Непродолжительная
боевая деятельность вице-адмирала Шпее продемонстрировала, что хорошо
подготовленные моряки способны легко победить равного по силам противника, но
даже лучшие экипажи не в состоянии бороться с явно превосходящими по мощи
кораблями следующего поколения.
Родился фон Шпее 22
июня 1861 года в Копенгагене. На флот он поступил в 1878 году. С 1912 года
моряк командовал эскадрой германских крейсеров в Тихом океане и сделал ее
образцовой. После начала Первой мировой войны фон Шпее руководил походом
эскадры к берегам Южной Америки.
В 1914 году
Восточно-азиатская эскадра фон Шпее из броненосных крейсеров «Шарнгорст»,
«Гнейзенау», легких крейсеров «Эмден», «Нюрнберг» и «Лейпциг» и судов снабжения
базировалась на Цзяочжоу и была единственным крупным соединением германских сил
вне пределов метрополии. Так как поблизости крейсировала большая английская
эскадра вице-адмирала Мартина Джерама, Шпее в ожидании возможной войны с
Англией увел корабли к секретной базе на острове Паган Марианского архипелага.
Его экипажи были отлично обучены и брали призы по артиллерийской стрельбе,
однако крейсера устарели, чтобы сражаться с современными кораблями флотов
Великобритании и союзной ей Японии. 13 августа, когда война уже началась,
вице-адмирал собрал совещание германских офицеров, после которого послал
«Эмден» на коммуникации союзников в Индийский океан, а с остальными силами
направился к побережью Чили. Эскадре предстояло пройти более 18 500 километров
без стоянок и погрузки угля на суше; для по-
полнения запасов
топлива Шпее вел с собой 8 угольщиков. 12 октября эскадра прибыла к острову
Пасхи, где присоединились крейсер «Дрезден» и 3 угольщика. Пополнив запасы,
эскадра выступила 18 октября. Немецкие моряки не тронули работавшую на острове
Пасхи английскую археологическую экспедицию, которая не знала о начале войны.
Начальник
генерального морского штаба Великобритании Фредерик Чарлз Доутон Стерди, опасаясь
появления крейсеров Шпее в Атлантике с ее обширными торговыми перевозками,
решил преградить им путь вокруг мыса Горн. В Порт-Стэнли на Фольклендских
островах он располагал эскадрой контр-адмирала Кристофера Крэддока из 2
броненосных крейсеров («Гуд Хоуп», «Монмаут»), легкого крейсера «Глазго» и
вооруженного парохода «Отранто». Так как команды были укомплектованы
преимущественно резервистами, с начала войны не проводили серьезных
артиллерийских учений, а прицельные приспособления устарели, на помощь Крэддоку
направляли броненосец «Канопус». Однако смелый и решительный флагман, получая
противоречивые приказания Стэрди и Черчилля, направился к северу, на сближение
с противником, не дожидаясь «Канопуса». К вечеру 1 ноября противники увидели
друг друга в районе мыса Коронель.
Англичане заняли
позицию со стороны моря, чтобы заходившее солнце освещало неприятельские
корабли и мешало прицеливаться артиллеристам. Однако стрельба началась уже
после заката, когда силуэты германских кораблей были незаметны на фоне берега,
а английские выделялись на фоне неба.
Огонь открыли в 19
часов 30 минут германские артиллеристы с дистанции около 10 километров; с
третьего залпа они накрыли «Гуд Хоуп» и вывели из строя систему управления
огнем. Германские крейсера посылали свои залпы через каждые 15 секунд, тогда
как англичане, задержавшиеся с началом огня, — через 50 секунд. Уже через 40
минут фон Шпее начал приближаться к противнику, осыпая его снарядами. Около 20
часов на борту «Гуд Хоуп» произошел взрыв, но корабль еще некоторое время
продолжал вести огонь, пока не пошел ко дну с экипажем и флагманом. «Монмаут»
вышел из строя, осел на корму и под градом снарядов через 2 часа перевернулся и
затонул. С броненосных крейсеров не спасся ни один человек. Командир «Отранто»
увел свое судно в начале боя, а «Глазго» около 20 часов прекратил бой, имея
шесть попаданий. С зарей, не увидев целей, фон Шпее приказал поднять сигнал:
«Одержана блестящая победа, за которую я благодарю и поздравляю команды» .
Действительно, в бою благодаря умелым действиям два броненосных крейсера
получили всего 4 попадания и имели лишь 2 раненых матросов.
После боя фон Шпее,
двигаясь на юг, захватил канадский пароход с грузом угля, отконвоировал его в
уединенную бухту Огненной Земли и до 6 декабря продолжал погрузку топлива. На
совещании офицеров вице-адмирал поставил очередной задачей уничтожение
английской базы на Фольклендских островах, хотя некоторые офицеры, включая
командира «Гнейзенау» Меркера, считали набег рискованным. Обстрел Порт-Стэнли
флагман возложил на «Гнейзенау» и «Нюрнберг».
Англичане были
уязвлены поражением. Морской министр У.Черчилль, узнавший о бое при Коронеле 4
ноября, на следующий день убеждал кабинет министров, что виновен авантюрист
Крэддок, вступивший в бой до соединения с «Канопусом». Внутри адмиралтейства
виновным негласно признали Стэрди. Именно ему предстояло исправить свою
оплошность и не пропустить германские рейдеры в Атлантику, где у побережья
Южной Африки находились многочисленные транспорты с войсками. Уже 4 ноября
вице-адмирал получил приказ адмирала Фишера отправиться с линейными крейсерами
«Инвинсибл» и «Инф-лексибл» к Фольклендским островам; 3-й линейный крейсер,
«Принсес Ройял», послали в Карибское море на случай, если бы германский флагман
решил воспользоваться Панамским каналом. Стэрди выступил 11 ноября; с ним на
«Ин-винсибле» отправлялась бригада рабочих, которые должны были завершить
ремонт в котельном отделении. Однако, несмотря на приказ торопиться, Стэрди
достиг Порт-Стэнли только 7 декабря и утром следующего дня начал погрузку угля.
Именно в этот момент германские крейсера и подошли к Фольклендским островам.
В 8 часов 30 минут
2 германских крейсера увидели за холмами у Порт-Стэнли густой дым, но
посчитали, что англичане сжигают угольные склады. Первые выстрелы тихоходного
«Канопуса» также не смутили нападающих. Однако вскоре они увидели мачты
линейных крейсеров, направляющихся к выходу из бухты. Германский флагман поднял
сигнал: не вступать в бой и уходить полным ходом на северо-восток. Однако более
быстроходные линейные крейсера, выйдя в море к началу 11-го часа, устремились в
погоню. Около 13 часов орудия «Инвинсибла» начали обстрел концевого в
германской колонне крейсера «Лейпциг».
В ходе сражения у
Фольклендских островов вице-адмирал Стэрди имел, кроме 2 линейных крейсеров,
броненосные крейсера «Карнарвон», «Кент», «Корну-ол» и легкий крейсер «Глэзго».
Увидев явно
догонявшего противника, фон Шпее решил принять бой двумя броненосными
крейсерами, которые при скорости 18 узлов все равно не могли уйти от погони. По
его приказу — рассредоточиться и уходить — 3 легких крейсера полным ходом
направились к западу; за ними устремились английские крейсера.
Стэрди, зная о
хорошей артиллерийской подготовке противника, отказался от сближения и быстрой
победы. Он предпочел вести огонь издали, чтобы избежать повреждений, несмотря
на большой расход боеприпасов. Каждый из линейных крейсеров стрелял по одному
неприятельскому кораблю. С другой стороны, германские артиллеристы уже с
третьего залпа попали в «Инвинсибл», а когда корабли сблизились до 11
километров, открыли огонь из 152-мм орудий. Стэрди удалился на дистанцию 14
километров, затем вышел за дальность огня, и около 14 часов бой прервался.
В первой фазе боя
«Шарнгорст» и «Гнейзенау» получили лишь по два попадания, не имели серьезных
повреждений, и фон Шпее решил попытаться спасти их. Он резко повернул на юг, в
воды, где можно было ожидать шквалов и туманов. Однако стоявшая с утра
прекрасная погода не изменилась. Через час англичане пошли на сближение и
возобновили стрельбу.
С расстояния 11
километров линейные крейсера расстреливали «Шарнгорст» и «Гнейзенау». Однако
еще в начале 16-го часа пылающий «Шарнгорст» продолжал вести бой. Около 16
часов Шпее успел просигналить Меркеру, что тот был прав, не рекомендуя идти к
Фольклендским островам, и предложил, если возможно, уводить «Гнейзенау», после
чего направил свой корабль на англичан в надежде задержать их. Но силы были
неравны. «Шарнгорст» перевернулся и ушел под воду. Через полтора часа ко дну
пошел и «Гнейзенау», с которого не спасся ни один человек. Германская эскадра
потеряла 2000 человек, в том числе погибли фон Шпее и его сын (на «Нюрнберге»).
Холодная вода и затянувшееся сражение способствовали гибели тех, кто уцелел в
бою.
В ходе сражения в
«Инвинсибл» попали 22 снаряда, в «Индефатигабл» — 3; оба корабля лишились 5
матросов, в том числе одного убитым. Это было последнее крупное классическое
артиллерийское сражение, в котором не участвовали торпеды, мины, авиация или
подводные лодки.
Незадолго до гибели
«Гнейзенау» пошел мелкий дождь. Однако изменение погоды уже не могло помочь
германским кораблям скрыться. Английские крейсера догнали и потопили также
«Лейпциг» и «Нюрнберг»; удалось уйти лишь «Дрездену». Англичане уничтожили также
2 вспомогательных судна с грузами для эскадры Шпее. Единственная пригодная для
крейсерства и тем опасная для Великобритании германская эскадра была
уничтожена. 14 марта 1915 года в бухте у берегов Чили был истреблен и
«Дрезден». Гибель эскадры Крэддока была отомщена, что вызвало взрыв восторга в
Англии.
В Германии имя
графа Шпее было окружено уважением, и когда страна начала возрождать флот, оно
появилось на борту одного из первых карманных линкоров. По иронии судьбы, и
«Граф Шпее» был потоплен у берегов Южной Америки, в устье Ла-Платы, в бою с
английскими крейсерами.