Уже в древности люди хотели получить ответы на такие важные
вопросы, как «что такое наша Земля?», «каковы ее размеры?», «каково ее место во
Вселенной?» и т. д. Но поиски ответов оказались долгими и трудными.
«Первые ответы на вопрос «как устроен окружающий мир?»
древние люди составляли на основе своих непосредственных впечатлений, — пишет в
своей книге А.И.Климишин, — так, не ощущая никаких движений
Земли, люди, естественно, предположили, что она неподвижна.
Наблюдая, как Солнце, Луна, весь небосвод вращаются вокруг Земли, они
восприняли это как непреложный факт. У них не было оснований сомневаться в том,
что Земля плоская. И, наконец, таким логичным казалось предположение, что она
расположена в центре мира...
В Древнем Вавилоне сформировалось представление, будто Земля
имеет вид выпуклого круглого острова, плавающего в мировом океане. На земную
поверхность будто бы опирается небо — твердый каменный свод, к которому
прикреплены звезды и планеты и по которому совершает свою ежедневную прогулку
Солнце. Примечательно, что у древних шумеров слово «на» обозначало и «небо» и
«камень». Позже основные элементы этой вавилонской модели мира встречаются и у
древних евреев; ее, в частности, придерживались и авторы Библии. Например, в
книге Иова говорится, будто бы «Бог... распростер небеса твердые, как литое
зеркало» (Иов, 37, 18).» Вероятно, в Древней Греции впервые попытались научно
объяснить эти явления, разгадать истинную причину их появления. Так выдающийся
мыслитель Гераклит Эфесский (около 544—470 гг. до нашей эры) высказал
предположение о непрерывном развитии мира. Согласно Демокриту (около 460—370
гг. до нашей эры), Вселенная состоит из бесконечного множества миров,
образующихся вследствие столкновения атомов, причем одни миры рождаются, другие
находятся в состоянии расцвета, третьи разрушаются. Демокрит предполагал, что
Млечный Путь является скоплением большого числа звезд.
У Пифагора встречается мысль о том, что Земля имеет форму
шара и что она висит в пространстве без какой бы то ни было поддержки.
Аристотель (384—322 гг. до нашей эры) в своем труде «О небе» уже приводит
величину земной окружности, из чего следует, что радиус Земли в современной
мере равен примерно 10 000 километрам.
земли, воды, воздуха и огня, тогда как небесные тела состоят
из иной, неуничтожимой формы материи — эфира. Ученый утверждал, что упомянутые
четыре «стихии» располагаются друг над другом в виде концентрических сфер.
Каждый элемент, сместившись со своего «естественного» места, стремится снова
занять его. Поэтому, мол, в природе и наблюдаются движения тяжелых элементов
вниз (к «центру Вселенной»), а легких — вверх, где они переходят в состояние
покоя. Аристотель и его последователи выступали против уже существовавших в то
время представлений о возможном вращении Земли вокруг своей оси и ее движении в
пространстве. Они выдвинули казавшиеся в то время неопровержимыми
доказательства: если бы Земля вращалась вокруг своей оси, то возникал бы
встречный ветер, который сдувал бы все с ее поверхности в сторону запада, а
движение Земли неминуемо было бы обнаружено по изменению на протяжении года
углового расстояния между произвольно взятой на небе парой звезд.
Сейчас известно: земная атмосфера в равной мере принимает
участие в суточном вращении Земли, расстояния же до звезд оказались настолько
велики, что у Аристотеля не было никаких шансов определить подобное изменение.
Сохранилась до наших дней работа Аристарха Самосского (около
320—230 гг. до нашей эры). Ему удалось измерить угловое расстояние Луны от
Солнца в первой четверти. Он также сделал попытку определить размеры и
расстояния до Луны и Солнца. По Аристарху, расстояние от Земли до Луны — 19
радиусов Земли, а до Солнца еще в 19 раз больше. По-видимому, имея в виду
большие по сравнению с Землей размеры Солнца, Аристарх и высказал
предположение, «что неподвижные звезды и Солнце не меняют своего места в пространстве,
что Земля движется по окружности вокруг Солнца», как об этом сообщал позже и
Архимед.
Во II веке до нашей эры величайший античный астроном Гиппарх
определил размеры Луны с исключительной точностью. По Гиппарху, радиус Луны
равен 0,27 земных радиусов, что мало отличается от принятого ныне. Расстояние
до Луны этот выдающийся астроном определил в 59 радиусов Земли (истинное
среднее значение — 60,3). Однако
расстояние до Солнца со времени Птолемея и вплоть до XVII века
принималось равным 1120, т. е. примерно в 20 раз меньше истинного.
Первые попытки построить модель мира, в которой объяснялись
бы прямые и попятные движения планет, были сделаны Евдоксом Книдским (около
408—353 гг. до нашей эры) и Аристотелем. Но шедевром античной астрономии стал
труд выдающегося александрийского ученого Клавдия Птолемея (II век нашей эры)
«Альмагест», в котором была построена новая теория планетных движений.
В то время все остальные науки о природе были еще только в
зачаточном состоянии. Астрономы же, благодаря Птолемею, уже имели метод,
позволявший с достаточной для того времени точностью рассчитать положение
планет на небе на любое число лет вперед!
В геоцентрической модели мира Птолемея одна планета движется
с угловой скоростью по малой окружности — эпициклу, центр которого, т.е другая
«средняя планета», обращается с угловой скоростью по деференту вокруг Земли
Из-за сложения обоих движений планета в пространстве описывает петлеобразную
кривую — гипоциклоиду, что в проекции на небесную сферу при вполне определенных
значениях угловых скоростей, а также величинах отношений радиуса эпицикла к
радиусу деферента для каждой из планет полностью объясняло ее движение на небе.
Эти значения Птолемей определил с большой точностью.
В связи с особенностями движения планеты Меркурий и Венера
были названы нижними. Марс, Юпитер и Сатурн — верхними планетами. В системе
мира Птолемея центры эпициклов нижних планет всегда расположены на прямой,
соединяющей Землю с Солнцем, а каждая из верхних планет находится на эпицикле
строго в том же направлении, в котором относительно Земли находится Солнце,
иначе говоря, радиусы-векторы эпициклов Марса, Юпитера и Сатурна всегда
параллельны между собой. Видно также, что верхняя планета, занимая на небе
положение, противоположное Солнцу (противостояние планеты), находится в
ближайшем к Земле положении — в перигее (от греческого «пери» — вблизи) В
момент же соединения планеты с Солнцем, когда направления на оба светила
совпадают, планета находится в апогее — в наиболее удаленной от Земли точке (от
греческого «апо» — вдали).
Как замечает А.И. Климишин, «возникает вопрос: если система
Птолемея ошибочна, поскольку она основывалась на ложном представлении о
неподвижной Земле как центре мироздания, то почему расчеты, проведенные на ее
основе, дают правильные результаты? Ведь именно поэтому она использовалась
астрономами почти 1400 лет. Ответ на поставленный вопрос очевиден: это система
кинематическая. Птолемей не объяснял (да и не мог объяснить), почему движение
планеты именно такое, каким он его описывал. Но каждое движение относительно.
И, как это ни парадоксально звучит, Птолемей описал и смоделировал движение
каждой из планет совершенно правильно — так, как его действительно видит
наблюдатель с Земли. Эпицикл верхней планеты и есть отображение движения Земли
вокруг Солнца (в случае нижней планеты это ее деферент)».
Но «...с помощью данных Птолемея было трудно согласовать
между собой сведения о положениях той или другой планеты, разделенных
промежутком времени в несколько сотен лет. Поэтому его система все больше
усложнялась, в нее вводили множество дополнительных эпициклов, что сделало ее
исключительно громоздкой. Явно противоречила наблюдениям построенная Птолемеем
теория движения Луны. В итоге перегруженная эпициклами модель Птолемея рухнула.
Произошла революция во взглядах на мир и место Земли во Вселенной...»