Первое официальное упоминание о Веймаре относится к Х
веку, когда император Отгон I подписал документ о созыве князей в
«Вимаре» У названия древнего замка и поселения вокруг него было
несколько различных вариантов, но все они означали «Светлое озеро». Оно
располагалось где-то в городской части поймы Ильма, и, возможно,
нынешнее Лебяжье озеро в Веймаре осталось от него.
К середине XIII века Веймар стал уже городом со
своими ремесленными мастерскими и рынком, а еще через 100 лет у него
было уже собственное самоуправление из двенадцати членов Городского
совета. Но в 1372 году Веймар на долгие годы подпал под власть
саксонских князей. Город оказался в стороне от бурной политической и
торговой жизни Германии, и, может быть, именно это помогло ему уцелеть в
годы Реформации и Тридцатилетней войны.
Сейчас старый город занимает лишь небольшую часть
нынешнего Веймара. А во времена Гете и Шиллера он, собственно, и был тем
самым Веймаром, куда стремились попасть образованные люди со всей
Европы.
В одном из сохранившихся старых зданий последний год
жизни проживал художник Лукас Кранах Старший. Он приехал сюда в сентябре
1552 года, сопровождая своего опального князя Иоганна-Фридриха
Саксонского. Князь был освобожден императором Карлом V из плена, но за
строптивость и вероотступничество сослан в Веймар.
В Веймаре 80-летний художник нашел силы начать работу
над большим алтарным триптихом для главной местной церкви — храма
святого Петра и святого Павла, который теперь является его главным
сокровищем. Триптих был исполнен семейством Кранахов, где они в середине
его представили сцену Распятия, а на боковых створках изобразили
курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного с супругой и тремя сыновьями.
Общий замысел алтаря принадлежал Кранаху Старшему. На
фоне ветхозаветных и евангельских сцен зритель видит распятого Христа с
фигурами предстоящих Иоанна Крестителя, самого Кранаха и Лютера. В
левой части триптиха воскресший Христос попирает Смерть и Дьявола, а
последнего пронзает еще и копьем.
Одним из старейших архитектурных памятников Веймара
является резиденция герцогов, которая возводилась на одном и том же
месте с Х века. Но по какому-то фатальному совпадению замок несколько
раз сгорал дотла от случайных пожаров. Нынешний комплекс герцогской
резиденции сложился к началу XIX века, и от древнего замка в нем
осталась только нижняя половина высокой дворцовой башни.
С конца XVII века правители-герцоги стали усиленно
подражать культурной жизни французского королевского двора в Версале.
Один из них, герцог Вильгельм Эрнст, даже завел постоянную труппу
драматических и оперных артистов. В Веймар приглашались известные в
Германии музыканты, а в 1708 году туда пригласили молодого, но уже
известного органиста И.-С. Баха. И хотя главным развлечением веймарского
двора оставалась музыка, герцогом была создана большая библиотека,
собрана коллекция медалей и устроена Художественная галерея.
Следующий герцог Эрнст-Август впоследствии
значительно умножил живописное собрание веймарского дворца. Но в мае
1774 года резиденция опять загорелась от удара молнии, и в пожаре много
картин погибло: среди них были полотна Тициана, А. Дюрера, П. Веронезе,
Тинторетто, Кранаха, Рубенса и других художников. Впоследствии
художественная коллекция пополнилась вновь, во многом благодаря
И.-В. Гете, и даже превзошла прежнюю по объему и разнообразию
экспозиции.
Ценнейшим разделом Художественной галереи в Веймаре
являются художественные полотна XIV–XVI веков, и, прежде всего, картины,
созданные Лукасом Кранахом Старшим и его сыновьями. Среди них
выделяется несколько портретов Лютера кисти Кранаха Старшего, в том
числе один из самых известных, на котором Лютер изображен в виде «рыцаря
Ёрга». На некоторых других полотнах, написанных Кранахом на
евангельские темы, также узнаются портреты Лютера и его сподвижника
Филиппа Меланхтона.
Лучшей картиной Кранаха Старшего в Художественной
галерее Веймара является «Осмеяние Христа», год написания которой
исследователи относят иногда к 1515-му, а иногда к 1540 году. На ней
зрителя поражает, прежде всего, реализм человеческой нетерпимости,
обращенной к уже поникшему Христу.
В веймарском собрании находятся и полотна других
известнейших европейских мастеров XV–XVI веков. И настоящей жемчужиной
среди них является небольшая «Мадонна с вишнями» Дирка Баутса. Картина
эта, типичная для своей эпохи и своей художественной школы, вместе с тем
отличается своеобразием и особой одухотворенностью. Многозначность
символов (например, птичка в руках младенца Христа) соединена с
естественным настроением изображенных на картине образов. А, кроме того,
очень красива цветовая гамма полотна, построенная на гармонии белого,
синего и телесного цветов с яркими вкраплениями красного (вишня и одежды
Марии).
Среди произведений итальянских мастеров выделяется
П. Веронезе с двумя небольшими картинами — «Распятие» и «Святая родня», а
испанская живопись представлена известной картиной X. Риберы «Мадонна
со святым Бруно». Однако основу всего веймарского собрания составляют
полотна голландских мастеров. Обычно в экспозиции Художественной галереи
их выставлено около 30–40, а в запасниках Музея хранятся фонды гораздо
внушительнее. Здесь и полотна Адриана и Исаака ван Остаде, Филиппа
Воувермана, Момпера, Симона де Воса, Дирка Баутса, Хальса и других
мастеров.
Произведения немецких художников представлены
замечательным портретом историка искусства И. Винкельмана, который
принадлежит кисти Антона Марона. Знаменитый ученый, знаток и
исследователь античности изображен на полотне сидящим за столом, в
халате и тюрбане на фоне бюста Гомера. На раскрытой перед ним книге
лежит гравюра с изображением античной статуи. Очень живо изобразил
художник доверительный взгляд И. Винкельмана, направленный на зрителя, а
выразительным жестом руки ученый как бы приглашает к беседе на любимую
им тему.
Французский живописец Жан-Луи Вуаль в 1781 году
написал портрет русского принца Павла, сына Екатерины II и Петра III.
Портрет парадный, и Павел изображен на нем в парадном мундире и с
орденами на фоне облачного романтического неба. В глядящем на зрителя
молодом человеке ничто не предвещает будущего императора Павла I
(«Норда», как назвал его Г. Р. Державин).
А в одном из залов первого этажа Веймарской
художественной галереи посетителей подстерегает неожиданная встреча с
русскими иконами XV–XVI веков Их здесь несколько десятков — разных школ,
и все они находятся в великолепной сохранности. В небольшой экспозиции
представлена новгородская икона конца XV века «Рождество Марии» и
небольшая икона московской школы с поясным изображением Максима Грека.
Последняя икона очень интересна сочетанием иконографической строгости и
реалистической, почти светской трактовки исторического лица.
|