Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское
государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся
бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и
скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя апартаменты Борджиа,
капеллу Никколину, библиотеку, пинакотеку, Сикстинскую капеллу,
Египетский и Этрусский музеи, станцы Рафаэля, галерею гобеленов и
галерею географических карт.
В Ватикане собрано такое обилие поистине сказочных
сокровищ, что нужно потратить многие годы, чтобы насладиться и
налюбоваться ими. В своих «Прогулках по Риму» французский писатель
Стендаль отмечал «Проходя мимо произведений, подписанных знаменитыми
именами, мы испугались их количества и бежали из Ватикана, удовольствие,
которое он предлагал нам, было слишком серьезно».
Сокровища и собрания Ватикана накапливались
постепенно, но со временем коллекции так разрослись, что остро встал
вопрос о необходимости создания отдельных музеев. Для этой цели папа
Климент XIV и кардинал Баски (будущий папа Пий VI) решили перестроить
старые и построить новые помещения. Строительные работы, которые длились
15 лет, были поручены архитекторам Симонетти и Кампорези. Старый
антикварий для статуй был переделан, к нему пристроили восьмиугольный
портик, и все эти помещения приспособили под музейные залы. Новый музей
получил название Пио-Клементино.
В музее Пио-Клементино располагались Зал Муз,
Ротонда, Зал зверей, Галерея статуй, Сад масок и некоторые другие, в
которых собраны ни с чем не сравнимые шедевры древнего искусства многих
народов. Например, рядом с Залом муз располагался Зал зверей. В нем
выставлено множество превосходных скульптур, изображающих животных и
исполненных в белом и цветном мраморе. Среди них выделяется превосходная
римская копия «Мелеагра», выполненная с греческого оригинала — работы
великого Скопаса (IV век до н. э.).
В Зале греческого креста находятся прекрасные мозаики
II–III веков уже нашей эры, а также два грандиозных саркофага IV века. В
одном из них покоился прах Елены — матери христианского императора
Константина, в другом — прах его дочери.
Ко времени рождения Музея можно отнести и создание
Пинакотеки. Собранные в разных папских дворцах картины были помещены в
одном из отделений коридора.
После создания музея Пио-Клементино под руководством
Джованни Батиста Висконти впервые была проведена научная систематизация
произведений искусства, хранящихся в Ватикане. Впоследствии Висконти
опубликовал монументальный каталог Музея, состоящий из семи томов.
Но в 1797 году договор между папой Пием VI и
французами лишил Музей огромного числа бесценных произведений, которые
были вывезены из Ватикана во Францию. И следующий папа, Пий VII, желая
возместить потери Музея, в первые же годы своего понтификатства стал
собирать произведения античного искусства. Собрание быстро пополнялось, а
потом под руководством и по проекту архитектора Штерна было построено
новое здание, которое получило название «Браччо Нуово».
В просторном светлом зале, отделанном мрамором, вдоль
стен расставлены статуи. Среди них особо выделяется статуя Августа из
Приама Порта — прекрасная римская копия статуи Демосфена с бронзового
оригинала Полиевкта. Внимание посетителей привлекает и статуя Нила —
римская копия с оригинала александрийской школы, а также мраморная копия
«Силен и Дионис» с оригинала Лисиппа.
Художественные ценности, вывезенные во Францию, были
возвращены в Италию только в 1816 году по решению Венского конгресса.
Среди возвращенных произведений было 73 картины, которые собраны в
апартаментах Борджиа.
Из них особой славой пользуются две картины Рафаэля —
«Мадонна Фолиньо» (написана в период расцвета его творчества) и
«Преображение» (написана почти на смертном одре).
В Зале Рафаэля находятся десять гобеленов,
исполненных по его картинам, — наиболее прославленные сокровища из всей
ватиканской коллекции гобеленов. Они были заказаны папой Львом Х в 1516
году для украшения Сикстинской капеллы и выполнены в Брюсселе.
В 1837 году, в понтификат папы Григория XVI, был
открыт Этрусский музей. Основой для его создания стали находки при
археологических раскопках в Черветери (1828–1836).
Этруски принадлежат к числу самых загадочных народов
древнего мира, до сих пор вопрос об их происхождении остается среди
ученых спорным. Античные писатели говорили о них как об отважных
мореходах, грозных пиратах, ловких торговцах и прекрасных ремесленниках.
Период наивысшего расцвета культуры этрусков относится к VIII–V векам
до н. э.
Храмы в Этрурии строились из дерева, и потому ни
одного монументального памятника этрусской архитектуры не сохранилось.
Храмы украшались рельефами и скульптурами, выполненными из обожженной и
раскрашенной глины — материала очень непрочного. Целые рельефы и
скульптуры, к сожалению, тоже не сохранились, от них остались только
фрагменты.
Найденные археологические находки разместились в
девяти залах Этрусского музея. Здесь выставлены архитектурные фрагменты,
четыре саркофага (V–I века до н. э.), многочисленные предметы быта
этрусков из золота и серебра — бокалы, статуэтки, канделябры, зеркала и
многое другое. В 1937 году по завещанию маркиза Гульегольми Музей
получил знаменитую коллекцию произведений этрусского искусства из
некрополя в Вульчи.
Через два года после образования Этрусского музея, в
1839 году в нижнем этаже этого же здания был открыт Египетский музей, в
который вошли многочисленные экспонаты искусства Древнего Египта,
начиная от амулетов и папирусов и кончая колоссальными статуями. В
витринах Музея выставлена богатейшая коллекция скарабеев — священных
жуков, по движениям которых древние египтяне читали судьбы своей страны и
народа. Золотых и серебряных скарабеев клали во многие захоронения.
Из скульптурных портретов наиболее ценным является
голова царя Ментухотепа. Скульптурный портрет в Египте наивысшего
расцвета достиг в эпоху Среднего царства. Возникновение его восходит к
культу мертвых и изготовлению посмертных масок. Изображения фараонов с
их монументальными телами и полными бесстрастного величия лицами, хотя и
были сильно идеализированы, все же сохраняли большое сходство с
оригиналом.
Голова царя Ментухотепа сделана из песчаника. Имя
этого фараона восходит к очень древнему культу бога Менту — главного
покровителя столицы Верхнего Египта. Ментухотеп так и изображен с
бесстрастным лицом в образе могущественного царя-бога — властителя
Египта. Его голову венчает белая корона, украшенная уреем — священной
змеей. Белый цвет урея красиво оттеняет и выделяет лицо
красно-кирпичного цвета… |