В декабре 1920 года в Большом театре в Москве открылся VIII Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красногвардейских и казачьих депутатов. Работа съезда проходила тогда, когда Гражданская война закончилась уже почти на всей территории европейской части России и основные фронты были ликвидированы. Военный вопрос не стоял остро, так как не он определял жизнь государства, переходившего от боев и разрухи к мирному созидательному строительству. Однако в стране свирепствовали голод и эпидемии, не хватало топлива, в состоянии крайнего упадка находились промышленность и транспорт. И в этих условиях Ленин объявил, что хозяйственный фронт становится «самым главным и самым основным».
Выступая на съезде, вождь революции, в частности, сказал: «Мало говорить крестьянам и рабочим: напрягайте трудовую дисциплину. Надо, кроме того, помочь им; надо вознаградить тех, которые после неизмеримых бедствий продолжают проявлять героизм на трудовом фронте. Всякий успех в деле подъема хозяйства должен… более регулярно вознаграждаться как орденом Трудового знамени, так и денежными премиями».
«В целях отличия перед всей Республикой Советов тех групп трудящихся и отдельных граждан, проявивших особую самоотверженность, инициативу, трудолюбие и организованность в разрешении хозяйственных задач» съезд установил 22 декабря 1920 года орден Трудового Красного Знамени. Через три месяца ВЦИК принял Декрет о порядке награждения орденом, а в апреле 1921 года в стране был объявлен конкурс на лучший эскиз орденского знака. Рассмотрев представленные проекты, конкурсная комиссия выбрала рисунок под девизом «Герб», автором которого оказался молодой красноармеец С.И. Куклинский.
Орденский знак выполнялся в виде неправильного круга, окаймленного позолоченным лаврово-дубовым венком, нижние ветви которого забраны позолоченным бантом. Центральную часть орденского знака покрывала белая эмаль, по которой позолоченными буквами была сделана надпись: «ГЕРОЮ ТРУДА». Слева помещался щит, покрытый рубиново-красной эмалью с изображением скрещенных серпа и молота. Щит прикрывало древко красного эмалевого знамени, а на нем — надпись в две строки: «РСФСР — Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Первое вручение этого знака отличия состоялось 25 апреля 1921 года. Орденоносцами стали сразу коллективы нескольких заводов, и в их числе рабочие прославленного Путиловского (ныне Кировского) завода — за выдающиеся революционные заслуги и в ознаменование 125-й годовщины существования предприятия. За трудовой героизм, проявленный еще в годы Гражданской войны, ордена Трудового Красного Знамени удостоился знаменитый Тульский оружейный и патронный завод. В трудных условиях осени 1919 года, когда деникинская армия заняла Воронеж и Орел и угрожала Туле, завод продолжал выпускать необходимые красным бойцам орудия и патроны, хотя значительная часть его рабочих воевала на фронте.
В постановлении ВЦИК говорилось: «Награждая в лице Тульского оружейного завода настойчивость, энергию и ревностное исполнение долга, рабоче-крестьянское правительство ставит деятельность эту в пример другим работникам на обширном поприще народного хозяйства Республики». В числе первых, кроме Тульского оружейного завода, ордена Трудового Красного Знамени удостоились Охтинский и Шостенский капсюльные заводы — за выполнение заказа на производство винтовок и патронов и обеспечение фронта в условиях Гражданской войны оружием и боеприпасами. Через год орденом Трудового Красного Знамени была награждена Дагестанская АССР — за проявленные трудящимися республики «величайшую энергию и сплоченную работу по прорытию оросительного канала протяженностью около 50 верст силами местного населения в порядке многолюдных субботников».
Первым персональным кавалером ордена Трудового Красного Знамени 28 июля 1921 года стал Н.З. Менчуков — крестьянин села Чигиринки Гомельской области. В ночь с 19 на 20 марта у строящегося моста образовался ледяной затор, который не могли взорвать даже динамитом. Н.З. Менчуков добровольно спустился на лед и с риском для жизни разбил затор вручную. В числе первых кавалеров-орденоносцев был и машинист паровоза Ф.П. Казанцев, награжденный за изобретение железнодорожных автоматических воздушных тормозов новой системы.
Среди первых награжденных был и 14-летний паренек Миша Алымов, представленный к этой высокой награде в январе 1922 года Курским губернским исполкомом «за образцовое ведение хозяйства и досрочную сдачу продналога». Вслед за Российской Федерацией ордена Трудового Красного Знамени учреждаются и в других советских республиках, например, в Азербайджанской ССР и Хорезмской Народной Советской Республике. В январе 1922 года орденом Трудового Красного Знамени Хорезмской Народной Советской Республики был награжден В.И. Ленин. Вместе с ним были награждены М.И. Калинин — председатель ВЦИК и Г.В. Чичерин — народный комиссар иностранных дел РСФСР.
После образования СССР эти ордена продолжали существовать <Награждение ими производилось вплоть до 1933 года.>, но в сентябре 1928 года постановлением ЦИК и Совнаркома СССР был учрежден орден Трудового Красного Знамени СССР — «для ознаменования исключительных заслуг перед Союзом в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы».
Автором проекта нового образца ордена стал скульптор В.В. Голенецкий. Новый орденский знак представлял собой круг в виде зубчатого колеса, по ободу которого располагался позолоченный венок из колосьев ржи. Центральная часть орденского знака опиралась на красный эмалевый треугольник без основания. В центре знака помещалось изображение гидроэлектростанции на водоподпорной стене, перед устоями которой синей эмалью изображалась протекающая река. В середине скрещивались позолоченные серп и молот, а над гидроэлектростанцией взметнулось красное эмалевое знамя со сделанной позолоченными буквами надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Зубчатое колесо в нижней своей части опиралось на изогнутую планку с небольшой шестеренкой в центре, по обеим сторонам которой шла надпись позолоченными выпуклыми буквами: СССР. <Небольшие изменения были сделаны в орденском знаке в июне 1936 года.> В СССР первыми награжденными орденом Трудового Красного Знамени стали В. Федотов, А. Шелагин и М. Квятковский, механики Военно-воздушных сил, удостоенные этого знака отличия за активное участие в спасательной экспедиции по розыску дирижабля «Италия», потерпевшего крушение близ острова Шпицберген.
А 1 августа 1928 года Президиум Моссовета обратился в ЦИК с таким ходатайством: «Субботники вошли в историю тяжелой, но победоносной борьбы рабочего класса за свое освобождение как памятник великого пролетарского подъема и как символ будущей работы пролетариата в деле строительства государства свободного труда. Считая, что в этом деле крупная заслуга перед Революцией принадлежит рабочим депо станции "Сортировочная" Московско-Казанской железной дороги, впервые организовавшим в 1919 году субботники для ремонта паровозов под воинские поезда и транспорты хлеба и тем самым положившие почин трудового единения рабочего класса для защиты революции, — Московский Совет РК и КД ходатайствует перед Президиумом ЦИК о награждении депо станции "Сортировочная"… орденом Трудового Красного Знамени». <Через неделю депо станции «Сортировочная» Московско-Казанской железной дороги — инициатор коммунистических субботников — стало орденоносным.>
Особым постановлением от 11 марта 1929 года орденом Трудового Красного Знамени СССР была награждена Н.К. Крупская — советский государственный и партийный деятель, ближайший помощник и жена В.И. Ленина.
В 1932 году этой награды удостоился экипаж советского ледокола «Александр Серебряков». Сейчас по Северному морскому пути, кратчайшей водной дороге из Европы в Азию, беспрепятственно ходят караваны судов. А до 1932 года ни один корабль без зимовки не мог пройти по этому пути за одно короткое полярное лето, хотя попытки такие делались не раз. Первым за одну навигацию — 65 суток — от Белого моря до Баренцева пролива прошел ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Правда, и он, уже израненный во льдах и к тому же с остановившейся машиной, последние километры прошел под самодельными брезентовыми парусами. Но все же прошел! После этого исторического рейса и началось регулярное освоение неприступной Арктики. Через десять лет, в августе 1942 года, «Александр Сибиряков», сменивший свое название на «Лед-6», превратился из мирного судна в боевой корабль и вошел в ледокольный отряд Балтийской военной флотилии. В конце августа в Карском море, возле острова Белуха, корабль встретился с немецким крейсером «Адмирал Шеер» и погиб в неравном бою.
В годы Великой Отечественной войны орденом Трудового Красного Знамени награждались не только взрослые, но также и дети. Так, например, в октябре 1943 года его удостоились Московское ремесленное училище № 28 и Магнитогорское ремесленное училище № 13 — за успешное выполнение задания советского правительства по подготовке квалифицированных рабочих (энергетиков и металлургов) и отличное выполнение специальных заданий для обороны фронта. |