В ноябре 1802 года венгерский граф Ференц Сечени
передал свои собрания и коллекции старины в дар нации. Разносторонне
одаренный и по-европейски образованный человек, он уже в конце XVIII
века сознательно стремился превратить семейную библиотеку и семейные
коллекции в собрания, имеющие важность для всей страны.
Коллекции его были поистине богатейшие. Чего стоит
только одна коллекция предметов старины и монет, ядро которых составили
римские монеты из Сирмия. Собирая свою библиотеку, граф, прежде всего,
стремился собрать книги венгерских авторов или те, которые были бы так
или иначе связаны с его страной. Уже с 1786 года он рассматривал их как
основу для «государственной библиотеки».
В сопроводительном документе при передаче ценностей
нации говорилось, что библиотека должна всегда носить название
«Bibliotheca Hungarise Comitum Szechenyi Patriae sacrata», которое она и
носит до настоящего времени. В 1807 году был составлен каталог всех
экспонатов, и было выяснено, что граф Сечени вместе с библиотекой
подарил Венгрии 2675 монет и медалей, антикварные предметы и несколько
картин. Памятник Ференцу Сечени, установленный в саду Музея, — это лишь
скромный дар уважения и благодарности, которые питают венгры к создателю
своего Национального музея и своей Национальной библиотеки.
Сначала сокровища графа Сечени разместились в
монастыре пештского Ордена святого Павла. Но потом коллекции стали
быстро пополняться, музейные собрания увеличивались, и вскоре
понадобилось другое, более подходящее для музея помещение.
Долгое время Музей находился под покровительством
королевского наместника герцога Иосифа, который с большой любовью
относился ко всем делам и заботам Музея. В 1807 году по его поручению
пештский архитектор Йожеф Хилд разработал проект здания для
Национального музея, однако он не был осуществлен: приобретенный для
этой цели участок земли оказался слишком маленьким. Кроме того, участок
оказался небезопасным и в пожарном отношении. Позже его обменяли на
другой, но строительство и после этого долгое время задерживалось, так
как не было достаточных средств.
Только в 1836 году Национальное собрание Венгрии
вновь рассмотрело вопрос о создании в стране Национального музея и
выделило необходимые для строительства деньги. На этот раз разработка
проекта была поручена пештскому архитектору Михаю Поллаку, и летом 1837
года приступили к возведению здания Национального музея. Однако в 1838
году случилось опустошительное наводнение, которое надолго остановило
все строительные работы. Окончательно здание Музея было возведено только
через десять лет после закладки первого камня.
Здание Национального музея вошло и в историю
венгерской революции 1848 года. В его саду происходили революционные
выступления пештской молодежи и народные митинги, а в парадном зале
музея состоялось заседание верхней палаты Государственного собрания
Венгрии.
После поражения национально-освободительной борьбы
для Венгрии наступили тяжелые времена, что отразилось и на жизни Музея.
Все его собрания сначала хотели даже отправить в Вену, а сам Музей
обложили большими налогами. Но на защиту своего национального сокровища
вновь выступило общественное мнение. Чтобы собрать нужные средства, в
парадном зале Музея стали давать благотворительные концерты, на одном из
которых выступил композитор Ференц Лист.
Само венгерское правительство не проявляло никаких
забот о своем Национальном музее: здание его постепенно ветшало, а
собрания и коллекции и вовсе не пополнялись. Исключение составляла лишь
Картинная галерея, для которой удалось приобрести несколько живописных
шедевров.
Однако со временем положение Музея стало меняться к
лучшему, в его собраниях накопились уже такие сокровища и богатства, что
некоторые из них выделились в отдельные музеи. Еще в 1814 году
коллекция предметов старины, медалей и монет была отделена от
библиотеки, а в 1872 году в рамках Национального музея был образован
самостоятельный Этнографический музей. В этом же году от него отделился
Музей прикладного искусства.
В недрах Национального музея зародился и Музей
естественной истории. Его основательницей стала Юлианна Фештетич —
супруга Ференца Сечени, которая еще в 1808 году подарила Музею свою
богатую коллекцию минералов.
Нумизматический кабинет Венгерского национального
музея хранит в своих коллекциях древнегреческие и древнеримские монеты,
монеты кельтских племен и, конечно, венгерские монеты — все образцы от
момента их появления вплоть до наших времен. Наиболее ценными
экспонатами Нумизматического кабинета являются слитки римской эпохи
(найденные в селе Красна), золотые солидусы V века из Сиканча, динарий
короля Иштвана I, золотые монеты в 100 и 50 дукатов трансильванского
князя Михаила Апоффи.
Одной из национальных реликвий венгерского народа
считается корона святого Стефана. История ее довольно необычна.
Во-первых, корона состоит из двух частей, каждая из которых ранее
существовала отдельно от другой.
Верхняя корона была сделана в виде шлема из тонких
золотых пластин. В 1000 году папа Сильвестр II (который, как гласила
молва, обладал магической силой) возложил ее на голову венгерского
короля Иштвана (Стефана) в ознаменование принятия им христианства.
Нижнюю корону, напоминающую диадему, прислал 75 лет спустя королю Гезе I
византийский император Михаил Дука — в знак признания венгерских
королей равными себе. Нижняя часть короны охватывает лоб и сделана из
золотой полосы, украшенной жемчужинами. Над ней возвышаются покрытые
голубой и зеленой перегородчатой эмалью треугольники и полукружия. По
центру полосы вставлены крупные драгоценные камни и византийские
миниатюры по эмали с ликами христианских святых.
Обе эти короны были соединены в одну предположительно
в XII веке. Единую корону позднее увенчал двойной (шестиконечный)
крест, что должно было придать еще больший авторитет власти венгерских
королей.
Судьба этой короны весьма любопытна. В средние века
ею, как символом власти, распоряжались не сами короли, а
бароны-хранители. Каждый претендент на венгерский престол стремился быть
коронованным именно этой короной, но далеко не каждому это удавалось.
В 1301 году король Вацлав II увез ее с собой в
Богемию, а потом передал ее принцу Баварии. Принц Отто, по всей
вероятности, потерял ее в болоте. Сильно погнутую ее нашли позже, и в
1439 году вдова короля Альберта передала ее императору Фридриху IV,
который хранил ее при своем дворце в Вене. Когда в 1780 году на
венгерский престол взошел Иосиф II, император Фридрих IV передал корону в
королевскую сокровищницу.
Последний раз корона использовалась по своему
назначению в 1916 году, когда ею короновался император Австрии Карл I.
Тогда во дворце в Буде для короны, которую охраняли 24 человека,
выделили специальную комнату. Там она и оставалась вплоть до 1944 года.
Когда части Советской Армии подошли к Будапешту, венгерскими ценностями
(документами, золотом и ювелирными украшениями) был нагружен целый поезд
для отправки в США. Среди этих вещей находился черный массивный ящик,
надежно запертый и тщательно охраняемый: в нем и находилась корона
святого Стефана.
В ходе столь бурных перипетий отдельные элементы
короны были повреждены, а крест погнулся. Только через 33 года она
вернулась в Будапешт и сейчас хранится в одном из залов Национального
музея. На протяжении многих веков (с небольшими перерывами) изображение
этой короны являлось неотъемлемой часть венгерского национального герба. |