Свыше полувека Кодрингтон состоял в британском флоте, участвовал в
нескольких сражениях. Однако наибольшую славу ему принесло командование
англо-франко-русской эскадрой, добившейся победы при Наварине.
Будущий адмирал родился в 1770 году, 13-летним начал морскую службу: в 1783
году поступил на яхту «Августа», затем служил на 44-пушечном шлюпе «Ассистенс»,
на 50-пушечном корабле «Леандр», на 32-пушечном фрегате «Амбюскед» и кораблях
«Формидебл» и «Куин-Шарлотт» под командованием различных командиров и
флагманов. В 1793 году его произвели в лейтенанты, назначили на
«Санта-Маргариту», затем для репетования сигналов на 28-пушечный корвет
«Пегас». Моряк вернулся на «Куин-Шарлотт» и участвовал 1 июня 1794 года в
сражении Хау с эскадрой Вилларе де Жуайеза при Уэссане. Очевидно, он проявил
себя в сражении на флагманском корабле хорошо, ибо был послан с депешами об
одержанной победе и благополучном прибытии флота с трофейными судами к острову
Уайт.
В октябре 1794 года Кодрингтона назначили командиром брандера «Комета», в
апреле 1795 года — 22-пушечного корвета «Бабет», в июле 1796-го — на
32-пушечный фрегат «Друид». В 1805 году моряк командовал 74-пушечным кораблем
«Орион». За Трафальгарское сражение получил золотую медаль.
В ноябре 1808 года Кодрингтон командовал кораблем «Блэйк», в следующем —
был назначен в экспедицию против острова Вальхерна. Поднявший на корабле флаг
лорд Гарднер высоко оценил его помощь при вступлении в устье Шельды 2 августа.
В этот день корабль без помощи лоцмана приткнулся к отмели под пушками
Флессингена и 2 часа 45 минут находился под обстрелом, дважды загорался,
потерял двоих человек убитыми и ранеными.
В августе 1810 года, при защите Кадиса, Кодрингтону с его кораблем было
поручено отвести на Минорку 4 старых испанских корабля. Их корпуса текли,
недоставало матросов и провизии, тогда как корабли везли много эмигрантов.
После 38-дневного трудного плавания Кодрингтону удалось выполнить задачу. В
1811 году, командуя эскадрой у восточных берегов Испании, моряк
способствовал патриотам в защите Таррагоны, а после падения крепости в июне
днем и ночью перевозил на шлюпках беженцев, снабжая их одеждой и провизией. В
январе
1812 года Кодрингтон участвовал в сухопутном сражении против французов при
Вилле-Сукна, в котором было взято до 600 пленных, затем поддерживал барона
Д'Эролеса в попытке вернуть Таррагону и несколько месяцев наносил вред
противнику. 14 апреля он содействовал д'Эролесу и очистил док Таррагоны от
судов и лодок, искавших в ней убежища. В начале весны 1813 года капитан
возвратился в Англию с благодарностью главнокомандующего сэра Эдуарда Пеллю за
содействие каталонской армии и проявленные усердие, искусство и благоразумие.
В декабре 1813 года моряка назначили полковником морской пехоты. Вскоре он
отправился в Северную Америку с брейд-вымпелом на 40-пушечном фрегате «Форт».
Достигнув цели, летом 1814 года Кодрингтон получил чин контр-адмирала и был
назначен на 80-пушечный корабль «Тоннант». Исполняя должность начальника штаба
в эскадре сэра Александра Кочрена, он получил благодарность флагмана за быстрые
распоряжения по снабжению армии провиантом при взятии Вашингтона, а также за
советы и помощь в экспедиции против Балтимора. Позднее, подняв флаг на
36-пушечном фрегате «Гавана», контр-адмирал участвовал в нападении на
Нью-Орлеан. После завершения военных действий флагман возвратился в Англию. За
заслуги в 1815 году его наградили орденом Бани.
В 1821 году моряка произвели в вице-адмиралы, в 1826 году — назначили
начальником эскадры в Средиземном море. Кодрингтон поднял флаг на 84-пушечном
корабле «Азия». На нем флотоводец и вступил в прославившее его сражение.
В 1821 году Греция восстала против турецкого владычества. Султан призвал на
помощь египетского пашу Мухаммед-Али. Турецко-египетские силы шесть лет
пытались подавить восстание. Жестокие меры карателей, истреблявших мирное
население, побудили правительства европейских держав под давлением
общественного мнения вмешаться в события.
Вскоре после того как Кодрингтон принял командование, Россия, Франция и
Англия заключили союз для прекращения распрей между турецким правительством и
жителями греческих провинций и островов. Турции было предложено прекратить
преследование греков и предоставить им внутреннее самоуправление. По условиям
подписанного 24 июня (6 июля) 1827 года Лондонского договора союзники обязались
в случае отказа турок применить силу. С этой целью у берегов Греции были
сосредоточены эскадры Англии, Франции и России.
1 октября 1827 года российская эскадра контр-адмирала Л.П. Гейдена,
прибывшая на Средиземное море, присоединилась к эскадре Кодрингтона, состоявшей
из 3 линейных кораблей, 4 фрегатов, 4 шлюпов и катера. Английский командующий
сообщил, что Ибрагим-паша отказался увести флот из Наварина в Александрию, но
обещал не выводить корабли в море. Однако, как только Кодрингтон отошел к
острову Занте для пополнения запаса воды, турецкие корабли отправились к
Патрасу. Кодрингтон последовал за ними и без боя принудил вернуться. Получив
жалобы от греческого правительства о жестокостях турецко-египетских войск в
Греции, вице-адмирал предложил после прибытия французской эскадры трем
флагманам обратиться к Ибрагим-паше со своими условиями. 2 октября пришла французская
эскадра контр-адмирала де-Риньи (3 линейных корабля, 2 фрегата, бриг и шхуна).
На совещании, собранном Кодрингтоном как старшим в чине, было решено направить
ноту Ибрагим-паше с требованием немедленно вернуться в Александрию. Однако
турки отказались принять ноту под предлогом, что паши нет в Наварине. Союзное
командование решило применить силу, и 7 октября Кодрингтон отдал приказ по
союзной эскадре о вступлении в Наваринскую бухту.
«Правила, коими должен руководствоваться соединенный флот при входе в
Наварин.
Известно, что те из египетских кораблей, на коих находятся французские
офицеры, стоят более на SO, а потому желание мое есть, чтобы е. пр-во
контрадмирал и кавалер Риньи поставил эскадру свою противу их кораблей, и как следующий
к ним есть линейный корабль с флагом на грот-брам-стеньге, то я со своим
кораблем «Азия» намерен остановиться против него с кораблями «Генуя» и
«Альбионом». Касательно же российской эскадры, то мне бы желательно было, чтобы
контр-адмирал гр. Гейден поставил оную последовательно близ английских
кораблей. Российские же фрегаты, в таком случае, могут занять турецкие суда
вслед за сим; оставшиеся английские фрегаты займут те из турецких судов,
которые будут находиться на западной стороне гавани в прошвоположении
английским кораблям, а французские фрегаты займут те из турецких фрегатов и
прочих судов, которые находиться будут против французских кораблей.
Ежели время позволит, прежде нежели какие-либо неприятельские действия будут
сделаны со стороны турецкого флота, судам встать фертоинг с шпритами,
привязанными к рыму каждого якоря. Ни одной пушки не должно быть выпалено с
соединенного флота прежде, нежели будет на го сигнал. Разве только в таком
случае, если откроют огонь с турецкого флота, в таком случае те из турецких
судов должны быть истреблены немедленно.
Корветы и бриги находятся под командою капитана Фелос, командира фрегата
«Дартмут», для отводу брандеров на такое расстояние, чтобы они не могли вредить
какому-либо из судов соединенного флога.
В случае же настоящего сражения и могущего случиться какого беспорядка
советую привести себе на память слова Нельсона «Чем ближе к неприятелю, тем
лучше»
Вице-адмирал рассчитывал и на сей раз обойтись без выстрелов, однако был готов
к решительному сражению. Сам он возглавил наветренную англо-французскую
колонну, тогда как подвезенную составили русские корабли. 8 октября в 13 часов
флагман поднял сигнал начать движение. Перед входом в гавань турецкий офицер
привез запрещение входить в Наварин. В ответ Кодрингтон заявил, что пришел не
получать, а отдавать приказы, и что после вероломного нарушения Ибрагим-пашой
слова он истребит весь флот, если по союзникам будет сделан хотя бы один
выстрел.
В 14 часов 25 минут английская эскадра прошла укрепления, расположенные по
сторонам входа, и спокойно заняла свое место. Когда вступала эскадра
французская, из-за перестрелки «Дартмута» с экипажем брандера, который
английский командир собирался отвести, разгорелась стрельба. Русская эскадра
проходила под огнем береговых батарей. Первым позицию занял корабль «Азов», а
прочие задержались почти на час.
Главнокомандующий на «Азии» сражался с двумя кораблями и подвергался также
обстрелу кораблей второй и третьей линий. Только благодаря помощи «Азо-ва», который
принял огонь на себя, ему удалось выдержать бой В сражении корабль Кодрингтона
«Азия» потерял 19 человек убитыми и 57 ранеными; большие потери были только на
«Азове». После упорного боя в 18 часов сражение завершилось истреблением
неприятельского флота, однако в течение ночи турки посылали брандеры и жгли
уцелевшие суда, пока утром союзные адмиралы не уверили Ибрагим-пашу, что их
эскадры вступили в Наварин не для уничтожения флота султана, но если будет
сделан хотя бы один выстрел, то оставшиеся суда будут истреблены. Союзники
оставались в Наварине до 13 октября и оставили его, не получив более вреда.
За сражение в Англии моряка наградили орденом Бани большого креста,
российский император пожаловал орден Св. Георгия 2-й степени, а греческое
правительство — орден Спасителя Однако правительство Великобритании оказалось
недовольно полным разгромом турецко-египетского флота, что давало значительные
преимущества России и нарушало отношения с Турцией В Англии участие ее флота в
сражении называли «досадной случайностью». Подписывая документ о награждении
Кодрингтона, король на полях приказа написал: «Я посылаю ему ленту, хотя он
заслуживает веревки».
В разговоре с Л.П. Гейденом Кодрингтон рассказал, что после вступления
лорда Веллингтона в управление делами правительства он не получает конкретных
указаний, а лишь вопросы относительно Наварина, как находящийся под следствием.
Его удивило также то, что новый посол в Турции Стратфорд-Канинг по пути в
Лондон не только не заехал на Мальту, но и ничего не написал флагману Можно
пола1ать, что посол хотел оправдаться в советах, которые давал Код-рингтону
перед сражением и о которых вице-адмирал писал в своих объяснениях. Вследствие
политических перемен Кодрингтона отозвали со Средиземного моря. В следующем
году Анпия и Франция уже не поддерживали требование самоуправления Греции, и
Россия оказалась в войне с Турцией без союзников.
Кодриштон, слишком хорошо выполнивший свой долг, как он его понимал,
видимо, временно оказался не у дел. В 1831 году он командовал наблюдательной
эскадрой в Ла- Манше, подняв флаг на 120-пушечном корабле «Каледония» Ставший
адмиралом в 1837 году, моряк состоял главным командиром в Портсмуте с 10 ноября
1839 по декабрь 1842 года.
С 1832 по 1840 год он заседал в парламенте депутатом от города Девенпорт.
Сэр Кодрингтон состоял одним из камергеров королевы и отказался от этой
должности по состоянию здоровья. Дважды ему предлагали почетный пост
управляющего Гринвичским госпиталем
Адмирал скончался 16 апреля 1851 года Как воин, Эдуард Кодрингтон оставил
блестящий пример безграничной любви к службе. Он считал непременной
обязанностью отмечать заслуги своих подчиненных. Открытый характер и прямота не
способствовали личному успеху, но вызывали уважение к моряку.