был и Пергамский
музей, который сразу же после его открытия в 1930 году стали называть
«чудом света».
Но советские воины, среди всего этого ужаса и
разрушений, позаботились о спасении гибнущих сокровищ. Немногие
пережившие тот ад сотрудники Музея потом с благодарностью вспоминали,
как советские солдаты (те, кого геббельсовская пропаганда окрестила
«варварами») спасали шедевры из немецких музеев.
Некоторые реликвии Пергамского музея (как и других
берлинских музеев) были в буквальном смысле слова вытащены из огня и
пепла пожарищ, из полузатопленных подвалов и тоннелей метро, тщательно
осмотрены и переведены в безопасное место. Многие из них были отправлены
в Советский Союз, где опытные реставраторы Эрмитажа, музеев Москвы и
Киева провели кропотливую работу по их восстановлению. А в 1958 году в
Берлин в нескольких железнодорожных составах прибыло около миллиона
восстановленных музейных шедевров.
Дорогу к Пергамскому музею вам охотно укажет любой
берлинец. Это огромное П-образное здание представляет собой целый
комплекс других музеев — сокровищниц древнего и относительно более
современного искусства Западно-азиатский музей. Собрание произведений
античности. Исламский музей, Музей немецкого народного искусства и
Восточно-азиатское собрание произведений.
В Пергамском музее можно действительно совершить
увлекательное путешествие почти в любую из прошлых эпох, побывать в
давно исчезнувших городах Малой Азии и Месопотамии, в буквальном смысле
пройти в ворота древнего Милета, прикоснуться рукой к стенам «грешного»
Вавилона, по широкой каменной лестнице подняться к подножию
величественного Пергамского алтаря Зевса. Ему Музей и обязан своим
названием.
В это порой бывает трудно поверить, но все
перечисленные (как и многие другие) бесценные реликвии — подлинные. С
большим трудом они были обнаружены, раскопаны и доставлены в столицу
Германии. Главным экспонатом Собрания произведений античности является
Большой алтарь Зевса. Он был сотворен в 180–160 годы до н. э. искусными
зодчими и ваятелями древнего города Бергама, который располагался в
Малой Азии (на территории нынешней Турции). Древние греки считали, что
город был основан Пергамом — потомком знаменитого Ахилла.
Здание Пергамского музея, собственно, и было
возведено для того, чтобы выставить для обозрения публики это уникальное
сооружение. А построено оно было по настоянию известного немецкого
историка и искусствоведа Вильгельма Боде, бывшего в 1906–1920 годы
директором берлинских музеев.
Алтарь Зевса был обнаружен в конце прошлого века
немецким инженером и архитектором Карлом Хуманом во время раскопок
Пергамского царства. В начале осени 1878 года жители небольшого
турецкого городка Бергама с любопытством смотрели на загорелого
европейца в широкополой шляпе. Карл Хуман приехал в Турцию по
приглашению султана строить мосты и дороги. Но, как архитектора, его
интересовали древние руины малоазийских цивилизаций, в ту пору почти не
известные европейским ученым и совсем не интересовавшие самих турок.
К. Хуман часто видел, как турецкие крестьяне
выкапывали из земли куски мрамора со следами скульптурных изображений и
пережигали их на известь. Тогда он нанял в Бергаме сорок землекопов и
вместе с ними поднялся на гору и первым ударил заступом в сухую,
потрескавшуюся землю…
Начав раскопки на голом месте, немецкий инженер
открыл один из, самых главных памятников эллинистического искусства —
Большой алтарь Зевса. Под слоем земли оказалось множество крупных
обломков плит с рельефами. К концу сезона из них выстроился
повествовательный цикл о битве богов и гигантов. Этот сюжет имел прямое
отношение к истории Пергамского царства.
Правители древнего Пергама вынуждены были постоянно
отражать набеги своих врагов. Победы над ними отмечались сооружением
памятников. По повелению Эвмена II и был построен в центре города
Большой алтарь Зевса.
Длина грандиозного скульптурного Алтаря составляет
120 метров. Посетителям понадобится немало времени, чтобы внимательно
рассмотреть на горельефном фризе мифологическую борьбу олимпийских богов
с гигантами. Громовержец Зевс повергает гигантов, и они гибнут в
страшных мучениях.
Когда-то фриз Алтаря находился на высоте всего лишь
2,5 метра от земли, и каждый грек мог наслаждаться картиной, которая
символизировала окончательную победу пергамцев над галатами.
Впоследствии Карл Хуман передал Большой алтарь Зевса в
дар Пергамскому музею, и теперь многочисленные его посетители могут
восхищаться знанием мифологии, обилием героев и живостью фантазии
древних ваятелей. Скульпторы не только иллюстрировали, но и значительно
обогатили «Теогонию» Гесиода: вместе с главными небожителями и титанами в
битве участвуют другие исполины, различные божества природы, а также
посвященные им животные.
Вот, например, Афина-воительница в развевающейся
тунике схватила за волосы прекрасного крылатого Алкиноя и силится
оторвать его от матери-земли. Змея, помощница и хранительница Афины,
обвила гиганта и жалит его в грудь. Жестокие мучения испытывает Алкиной,
в нестерпимой муке изогнуто его тело и запрокинута голова, запали глаза
и полуоткрыт в стоне рот. В агонии простирает он руку к матери своей
Гее, которая выходит из недр земных, чтобы умолить Афину. Но неумолимы
олимпийские боги, и беспредельная боль разливается по лицу несчастной
матери — ей остается только оплакивать гибель своих сыновей…
До нашего времени фриз Алтаря дошел сильно
поврежденным, и лучше всего на нем сохранилась сцена, где Геракл
обнаруживает младенца Телефа, которого все уже считали погибшим. В
горной местности, под сенью дерева, опершись на могучую палицу, отец
смотрит на ребенка, прильнувшего к вскармливающему его животному…
Другой ценнейший экспонат античного собрания — ворота
ионийского города Милета, которые представляют собой один из лучших
образцов античного градостроительства.
В Западно-азиатском зале посетитель оказывается в
самом начале улицы Процессий, ведущей к главным воротам Вавилона. Эта
дорога была построена во время царствования Навуходоносора II (604–562
годы до н. э.) и предназначалась для процессий бога Мардука, которые
проходили в Древней Ассирии во время новогодних мистерий.
Экскурсоводы расскажут посетителям Музея, что Новый
год начинался у древних ассирийцев 1 числа месяца нисана (апреля) и
продолжался 12 дней. Именно в это время, считали древние ассирийцы,
проявлялась власть светлого бога Мардука и новые созидательные силы
побеждали смерть и разрушение. Эти 12 дней считались священными: нельзя
было наказывать детей, рабов, вообще нельзя было вершить никакой суд.
Нельзя было даже работать, и раб в эти дни становился господином.
Поднявшись по лестнице в конце улицы Процессий,
посетитель попадает на второй этаж Пергамского музея, где располагается
Исламская экспозиция. Яркие ковры и керамика, красочные миниатюры и
чеканка свидетельствуют о высокой культуре средневекового Востока.
Настоящим украшением этой коллекции стал огромный фриз, украшавший
когда-то фасад замка Омейядов. Строительство замка велось в пустынной
степи к юго-востоку от современного Аммана (Восточная Иордания) в VIII
веке. На каменном фризе с большим мастерством и изяществом древние
камнерезы вырезали растительные узоры и фигурки животных.
Судьба этого экспоната очень интересна. В начале XX
века прокладывали дорогу в Мекку. И камень, из которого был сложен
недостроенный и полуразвалившийся замок, решили использовать при
строительстве дороги. Узнав об этом, В. Воде обратился с просьбой к
Вильгельма II, а тот к султану — и султан подарил фасад этого замка
Пергамскому музею. Во время войны этот уникальнейший экспонат был почти
полностью разрушен прямым попаданием бомбы. И реставраторы долгие месяцы
буквально по камешкам вновь собирали воедино отдельные части восточного
шедевра.
Сам Вильгельм Боде в северном крыле Пергамского музея
в 1907 году основал Восточно-азиатское собрание. Как и другие
экспозиции, эти коллекции сильно пострадали во время войны. Но все
экспонаты были восстановлены советскими реставраторами, а в конце 1950-х
годов эта экспозиция пополнилась образцами китайского народного
искусства — шелковыми вышивками, произведениями лаковой живописи и
образцами традиционной китайской резьбы по дереву. Кроме этих
экспонатов, в коллекции представлены уникальные китайские образцы
керамических изделий от эпохи неолита до наших дней.
В северном же крыле расположился и Музей немецкого
народного искусства. Он был создан еще в 1889 году по инициативе
известного ученого-естествоиспытателя Рудольфа Вирхова. Картины и
скульптуры, народные костюмы и игрушки, мебель и многие другие предметы
дают яркое представление о жизни и обычаях немецкого народа.
Значительный вклад в расширение этого Музея внес
Адольф Райхвайн. Специальный раздел экспозиции рассказывает о жизни и
деятельности этого ученого-антифашиста, казненного гитлеровцами в 1944
году.
|