Сами голландцы говорят: «Бог создал землю, а мы —
Нидерланды». И действительно, этот народ отвоевал у моря примерно
половину территории всей страны. На отвоеванной у воды суши возведен и
Амстердам — столица Голландии. Заложенный в 1275 году, он строился на
вбитых в зыбкую почву деревянных сваях.
В Амстердаме находятся штаб-квартиры или филиалы
почти всех ведущих фирм и банков страны, представительства
многочисленных иностранных компаний. В этом городе скрещиваются многие
торговые пути и маршруты, ведущие в самые различные уголки земного шара.
Вот стоят у причала суда, прибывшие из Индонезии с крупной партией
копры и каучука. А вот корабль, доставивший из далекой Бразилии кофе, у
другого причала готовится отплыть в Африку торгово-пассажирский лайнер…
В сегодняшнем Амстердаме проживает больше одного
миллиона человек. И сотни тысяч туристов ежегодно приезжают сюда, потому
что в музеях Амстердама собрана богатейшая коллекция произведений
мастеров знаменитой голландской школы живописи. Ее украшением являются
картины великого Рембрандта, многие годы жившего и трудившегося в этом
городе. Он любил этот город, часами в одиночестве бродил по Амстердаму,
изрезанному сотнями каналов, вынашивая сюжеты будущих картин.
На набережной одного из каналов Амстердама на целый
квартал вытянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие
крыши и красные кирпичные стены роднят его с окружающими постройками.
И, на первый взгляд, оно ничем от них не отличается. Однако в нем
разместился один из крупнейших художественных музеев мира — Рейксмузеум
(то есть Государственный). Это целый Музей истории искусства Северных
Нидерландов, которые мы привычно зовем Голландией (в отличие от южных
нидерландских провинций, составляющих территорию современной Бельгии).
В Рейксмузеуме представлены фрагменты деревянных и
каменных скульптур, украшавших некогда алтари церквей, произведения
ювелиров и шитые золотом облачения духовенства. Однако наибольший
интерес в Музее представляют произведения живописи, ведь уже в XV веке
станковая живопись была ведущей областью нидерландского искусства.
Рейксмузеум был основан в 1808 году, и среди его
первых полотен была одна довольно любопытная картина. В инвентарные
книги она была внесена под такой надписью: «Ян ван Эйк. Готический храм с
фигурами».
Ян ван Эйк, великий основоположник нидерландской
школы живописи, был в XV веке едва ли не единственным нидерландским
художником, чье имя было широко известно частным коллекционерам. Ему
приписывали любую картину, которая казалась достаточно старой. На этот
раз ему приписали «Святое семейство» — работу Гретхена тот Синт-Янса,
художника конца XV века.
Написанное на небольшой деревянной доске,
произведение Гретхена воспроизводит не канонический евангельский текст, а
апокрифическую легенду. Согласно этому преданию, у святой Анны (матери
Марии) были еще две дочери, дети которых впоследствии стали учениками
Христа. В интерьере готической церкви художник изображает престарелую
Анну, трех ее дочерей, их мужей и детей. Лица всех отмечены ясностью и
безмятежностью: женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от
чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу
расположились трое мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных
чулках с красными заплатками на пятках. Это будущие апостолы Павел,
Иаков и Иоанн играют своими атрибутами — чашей, бочечкой и мечом.
В Рейксмузеуме выставлено также несколько
произведений крупнейшего нидерландского художника начала XVI века Луки
Лейденского. Среди них выделяется полотно «Проповедь в церкви».
Церковное здание эпохи Возрождения занимает две трети фона всей картины.
Справа вдали видна улица, на которой некий богатый гражданин раздает
милостыню беднякам. Этот же дворянин изображен на переднем плане
картины: сняв шляпу, он слушает церковную проповедь. Исследователи
предполагают, что, возможно, художник и писал свою картину по заказу
этого человека, а окружающую его группу людей составляют друзья и
родные.
Перед кафедрой проповедника полукругом уселись
слушатели: здесь и какие-то странные уродцы, и резвый ребенок, и молодая
женщина, с улыбкой смотрящая на зрителя и явно занятая не словами
пастора. Здесь же расположилась и спящая женщина, на голову которой
уселась маленькая сова — в нидерландском фольклоре олицетворение
шутовства и глупости. А на полу вокруг нерадивых прихожан рассыпаны
удивительно нежные прозрачные цветы. Эта несколько странная жанровая
сцена полна намеков, светлые краски передают настроение какой-то неясной
тревоги, так свойственной всему творчеству Луки Лейденского.
В эти годы большая группа нидерландских художников
ориентировалась на итальянское искусство эпохи Возрождения. Одним из
крупнейших представителей этого направления был образованный гуманист Ян
Скорель. Он побывал в Палестине, несколько лет был хранителем античных
коллекций папы римского, кроме того, он был лицом духовным — каноником
собора в Утрехте. Благочестие не мешало ему писать лики женских святых
со своей возлюбленной Агаты ван Схонховен.
Именно она и послужила прообразом «Святой Марии
Магдалины». На картине молодая женщина изображена на фоне
фантастического горного пейзажа. Ее оливково-зеленое платье и покрытый
великолепным тканым узором темно-красный шарф на коленях соответствуют
тем представлениям о костюме святых, которые к тому времени были
выработаны итальянскими художниками. По контрасту с темной одеждой лицо
Марии написано очень прозрачно. Оно прекрасно и безмятежно, сочетание
жизненности и возвышенной, идеальной гармонии приближает картину Яна
Сореля к произведениям великих итальянцев.
Но подлинным основателем национальной школы
нидерландской живописи был Франс Хальс. Основные его произведения
находятся в Гарлемском музее его имени, но несколько картин выставлены и
в Рейксмузеуме. Среди них выделяется полотно «Веселый собутыльник».
Сейчас уже трудно сказать, был ли этот портрет заказан художнику или он
сам облюбовал для своей картины жизнерадостного, добродушного
балагура-пьяницу. «Веселый собутыльник» относится к числу тех персонажей
Хальса, которые близки к народным типам, изображенным на нескольких
полотнах художника.
В портрет вплетается и сюжетное действие. Пьянчужка
как будто обращается к зрителю, и, уверенный в его полном сочувствии,
поднимает бокал и, видимо, произносит речь в честь вина.
Величайшим сокровищем Рейксмузеума является богатая
коллекция картин Рембрандта. Еще в конце XIX века число их было
сравнительно невелико, хотя Музей и располагал такими шедеврами, как
«Ночной дозор», «Еврейская невеста» и «Синдики цеха суконщиков». Но за
последние десятилетия дирекция Музея и голландская общественность
приложили много усилий, чтобы расширить это собрание. Так, в 1959 году
из частного собрания де Брейн выкупили «Автопортрет в виде апостола
Павла». Некоторые картины Рембрандта, выставленные в Рейксмузеуме,
самому Музею не принадлежат, а лишь предоставлены ему на длительное
время для экспонирования (например, «Портрет Титуса ван Рейн, сына
художника» из Лувра).
Современная экспозиция Рейксмузеума дает широкое
представление о творчестве Рембрандта, начиная с его первых
самостоятельных работ до поздних полотен. В ней можно видеть не только
портреты и картины на библейские сюжеты, но и редкие у Рембрандта
натюрморты («Натюрморт с мертвыми павлинами») и пейзажи («Пейзаж с
мостиком»).
В Рейксмузеуме находится самое прославленное его
произведение 1630-х годов «Ночной дозор» — групповой портрет
руководителей корпорации амстердамских стрелков капитана Баннинга Кока и
лейтенанта Рейтенбурха.
Военная тревога, необычайная путаница, сутолока в
уличной полутьме… Кажется, что с картины огромного размера — от пола до
потолка зала — льются крики толпы, наполняющие весь зал. И всюду желтые,
красные, зеленоватые и голубоватые пятна одежды.
На картине ярко освещена фигурка маленькой девочки.
Откуда взялась эта девочка, сама как бы излучающая сияние? Весь свет был
сконцентрирован на ней — девочке в желтом платье с мертвым петухом за
поясом и кубком в руках. И главное, на переднем плане бежала и лаяла
собачонка! Эта собачонка первой бросается в глаза зрителям.
Картина должна была быть обычным групповым портретом,
и Рембрандту вменялось в обязанность изобразить 16 портретных фигур.
Каждый из заказчиков платил (согласно контракту) примерно по 100
гульденов за свой портрет — кто больше, кто меньше, в зависимости от
того места, какое его изображение занимало на полотне.
Но вместо 16 фигур Рембрандт дал на полотне 34, тем
самым раздвинув рамки группового портрета и превратив его в историческую
композицию. Это смутило многих заказчиков, чьи портреты оказались
затерянными среди множества безымянных статистов. Поэтому офицерам
картина не очень понравилась, они негодовали, особенно сам капитан,
который был оставлен в коричневой тени. Из-за этого Баннинг Кок просто
кипел от ярости. Однако картина дышала такой непререкаемой правдой, как
будто крики команды, музыка, барабанный бой и вся эта суматоха мчались
на зрителя из глубины крытого сумрачного подворья, откуда выходила
группа вооруженных стрелков.
Название этому полотну было дано в конце XIX века,
когда сама картина была уже сильно потемневшей. Тогда, в эпоху
романтизма, казалось особенно поэтичным видеть в персонажах
рембрандтовской картины стражу, которая по ночам обходит город. Однако
характер освещения да и весь колорит картины заставляли некоторых
искусствоведов сомневаться в таком толковании. В 1946 году картину
тщательно отреставрировали, старый потемневший лак заменили, цвета стали
значительно светлее и ярче, но название «Ночной дозор» за картиной так и
осталось.
Огромное полотно (359х438 см) висит в Рейксмузеуме на
отдельной просторной стене зала. Этот зал некогда был специально
предусмотрен архитектором Кейперсом для прославленной картины, которая
стала теперь национальной реликвией. В начале XVIII века, когда были
упразднены стрелковые гильдии, и их имущество перешло к городскому
магистрату, «Ночной дозор» из здания гильдии был перенесен в
амстердамскую ратушу. Но там не нашлось для картины достаточно обширной
стены, и холст был обрезан со всех четырех сторон, особенно широкая
полоса была отрезана сверху. Это сильно исказило композицию картины, и
теперь «Ночной дозор» сильно уменьшен, а местами даже и поврежден, но,
несмотря на все это, остается одним из самых мощных и торжествующих
произведений мирового искусства.
Во время работы Рембрандта над «Ночным дозором»
умерла его любимая жена Саския. Родственники покойной стали преследовать
Рембрандта тяжбами из-за наследства, стремясь вырвать из рук художника
часть приданого, завещанного ему Саскией.
Но не только родственники преследовали Рембрандта. Он
всегда был осаждаем кредиторами, которые накидывались на великого
художника, как жадная свора. Да и вообще Рембрандт никогда не был
окружен почестями, никогда не был в центре общего внимания, не сидел в
первых рядах, ни один поэт при жизни Рембрандта не воспел его. На
официальных торжествах, в дни больших празднеств о нем забывали. И он не
любил и избегал тех, которые им пренебрегали Обычную и любимую им
компанию составляли лавочники, мещане, крестьяне, ремесленники — самый
простой люд. Он любил посещать портовые кабачки, где веселились матросы,
старьевщики, бродячие актеры, мелкие воришки и их подружки. Он с
удовольствием часами просиживал там, наблюдая суету и порой зарисовывая
интересные лица, которые потом переносил на свои полотна.
Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных
художников итальянцев, испанцев, фламандцев. Их не очень много, но
некоторые из них просто не могут остаться незамеченными. Это парный
портрет флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца
(работа Пьетро ди Козимо), «Распятие» Эль Греко, несколько портретов Ван
Дейка, «Портрет дона Рамона Сатуэ» Гойи и другие. |