Дед известного поэта, Джон Байрон вошел в историю как открыватель новых
земель и флотоводец.
Джон Байрон родился 8 ноября 1723 года в Норттингемшире. Второй сын
четвертого барона Байрона, Джон с детства полюбил морскую службу и
семнадцатилетним мичманом отправился на судне «Уэйджер» в экспедицию Ансона.
Судно потерпело крушение в 1741 году у выхода из Магелланова пролива.
Захваченный испанцами экипаж был доставлен в Чили и попал в испанскую тюрьму.
Через три года плена юноше удалось бежать. На корабле из Сен-Мало он добрался
до Европы, вернулся на флот и отличился в сражениях против Франции. Со временем
моряк сам возглавил кругосветную экспедицию.
3 июля 1764 года экспедиция Байрона (корвет «Дофин» и шлюп «Томар»)
выступила в плавание после тщательной подготовки. Инструкция адмиралтейства
предписывала поиск неизвестных земель между Магеллановым проливом и мысом
Доброй Надежды, исследование острова Пепис и Фольклендских островов. Зайдя по
пути на острова Мадейра и Зеленого Мыса, Байрон был вынужден остановиться и в
Рио-де-Жанейро, чтобы поставить на ноги больную команду. Только после выхода из
бразильского порта начальник экспедиции сообщил действительную цель плавания,
ранее сохраняемую в секрете.
Экипаж с восторгом встретил сообщения об обещанных льготах и наградах. Но
при дальнейшем плавании к югу суда не раз страдали от сильных штормов и холода.
Найти остров Пепис не удалось, и Байрон отправился к Фольклендским островам. Но
первоначально он зашел в Магелланов пролив для пополнения запасов воды и дров.
Здесь он мирно встретился с местными высокорослыми жите-лями-патагонцами. Когда
экипаж оправился от болезней, Байрон 5 января 1765 года продолжил плавание,
вскоре нашел Фольклендские острова, от имени короля вступил во владение ими и
исследовал их. Интересно, что в то же время Бугенвиль готовился основать на
Фольклендах французскую колонию.
Вновь мореплаватель вернулся в Магелланов пролив, который стал его базой.
Здесь он перегружал запасы с присланного ему на Фольклендские острова судна
«Флорид» провизию. В отличие от других мореходов, Байрон считал, что проливом
легко может пройти целый флот за три недели; важно лишь начать движение в
декабре, а не в период бурь.
Сам мореплаватель предпочел выйти из пролива и обогнуть мыс Горн. Суда
заходили на один из островов Хуан-Фернандес. После недельного безуспешного
поиска земли Дэвиса экспедиция направилась к Соломоновым островам. 8 июля
экипажи, страдавшие от цинги, увидели два зеленых острова из архипелага Туамоту,
но не нашли якорной стоянки и были вынуждены удалиться. Байрон назвал их
островами Разочарования. Только 9 июня удалось высадиться на третий остров и
отразить враждебные намерения туземцев. Свежая зелень и фрукты позволили быстро
вылечить моряков. Байрон назвал остров Кинг-Джордж, следующий — островом Принца
Уэльского. 21 июня были открыты окруженные рифами острова Денджер, через 6 дней
— остров Дюк-оф-Йорк, позднее — отдельно расположенный остров Байрон. Только 28
июля моряки, изнуренные дизентерией и цингой, увидели Сайпан и Тиниан из
состава Марианских островов.
Стоянка на Тиниане позволила избавиться от цинги, но принесла приступы
лихорадки, от которой умерли двое матросов. Ядовитой оказалась и местная рыба.
Сам Байрон писал о местном климате, дождливом и жарком. «Я бывал на побережье
Гвинеи, в Вест-Индии и на острове Сан-Томе, лежащем у самого экватора, но нигде
не испытывал такой сильной жары». Только 1 октября суда продолжили плавание,
направляясь к Филиппинам, и задержались для пополнения запасов провизии на
островах Бабуян. 7 ноября Байрон продолжил плавание и 28 ноября прибыл в порт
Батавия на Суматре. Погрузив все необходимое, мореплаватель, стараясь покинуть
нездоровые места, уже через двенадцать дней продолжил поход, но в пути
лихорадка все же вывела из строя половину команды. 13 февраля экспедиция
достигла Кейптауна, где Байрон пополнил запасы. 9 мая 1766 года «Долфин»
вернулся в Лондон, завершив 23-месячный поход. Это было наиболее удачное из
кругосветных плаваний английских моряков. Экспедиция открыла несколько островов
из группы Туамоту, Токелау и Гилберта. Плавание могло оказаться плодотворнее,
если бы в состав экспедиции входили ученые, а инструкции адмиралтейства были
более определенными. Научные открытия и наблюдения Байрон изложил в книге,
опубликованной в 1768 году. Там же изложено описание кораблекрушения в Южной
Америке. Это описание со временем было использовано его внуком, поэтом лордом
Байроном, в «Дон Жуане».
В 1769 году Байрона назначили губернатором Ньюфаундленда. Он исследовал
остров, уточнив морские карты и лоцию. В1775 году моряк получил чин
контрадмирала, в 1778 году стал вице-адмиралом. В 1775—1779 году во главе
эскадры Байрон патрулировал у берегов Франции и Испании.
В 1779 году Байрон, посланный с эскадрой для поддержки британских сил в
Америке, столкнулся по пути с одним из наихудших в Атлантике штормов. Выдержав
бурю, он прибыл в Вест-Индию и принял главное командование. Противником
адмирала оказался д'Эстен, располагавший превосходящими силами и базой на
Мартинике. В середине июня 1779 года Байрон с флотом отплыл от островов,
сопровождая большой конвой торговых судов. Д'Эстен воспользовался его
отсутствием и 16 июня захватил остров С.-Винцент, а 30 июня отправился со всем
флотом к Гренаде и 4 июля взял остров. Байрон, узнав о потере первого острова и
нападении на второй, отплыл с 21 линейным кораблем и конвоем судов с войсками
для помощи. Он направился к Гренаде, где находился французский флот из 25
линейных кораблей и на рассвете 6 июля увидел французскую эскадру снимающейся с
якоря, но не заметил ее численного превосходства. Он решил преследовать, заняв
наветренное положение. Конвой с войсками флагман оставил у острова. До боя
французы не успели завершить построение линии, и Байрон направился к еще не
занявшему своего места арьергарду. Три быстроходнейших корабля, приблизившись к
противнику, вступили в бой, подверглись обстрелу центра и арьергарда и сильно
пострадали, не получая поддержки главных сил, ибо Байрон увидел французский
флаг на острове и приказал прекратить погоню. В сражении с главными силами
французского флота участвовали три ранее упомянутых корабля, еще три корабля, сблизившиеся
с неприятелем, и два корабля из арьергарда, которые пришли на помощь по своей
инициативе. В результате неравного боя 7 из 8 кораблей получили серьезные
повреждения от сосредоточенного огня противника, а 4 из них фактически вышли из
строя. Байрону пришлось равняться на скорость поврежденных кораблей и
действовать, не забывая о транспортах с войсками. Преимущества оказались на
стороне французов. Байрон был готов вступить в решительный бой, если бы
неприятель все силы обратил на оторвавшиеся от главных сил корабли. Однако
д'Эстен отказался от решительного боя в пользу защиты Гренады. Его трофеем стал
единственный транспорт. Сражение окончилось без особых результатов.
Джона Байрона именовали в английском флоте «Джек скверная погода», ибо
легенда сообщала, что в плаваниях он всегда попадал в штормы. Однако истории он
более известен географическими открытиями и сражением при Гренаде.
Байрон скончался 10 апреля
1786 в Лондоне. Именем первооткрывателя названы пролив между островом Новая
Ирландия и островом Лавонгай и один из островов Гилберта (остров Байрон, или
Никунау).