В истории первое упоминание о Версале относится к
1037 году, но известность этому провинциальному прежде городку создали
дворец и парк последних французских королей.
Людовик XIII построил себе тихий охотничий домик, в
котором можно было бы с удобствами отдохнуть в недолгие часы своих
развлечений. Возводившийся замок был столь мал и скромен, что в нем не
были даже предусмотрены покои ни для королевы-матери, ни для
королевы-жены.
Людовик XIV этот маленький замок превратил в роскошный дворец и с 9 мая 1664 года основал в нем свою постоянную резиденцию.
Особый интерес представляют центральная часть
версальского дворца, где находятся королевские покои, и знаменитая
Зеркальная галерея, выходящая на террасу в парке.
В Большие королевские покои вводит зал Геркулеса —
главная придворная бальная зала. Огромная картина в потолке изображает
«Апофеоз Геркулеса». Это полотно считается одним из самых грандиозных в
мире: оно достигает 18,5 метров в высоту и 17 метров в ширину.
Но начинается анфилада королевских покоев с салона
Изобилия. Свое название этот зал получил за то, что во время королевских
приемов он служил буфетной. Здесь постоянно стояло три больших буфета,
уставленных серебряными кувшинами с самыми всевозможными напитками —
холодным и горячим шоколадом, винами, чаем, кофе и вазами с различными
заморскими фруктами.
На самом же деле салон Изобилия был кабинетом Медалей
(или Редкостей). В нем «Король-солнце» хранил свою великолепную
нумизматическую коллекцию. Назначение салона подсказало и тему росписи
его потолка. В центре композиции художник Р.-А. Уасс представил короля в
изображении аллегорических фигур с рогами изобилия, из которых
рассыпаются диковинки королевской коллекции.
Салон Дианы долгое время служил Людовику XIV
бильярдной. Король любил эту игру больше других, и часто играл на
бильярде. Это запечатлено и на одной из современных гравюр. Мебели в
этом зале почти не было, только вдоль стен стояли столики и табуреты.
Дополняли убранство салона люстры, канделябры и вазы — всё из литого
серебра с позолотой очень тонкой работы. Убранство салона Дианы в
основном остается неприкосновенным со времен Людовика XIV. Долгое время
украшением зала был мраморный бюст короля в молодости, который в 1665
году выполнил итальянский скульптор Л. Бернини, но теперь этот бесценный
шедевр хранится в Лувре.
Салон Меркурия был парадной спальней короля.
Посередине его центральной стены стояла парадная кровать, а перед ней
была серебряная чеканенная решетка. Королевская кровать была убрана
покрывалом из той же парчи с золотыми и серебряными нитями, какой были
затянуты двери всего салона. На этом ложе с 1 по 8 сентября 1715 года
покоилось тело Людовика XIV в парадном коронационном одеянии.
Некогда салон Меркурия украшали полотна Тициана, но
потом они тоже были переданы в Лувр. Однако до сих пор в салоне стоят
знаменитые автоматические часы, которые были подарены французскому
королю в 1705 году.
Самое парадное помещение Большого Версальского
дворца — это Зеркальная галерея: здесь проходили все придворные
праздники, отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания,
здесь же принимали иностранных послов.
Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого
салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами, и
пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в
погожие солнечные дни — переизбытком света и воздуха. При украшении
Зеркальной галереи расчет сознательно был сделан на то, чтобы именно
ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея — это не просто
зал. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина — 10,5
метров.
Стену галереи со стороны парка по всей высоте
прорезали симметрично расположенные 17 окон, которые своими пропорциями
гармонируют с золочеными резными дверями. Пятнадцать ниш напротив окон
заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоемы, иллюзорно
расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный
эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала
наложены на плоскую стену.
Посетивший Версаль посол Венеции в восторге писал: «В
Большой галерее зажигались тысячи огней, они отражались в зеркалах,
покрывавших стены, в бриллиантах дам и кавалеров. Было светлее, чем
днем, красота и величие блистали точно во сне или в заколдованном
царстве». Зрелище поистине феерическое. В праздничные дни в сверкающих
серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, множились на
глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Оформители галереи
явно хотели продемонстрировать современникам победу над Венецией с ее
монополией на производство зеркал. А оказывается, Франция тоже могла
изготовлять их, да ничуть не хуже венецианских!
Роспись Зеркальной галереи была поручена художнику
Ш. Лебрену, который был наделен большими полномочиями и
самостоятельностью, но отнюдь не беспредельными: придворное искусство
обязано было, прежде всего, прославлять яркую личность короля. На сводах
галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В
угловых медальонах представлены важные события того времени: судебные и
финансовые государственные реформы, восстановление навигации и
покровительство искусствам. Все фрески объединяет тема побед
воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над
Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных
исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые
как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой
композиции — король. И вообще при украшении всего Версальского дворца
была одна цель — в монументальном стиле воздать славу королю.
Галерею украшали апельсиновые деревья, высаженные в
огромные серебряные вазы. Здесь стояла массивная серебряная мебель,
сделанная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько
тонкая чеканка, что стоимость ее во много раз превышала стоимость
самого материала.
С балкона Зеркальной галереи римский папа Пий VII дал
свое благословение французскому народу; здесь же в январе 1871 года
Вильгельм I короновался как император Германии; а в январе 1896 года на
ее балкон выходил к народу русский царь Николай II.
В благоустройство и украшение Версаля свой вклад
внесла каждая эпоха. После Людовика XIV воспоминания о себе оставил
почти каждый монарх. Во дворце, помимо личных апартаментов королей и
королев, в XVIII веке появились салоны сменявших одна другую королевских
фавориток, тут жили наследники и наследницы престола. Но образ Версаля
все же прочно связан с именем Людовика XIV. При нем строительные работы
велись здесь почти сорок лет, хотя их и прерывали частые войны и
безденежье. В Версале всегда царил праздник, затянувшийся на целые
десятилетия. Его главным постановщиком и главным действующим лицом был
Людовик XIV. Все его здесь радовало и переполняло гордостью. Ему
доставляли огромное удовольствие и Зверинец с редкостными животными, и
Оранжерея с диковинными растениями, а в Лекарственном саду под
наблюдением опытных садоводов король своими руками выращивал целебные
растения и травы.
К серии королевских забав принадлежит также
необыкновенное архитектурное сооружение — фарфоровый Трианон. Весной
1670 года архитектор Л. Лево получил повеление короля начать
строительство в парке китайского «Домика удовольствий» из фарфора.
Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король
посвятил маркизе де Монтеспан. Влюбленные получили и «пагоду»,
архитектура которой с китайской, в общем-то, не имела ничего общего.
Игрушечное одноэтажное здание красовалось в глубине
небольшого двора. Центр его фасада, по моде того времени, был украшен
пилястрами, поддерживающими классический фронтон. В самом домике главный
интерес представляет роскошная королевская обстановка. Внутренние стены
домика были сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими же были выстланы
полы в залах. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, мастерски
сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые
фонтаны.
Многочисленных посетителей и туристов интерьеры
«Китайского домика» просто изумляют. Его главный салон был выложен
белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «комнаты Амуров»
затягивает белая тафта, усыпанная китайскими золотыми и серебряными
цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы с изображением экзотических
птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля.
Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и в рисунках изразцов.
«Домик удовольствий» был на самом деле сооружением
затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные
комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед
десертом, и «для супов». При сказочном домике был и переполненный
чудесами сад, в котором возделывались диковинные тогда апельсиновые
деревья, высаживались левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские
нарциссы, дикие каштаны… По своей стоимости эта королевская забава
вылилась в безрассудные траты, а просуществовал «фарфоровый Трианон»
всего 17 лет, пока не был возведен так называемый Большой Трианон
(мраморный).
Сейчас посетителям показывают в Малом Трианоне
малахитовые вазы, канделябры и другие ценные предметы, подаренные
Наполеону I русским царем Александром Благословенным после их встречи в
Тильзите. Здесь же выставлен золоченый столик ценой в один миллион
франков (старых), который подарил Наполеону римский папа Пий VII.
Неподалеку от Малого Трианона расположился Экипажный
музеи с грандиозными золочеными парадными каретами и санями (XVII век)
последних французских королей и времен Первой империи.
Малый Трианон был любимым местом пребывания королевы
Марии-Антуанетты и императрицы Марии-Луизы. В нем особенный интерес для
посетителей представляют частные королевские покои. Экскурсоводы
рассказывают, что постель Марии-Антуанетты нередко служила местом
скандальных похождений влиятельных особ, приезжавших сюда комфортно
провести ночь.
К Малому Трианону примыкает ферма королевы — с
мельницей, птичником и молочной. В этом месте экскурсоводы обычно
рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся
чашки, по форме представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из
этих чашек королева в своей молочной угощала гостей молоком от своих
коров.
Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар.
Если в итальянском парке виллу сознательно скрывали в зелени, то во
Франции замок или дворец были главным объектом парка. Начиналось все с
титанической работы по осушению болот, потом сюда наносили землю, песок и
камни, чтобы выровнять почву и создать искусственные террасы. Тысячи
рабочих рыли каналы и строили водопровод для знаменитых впоследствии
фонтанов и каскадов.
Скульптором Тюби был создан знаменитый «фонтан
Аполлона» Он возник на месте старого бассейна, а потом засверкал,
заиграл водяными струями. Под большим напором центральна струя с силой
выбрасывается вверх (на высоту 25 метров), а 15-метровые боковые струи,
устремляясь ввысь, вырисовывают эмблему французских королей — цветок
лилии.
Фонтан представляет собой мчащуюся навстречу
восходящему солнцу впряженную в колесницу четверку вздыбленных коней, и
прячутся от них в раковины морские обитатели — тритоны, выпускающие из
водной глубины солнечные лучи. |