Как целостный музейный комплекс, Музей истории
искусства в Вене сложился только к концу XIX века и был открыт в 1891
году. С этого момента все императорские собрания и коллекции перешли в
ведение министерства культуры Австрии и стали собственностью
государства.
Для венского Музея истории искусства, по проектам
архитекторов Г. Земпера и К. Хазенауэра, было специально сооружено
великолепное здание. Сейчас в основном здании размещены египетские и
восточные древности, произведения античного искусства, а также ценнейший
Нумизматический кабинет с богатыми коллекциями монет и медалей. Сначала
в этом же здании находились коллекции старинного оружия и музыкальных
инструментов, но позже они были переведены в Ховбург — бывший
императорский дворец.
Во владение австрийского дома Габсбургов входило
множество предметов из драгоценных металлов, украшения, ювелирные
изделия, шпалеры, церковная утварь, коронационные облачения, сосуды из
золота и горного хрусталя, богатейшая коллекция часов. Все эти сокровища
копились на протяжении многих столетий и впоследствии по праву
составили славу императорской коллекции Габсбургов.
История этого Музея, собрания которого состоят из
разнообразных и уникальнейших коллекций, в первую очередь связана с
австрийской ветвью императорской династии Габсбургов. Художественные
коллекции многих музеев Вены обязаны их вкусам и пристрастиям. Габсбурги
были не только просвещенные монархи и весьма утонченные ценители
искусства, но и довольно щедрые меценаты. Заботясь о престиже своего
императорского двора, они усердно пополняли собственные картинные
галереи бесценными шедеврами живописи, а также собрания ювелирных
изделий, оружия и древностей. Для работы в своих дворцах они приглашали
самых известных художников и скульпторов.
У истоков венского Музея стоял эрцгерцог Фердинанд
Тирольский (1529–1595). Значительный вклад в умножение сокровищ, которые
потом составили гордость Музея истории искусства, принадлежит
племяннику эрцгерцога — Рудольфу II, который вообще стоял несколько
особо в династическом роде Габсбургов. Столицу своей империи он перенес в
Прагу, и здесь в его резиденции сложилась та необычная и богатейшая
коллекция произведений прикладного искусства и скульптуры, которая стала
одной из лучших в Европе того времени.
В 1576 году Рудольф II стал императором Священной
Римской империи. Он прославил свое имя покровительством искусствам, и
сам любил рисовать, а также полировать драгоценные камни, придавая им
желаемую форму. В многочисленных мастерских его дворца лучшие мастера
вырезали для него камеи из агата и других камней, а также вставляли
драгоценные камни в прекрасные оправы из золота и серебра. Может быть,
увлечение императора гранильным делом и вызвало у него желание сделать
себе новую императорскую корону.
Корона Рудольфа II изготовлена в самом начале XVII
века в форме диадемы, украшенной драгоценными камнями, а пространство
между ними было заполнено жемчугом. Диадему венчают восемь
геральдических лилий, покрытых драгоценными камнями и жемчугом, в каждую
лилию сверху вставлена крупная жемчужина. Возвышающиеся над венцом
пластины наклонены к центру, что делает ее похожей на епископскую митру.
На этих пластинах запечатлены некоторые сцены из
весьма эксцентричной жизни самого императора, например, его прогулки по
саду с львом по кличке Оттакар, которого он воспитывал с самого
рождения.
В Музее истории искусства находится и корона XVII
века, принадлежавшая одному из соперников императора Рудольфа —
правителю Трансильвании. Эта замечательная корона увенчана крупным
изумрудом и украшена 188 драгоценными камнями и 214 жемчужинами.
Много внимания уделял Рудольф II и своей картинной
галерее. Он вырос при испанском дворе, обладавшем блестящим собранием
произведений искусства, в первую очередь шедеврами Тициана. Здесь у
Рудольфа II и выработался свой художественный вкус, который впоследствии
позволил ему безошибочно приобретать полотна А. Дюрера, Питера Брейгеля
Старшего, Корреджо, итальянских маньеристов — все, что потом составило
славу венского Музея.
В императорской сокровищнице хранились ювелирные
украшения работы лучших мастеров, короны, камеи, драгоценные реликвии,
всевозможные астрономические приборы. Им не было цены, но в конце
Тридцатилетней войны (1618–1648) часть коллекции, а также Картинная
галерея были разграблены шведскими солдатами королевы Христины. Из Праги
вывезли 570 произведений искусства, принадлежавших Рудольфу II.
Его преемник, император Матвей I, снова перенес
столицу в Вену, куда потом была переведена и большая часть
художественных ценностей из собраний Рудольфа II. Следующие правители
Габсбургской династии свою бурную деятельность во многом направляли на
пополнение Картинной галереи. Например, при Марии-Терезии наиболее
ценные произведения искусства были собраны из всех дворцов и замков, ей
принадлежавших.
Пополнение императорского собрания шло и за счет
даров, а также путем частичного обмена. Так, очаровательный «Портрет
инфанты Марии-Терезии» и «Портрет инфанта Филиппа Проспера» кисти
Веласкеса оказались в Вене потому, что испанские Габсбурги поддерживали
тесную связь с австрийским двором. Стремясь еще больше упрочить союз
двух Держав, они нередко заключали династические браки. В качестве
свадебных подарков в австрийское собрание и поступили полотна великого
Веласкеса.
В XVIII веке императорское собрание стало пополняться
еще одним способом. Император Франц II обменялся со своим братом
эрцгерцогом Фердинандом (правителем Тосканы) и получил из флорентийской
Галереи Уффици ряд полотен живописцев итальянской школы. В XIX веке
такой обмен состоялся с Прагой, откуда тоже были привезены ценнейшие
произведения искусства.
Однако как во время Тридцатилетней войны, так и в
эпоху наполеоновского нашествия Музею был нанесен колоссальный ущерб. В
1809 году 436 картин в качестве военных трофеев были отправлены в Лувр. К
счастью для Австрии, через шесть лет почти все они опять возвратились в
Вену.
Основу Картинной галереи Музея составляют
произведения старых мастеров. Особая гордость принадлежит разделу
нидерландской живописи XV–XVII веков, который отражает творчество
практически всех представителей этой школы. Главная часть данного
раздела — крупнейшее в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего. В
него входят 15 его лучших работ, выставленных в отдельном зале «Битва
Масленицы и Поста», «Игры детей», «Несение креста», «Избиение младенцев в
Вифлееме» Эти жанровые композиции дают аллегорическое истолкование всей
человеческой жизни.
В венском Музее Рубенс представлен 36 своими
полотнами, которые дают представление о всех этапах творчества великого
фламандца. Здесь выставлена монументальная алтарная картина «Алтарь
святого Ильдефонсо» — настоящий апофеоз чувств, во всей мощи развернутый
гениальным Рубенсом. Среди картин утонченного Ван Дейка выделяется
«Портрет принца Рупрехта фон Пфальца» — образ юного, романтического
аристократа.
Картинная галерея разместилась на втором и третьем
этажах Венского музея истории искусства. Большую роль в формировании и
изучении венского собрания живописи сыграли искусствоведы Густав Глюк и
Людвиг фон Бальдас. Их приобретения, а также некоторые частные
пожертвования заполнили существовавшие ранее пробелы в венском собрании.
После того как были приобретены полотна голландских и французских
мастеров, а также мастеров готики и Дунайской школы, музейная коллекция
живописи получила свое завершение. И теперь живописные произведения
мастеров XVI–XVIII столетий составляют лучшую часть всего музейного
собрания.
В Венском музее выставлено и мозаичное панно одной из
стен церкви святого Виталия в Ровенне. На нем запечатлены император
Юстиниан и императрица Феодора с их свитой. Портрет императрицы вырезан
из слоновой кости, в резьбе по которой византийские мастера достигли
высочайшего уровня.
Императрицу Феодору украшают роскошные ювелирные
изделия, в частности, удлиненные серьги с несколькими подвесками —
типичное для той эпохи украшение. В руках императрица держит державу и
скипетр. Она восседает на троне, установленном в нише и покрытом
балдахином, который венчают орлы с цепями в клювах.
|