6 февраля 1867 года вице-адмирала назначили начальником эскадры броненосных
судов, построенных в 1865—1866 годах. Чтобы за кампанию сделать эскадру
боеспособной, он применил новую систему боевой подготовки. В отличие от
парусного флота, для технически сложных кораблей следовало до начала кампании
готовить экипажи на берегу, затем на стоянке, после чего следовала одиночная
подготовка корабля на рейде и в море. Лишь потом можно было начинать
эскадренные учения. В июне, закончив подготовку одиночных кораблей, эскадра
собралась на Транзундском рейде. К концу кампании разнородные броненосные
корабли научились удерживаться в строю. Моряки с любовью относились к своему делу,
стремились совершенствовать свои знания, соревнуясь друг с другом. Летом 1868
года флагман усложнил подготовку. Две канонерские лодки переоборудовали в суда
для таранных учений. Бутаков считал необходимым учить артиллеристов, чтобы они
могли действовать исходя из требований боя. Моряки успешно стреляли с ходу по
неподвижным треугольным щитам, учились попадать в щиты движущиеся. Когда в 1870
году на вооружение поступили нарезные орудия, Бутаков ввел учения по стрельбе
во время качки. Моряков учили плавать. Флагман на переходах между портами
проводил эволюции эскадры, действуя как в военном крейсерстве.
В первый месяц кампании 1869 года Бутаков практиковал крейсерства, при
которых суда, двигаясь полным ходом, по очереди огибали суда, стоявшие на
рейде, выписывая сложные восьмерки. Флагман добивался слаженности в маневрах
отрядов однотипных судов.
Бутаков поддерживал внедрение предложений офицеров, сам нередко предлагал
усовершенствования. По его инициативе началась подготовка минеров и опыты с
минным оружием. Осенью 1869 года вице-адмирал основал минную школу для
офицеров, в первую очередь добровольцев. Скампании 1870 года учения с атаками
минных катеров на броненосцы стали систематическими. С 1873 года для отражения
минных атак начали применять введенные Бутаковым на некоторых кораблях
электрические прожекторы. В 1874 году на флоте была учреждена должность
заведующего минной частью, а 1 октября были открыты минные офицерские классы и
минная школа для матросов. Во многом это была заслуга Г.И. Бутакова.
По проекту Бутакова в 1874 году впервые оснастили броненосный фрегат
«Петропавловск» противоминной артиллерией.
Проводились учения и по использованию тарана; чертежи эволюции после
кампании раздали офицерам для руководства.
В 1877 году Бутаков подготовил и подал записку, в которой утверждал, что
Россия не имеет ни броненосного, ни крейсерского флота, располагая массой
прекрасных, но единичных судов. Он предложил строить крейсера и броненосцы
сериями, проектируя их в соответствии с предполагаемыми задачами флотов, и
готовить для них кадры.
С началом русско-турецкой войны 1877—1878 годов броненосную эскадру
Балтийского флота принял генерал-адмирал. Бутакову поручили командование
отрядом эскадры. В начале войны этот отряд установил минные заграждения у
Выборга, Динамюнде и Свеаборга. Когда весной 1878 года возникла опасность
появления британского флота, вице-адмирал предложил держать отряды минных
катеров в Кронштадте, Свеаборге, Роченсальме, Бьорке, Нарве, послать в Свеаборг
отряд броненосцев, создать на побережье линии оптического телеграфа, связав им
наблюдательные пункты со столицей, установить минные банки в разных местах
Финского залива. Он показал слабость обороны Кронштадта и Санкт-Петербурга. По
рекомендации флотоводца совещание приняло решение усилить минные заграждения,
прикрыв их артиллерией береговых батарей и кораблей, дополнительно оснащенных
мортирами.
16 апреля Бутакова произвели в адмиралы и вскоре назначили начальником
береговой и морской обороны Свеаборга. Моряк привел в базу отряд старых
броненосцев. Он занимался многочисленными работами по усилению крепости,
подготовке мин заграждения и т.п. Пришлось исправлять многие недочеты мирного
времени, в том числе и следствия злоупотреблений.
Занимаясь вопросами подготовки судов, стоявших в Свеаборге, летом 1878 года
Бутаков приказом ввел первый в мире шлюпочный трал для обнаружения и
уничтожения якорных мин. В 1879—1880 годах он разработал и организовал морскую
игру.
В начале 1881 года Г.И. Бутакова назначили главным командиром
Петербургского порта. Однако, защищая интересы флота, он оказался в конфликте с
вышестоящим руководством, был снят с поста и назначен в Государственный совет.
Адмирал тяжело переживал свое увольнение и в ночь на 31 мая 1882 года скончался
от апоплексического удара.
Бутаков явился связующим звеном между моряками лазаревской школы,
преимущественно парусниками, привыкшими добиваться побед физическими силами
матросов и собственным мужеством, и новым поколением офицеров, для которых
важнейшее значение имело техническое образование. Его книга «Новые основания
пароходной тактики» стала пособием для моряков разных стран.