Н.А. Аркас стал одним из выдающихся морских деятелей России, участником
нескольких войн, создателем РОПиТ и пароходства на Каспийском море. Наиболее
важен его вклад в возрождение Черноморского флота.
Родился Николай Аркас 8 мая 1816 года в Николаеве. Его отец, переселенец из
Греции, преподавал историю и древние языки. Он дал своим детям хорошее
образование и привил любовь к новой Родине. Старшие братья, Захарий и Иван,
служили в Черноморском флоте. На флот 13-летним волонтером поступил и Николай,
участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, в Босфорской экспедиции и
боевых действиях у берегов Кавказа. В 1842 году лейтенанта Ар-каса определили
на «Двенадцать Апостолов». Вскоре он стал лучшим офицером образцового корабля.
Деятельность, аккуратность, умение обращаться с людьми, стремление к
образованию, отмеченные командиром «Двенадцати Апостолов» В.А. Корниловым, послужили
хорошей рекомендацией. Ар-каса командировали в Петербург и дали ответственное
поручение: он провел по рекам в Астрахань караван из 12 судов и основал
пароходство на Каспийском море.
Капитан-лейтенантом Н.А. Аркас вернулся на Черное море, командовал
па-роходофрегатом «Бессарабия», а в 1848 году наблюдал в Англии за постройкой
пароходофрегата «Владимир», стал его первым командиром и сделал судно
образцовым. Не раз он ходил на нем по Черному и Средиземному морям.
Способности, знакомство с великим князем Константином Николаевичем и самим
Николаем I открыли путь ко двору. 2 октября 1852 года капитана 2-го ранга
произвели в флигель-адъютанты с переводом в Гвардейский экипаж. Он выполнял
поручения императора, сопровождал его в качестве эскадр-майора в плаваниях по
Балтийскому морю и позднее описал недостатки Балтийского флота.
Появление англо-французско'го флота на Балтике в 1854 году позволило
Ар-касу показать усердие и способности. Он не раз побывал с командировками в
Финляндии, наблюдал в Риге за постройкой гребных канонерских лодок и
подготовкой ополчения для них. В кампанию 1855 года моряк строил по
собственному проекту батарейные плоты для обороны Кронштадта, участвовал в
работе комиссий по совершенствованию флота.
30 апреля 1855 года Н.А. Аркаса произвели в капитаны 1-го ранга, а через
год назначили директором Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ).
Организация общества, командование Гвардейским экипажем, руководство промерными
работами в Финском заливе были этапами его службы. 16 февраля 1860 года Аркас
стал контр-адмиралом, 22 апреля 1866 года — вице-адмиралом. Через пять лет его
направили главным командиром Николаевского порта и военным губернатором
Николаева. Когда Черноморской флотилии 1 октября того же 1871 года возвратили
прежний статус, Аркас стал Главным командиром Черноморского флота и портов.
Ему досталось скудное наследство. Порты Черного моря оживляла только
деятельность РОПиТ. Севастополь использовали в основном для торговли, а
немногочисленная флотилия базировалась в Николаеве, защищенном мелководьем
лиманов от нападения с моря. Флотилию составляли несколько ветхих корветов,
шхун и пароходов, которые использовали для крейсерства у восточных берегов
Кавказа, перевозок войск, грузов и для гидрографических работ; отдельные суда
отправляли стационерами в Галац, Константинополь и Пирей. Только в 1869 году,
после того как в нарушение Парижского договора Турция провела Черным морем 3
броненосные канонерские лодки на Дунай, были выделены кредиты, чтобы строить броненосцы
для усиления обороны Керченского пролива и Днепровско-Бугского лимана.
Вступившие в строй поповки «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» стали первенцами
броненосного судостроения на Черном море.
Аркас заботился о приведении в порядок главной базы флота. В 1872 году
завершили очистку севастопольских бухт от затопленных судов и приступили к
продлению железной дороги Москва—Харьков—Лозовая до Севастополя. Резервом флота
служило РОПиТ, созданное Аркасом. Его быстроходные суда предполагалось
использовать в годы войны как вспомогательные крейсера и транспорты. В
Севастополе общество имело верфи и единственный в Причерноморье мор-тонов
эллинг для подъема судов. Общество оснастило главные гавани Черного моря
портовыми сооружениями, складами, механизировало погрузку и разгрузку судов. От
РОПиТ зависело снабжение флота углем.
Черноморский флот возрождался. Оживилась работа верфей и заводов,
переходивших к железному судостроению. На Черном и Азовском морях проводили
картографические и гидрографические исследования, ремонтировали маяки. В 1872
году возобновили деятельность закрытого из экономии морского юнкерского класса,
который готовил свои командные кадры.
Заслуги Аркаса в столице оценили высоко. В 1872 году его наградили орденом
Св. Владимира 2-й степени. 30 августа 1873 года император назначил его своим
генерал-адъютантом с оставлением в прежнем звании и по Гвардейскому экипажу;
через три года вице-адмирала наградили орденом Белого Орла.
В преддверии войны с Турцией силы Черноморского флота далеко не
соответствовали его названию и предназначению. Кроме поповок, нечего было
противопоставить турецким броненосцам. В столице, наконец, спохватились и выделили
средства для усиления береговой обороны основных портов. Осенью 1876 года
состоялось совещание генерала B.C. Семеки, возглавившего оборону Черноморского
побережья, Н.А. Аркаса, и Н.М. Чихачева, директора РОПиТ, с участием
заведующего минной частью капитан-лейтенанта И.М. Дикова. На нем было решено
укреплять только Очаков, Одессу, Севастополь и Керчь. Каждый из портов защищали
береговые батареи, перед которыми выставляли минные заграждения. Оборону
дополняли пароходы, вооруженные шестовыми минами и артиллерией, минные катера,
боны. Оборона Черноморского побережья с точки зрения технического оснащения
превосходила все ранее существовавшие возможности. Кроме тяжелых орудий и
аппаратов управления стрельбой, на батареях устанавливали электрические
прожекторы, связали их телеграфными линиями.
Аркас много сделал для обороны Крыма. От флота во все порты были направлены
командиры отрядов пароходов и начальники портов, многих начальников береговой
обороны также выдвинули из моряков. Диков руководил морской частью постановки
минных заграждений. На маяки для наблюдения за неприятельскими судами определили
офицеров-штурманов. Аркас распорядился закупить у РОПиТ 12 пароходов;
оборудованные минными шестами и артиллерией суда распределили по портам.
Позднее к ним присоединили 12 катеров и 2 баржи. По проекту Аркаса, как и в
1855 году, построили батарейные броненосные плоты.
Черноморский флот создал отряды судов активной обороны, которые, кроме
поповок, состояли из быстроходных пароходов, арендованных у РОПиТ и
превращенных в крейсера. В Севастополе базировался носитель минных катеров
«Великий князь Константин» лейтенанта СО. Макарова, в Одессе — пароходы
«Владимир» и «Веста», в Очакове — «Аргонавт», в Николаеве располагались яхта
«Ливадия» и пароход «Эльбрус». Летом 1877 года к ним присоединился пароход
«Россия». Арендованные у РОПиТ пароходы вооружали мортирами, пушками, шестовыми
минами и минными катерами с целью вести разведку, беспокоить неприятеля
набегами, нарушать его торговлю и охранять свое побережье от атак с моря. Для
укомплектования этих судов с Балтики присылали паровые катера, пушки, прибывали
матросы и офицеры. Машинистов и кочегаров брали у РОПиТ по вольному найму.
Устроенные в Николаеве, Севастополе и Керчи классы подготовили к началу войны
35 офицеров и 20 нижних чинов — специалистов минного дела. Было налажено
взаимодействие с сухопутными войсками. Потому сразу же после начала боевых
действий русско-турецкой войны 1877—1878 года неприятельский флот на Черном
море получил отпор.
Через несколько дней после объявления войны турецкие броненосцы начали
обстрел населенных пунктов на Кавказе и Дунае. Однако турецкий флот, редко
появлявшийся вблизи укрепленных российских портов, не мог обеспечить
объявленную блокаду, и ее признали фиктивной. Русские же суда активной обороной
оправдывали свое название. Атаками на турецкие суда и броненосцы в базах отличился
пароход «Великий князь Константин» СО. Макарова. Аркасу приходилось призывать к
осторожности лихого лейтенанта, который шестовыми, буксирными минами и
торпедами наносил неприятелю удары и возбуждал панику. Успешно действовали и
другие суда активной обороны, которые захватывали в крейсерстве торговые суда
противника и заставляли броненосный флот Турции укрываться за боновыми
заграждениями. Для обеспечения войск на Нижнем Дунае от атак турецкой флотилии
туда из Одессы перевели отряд из парохода «Опыт», 2 шхун, 2 плавучих мортирных
батарей и 4 минных катеров Под прикрытием судов активной обороны отряд
благополучно прибыл к цели, и турки не смогли ему помешать. 11 августа
«Ливадия» сожгла турецкое судно перед Варной и ушла от погнавшихся за ней
неприятельских броненосцев. Успешно от турецкого броненосца ушел и пароход
«Веста». Неприятель так и не смог прекратить плавание русских судов по Черному
морю. В то же время русские вспомогательные крейсе-| ра истребляли и
захватывали турецкие суда. 12 декабря, в частности, пароход «Вла-« димир» взял
турецкий пароход «Мерсина» с войсками; позднее его воору как вспомогательный
крейсер.
Турки, которыми командовали флагманы-англичане, не рисковали приближаться к
укрепленным пунктам. Лишь однажды за войну турецкие корабли вступили в
перестрелку с береговыми батареями Севастополя. Их неудача доказала прочность
обороны порта и города. После потери «Мерсины» турецкие броненосцы обстреляли
незащищенные русские порты. В ответ Аркас выслал на коммуникации у Босфора
вооруженные пароходы. Минные катера с «Великого князя Константина» в ночь на 14
января 1878 года у Батума впервые в истории успешно атаковали торпедами и
потопили турецкий сторожевой пароход «Интибах».
Быстроходные пароходы снабжали войска на Кавказе. Вице-адмирал приказал
окрасить суда в темно-серый цвет, чтобы они стали менее заметны для противника.
Вероятно, это был первый случай маскировочной окраски судов в русском флоте.
После угрозы Англии вступить в войну, которая была недовольна слишком
выгодными для России условиями мира, русские моряки начали подготовку к
заграждению Босфора и портов Болгарии и Румынии. Лишь мирное окончание
переговоров остановило постановку минного заграждения. Аркас из экономии возвратил
часть судов РОПиТ. Остальные участвовали в эвакуации русских войск морем из
портов Болгарии и Турции до мая 1879 года; к осени их все вернули обществу.
Аркаса 1 января 1878 года наградили за отличие орденом Св. Александра
Невского, 16 апреля 1878 года произвели в адмиралы. В 1880 году городская дума
Николаева присвоила ему звание почетного гражданина города. Вначале 1881 года
Аркаса освободили от должности главного командира. Он скончался в родном
Николаеве 15 июня 1881 года. Заложенные адмиралом основы железного парового
судостроения в Николаеве уже в ближайшие годы позволили начать сооружение
броненосного Черноморского флота.
Именно Г.И. Бутаков, служивший на флоте в период перехода от парусного к
паровому броненосному флоту, не только на практике руководил первыми боевыми
действиями паровых судов, но и создал признанную в мире тактику их
использования.
Григорий Бутаков родился 27 сентября 1820 года в Риге и происходил из семьи
морского офицера Ивана Николаевича Бутакова, завершившего жизнь вице-адмиралом.
6 мая 1831 года Григорий поступил в Морской кадетский корпус и 9 января 1836
года успешно окончил курс. После 2-летней практики на Балтике мичмана направили
на Черное море флаг-офицером к адмиралу М.П. Лазареву, главному командиру
Черноморского флота и портов. Он попал в знаменитую «лазаревскую морскую
школу»: много ходил в море, участвовал в боевых действиях у берегов Кавказа, за
храбрость, находчивость и умение неоднократно получал награды. В 1847—1850
годах командиром тендера «Поспешный» лейтенант Бутаков проводил с лейтенантом
И. А. Шестаковым
опись отечественных и турецких берегов Черного моря и Босфора. За отличное
выполнение задания оба были произведены в капитан-лейтенанты и награждены
орденами Св. Анны 3-й степени, за составление лоции, которая вышла из печати в
1851 году, — пожалованы бриллиантовыми перстнями.
27 марта 1851 года Бутакова командировали в Англию, где он наблюдал за
постройкой парохода «Дунай», привел судно в Николаев и 3 года командовал им.
Тогда же моряк получил благоприятный отзыв на предложенный им компас с
наклонной стрелкой. 3 декабря 1852 года он стал командиром лучшего
парохо-дофрегата Черноморского флота «Владимир». На нем капитан-лейтенант в
первом бою паровых судов 5 ноября 1853 года овладел турецким пароходом
«Перваз-Бахри». Он, закладывая основы пароходной тактики, маневрировал так,
чтобы расстреливать «Перваз-Бахри» с кормы, где у того не было пушек.
Из-за повреждения машин «Владимир» не участвовал в знаменитом Синоп-ском
сражении. Но Бутаков перешел на «Одессу» и временно заменил командира этого
пароходофрегата, буксируя до Севастополя поврежденный корабль «Великий князь
Константин» под флагом П.С. Нахимова.
В начале 1854 года англо-французский флот под предлогом защиты Турции
вступил на Черное море. К весне все чаще неприятельские корабли стали
появляться у берегов Крыма. «Владимир» не раз в разведке встречался с
английскими и французскими пароходами, но уходил от них. Вести бой с
неприятелем в одиночку единственный пароходофрегат специальной постройки не
мог. Когда осенью 1854 года союзники высадили в Крыму десант с огромной
парусно-паровой 1 эскадры, русские парусники не могли этому помешать. После
начала осады Севастополя активной частью флота оставались пароходы, в первую очередь
«Владимир».
Бутаков воевал умело. Он применил искусственный крен пароходофрегата, что
увеличило дальнобойность его пушек до 4—5 километров и позволило подавить
батарею на Киленбалочных высотах. 9 октября 1854 года орудия «Владимира»
впервые в истории русской морской артиллерии вели огонь по невидимой цели.
Следующим летом, когда Бутаков внедрил усовершенствования в орудийных станках,
удавалось вести огонь по берегу во время хода. Моряки «Владимира» внесли немало
усовершенствований, в том числе блиндирование важнейших частей парохода.
Роль флота не ограничивалась обороной. 24 ноября 1854 года П.С. Нахимов
приказал Бутакову отогнать французский пароход «Мегара», с которого наблюдали
из Песочной бухты за рейдом. Капитан 1-го ранга, чтобы отвлечь внимание
противника, направил пароходофрегат «Херсонес» для обстрела противника у
Стрелецкой бухты. Сам Бутаков вышел первым и атаковал «Мегару», бежавшую к
своему флоту, а затем поддержал «Херсонес». Когда же на отходе русские корабли
вступили в бой с двумя английскими и французским пароходами, командир
«Владимира» увлек одного из неприятелей под огонь береговых батарей. После этой
дерзкой вылазки союзники постоянно держали у входа в бухту несколько больших
пароходов.
«Владимир» вместе с другими кораблями не раз открывал огонь, прикрывая
фланг русских укреплений и отражая атаки. При отступлении на Северную строну
Севастополя корабль за два рейса перевез 2490 человек. В ночь на 31 августа его
зажгли и затопили вместе с другими еще уцелевшими судами Черноморского флота.
26 августа 1856 года контр-адмирала Г.И. Бутакова назначили главным
командиром Черноморского флота и портов. Однако Парижский мирный договор
запретил России и Турции иметь крупные военно-морские силы на Черном море.
Пришлось вместо восстановления флота заниматься сокращением учреждений и
численности моряков. А в начале 1860 года Бутакова перевели на Балтийский флот
начальником практической эскадры винтовых кораблей, которую создали для
подготовки моряков парового флота. Контр-адмирал заставил серьезно учиться
морскому делу всех. На кораблях были введены офицеры-дальномерщики, приборы для
измерения дальности, для передачи с мостика на батарею данных о прицелах,
учреждены сигналы для сообщения на другие корабли о скорости. Экспериментируя,
контр-адмирал добился того, что разнотипные корабли научились двигаться
согласованно. 5 сентября 1860 года его за отличную службу наградили орденом
Станислава 1-й степени с мечами.
Осенью 1860 года моряка командировали в Англию и Францию для изучения
развития кораблестроения и морского дела. Он уведомлял генерал-адмирала о том,
что узнал нового, а также о своих разработках по теории пароходных эволюции,
еще не известных за границей.
Назначенный весной 1861 года начальником эскадры винтовых канонерских
лодок, Бутаков использовал их для проверки своих идей. В том же году он
опубликовал книгу «Несколько отрывков из опыта начальных оснований пароходной
тактики», с которой до кампании успели ознакомиться офицеры эскадры. Обучение
он начал с проверки механиков, подготовка которых оставляла желать лучшего. По
мере готовности лодки переводили на буксире в Гельсингфорс. В приказе от 11
июля 1861 года Бутаков сформулировал основные задачи обучения: превратить
эскадру в стройную силу и освоить шхеры, в которых эскадре предстояло
действовать. Избегая внешнего лоска, Бутаков добивался от командиров
бесстрашного управлению кораблями. К концу кампании лодки спла-вались, хорошо
держались в строю и совершали сложные маневры. Следующим летом Бутаков усложнил
обучение, занявшись маневрированием при таранных ударах. За кампанию 1862 года
моряки научились решительно ходить и действовать в шхерах, уверенно
осуществляли все преобразования.
По окончании кампании Бутаков участвовал в успешных испытаниях шестовой
мины, а затем был командирован для изучения опыта других флотов в Англию.
Контр-адмирал познакомился с современными башнями, артиллерийскими орудиями. В
начале 1863 года он вернулся и был назначен военно-морским атташе в Англию и
Францию. Моряк способствовал отправке из Англии броненосной батареи «Первенец»,
посылал информацию о французской разборной канонерке, о подводной лодке и
предложил в качестве средства борьбы с ней сети. Он пришел к мысли использовать
электрические фонари в качестве боевых прожекторов и со временем применил на
практике эту идею.
В 1863 году из печати вышел капитальный труд «Новые основания пароходной
тактики», в котором моряк суммировал свои размышления и расчеты, проверенные в
кампаниях предшествующих лет. За этот труд Академия наук присудила Г.И.
Бутакову полную Демидовскую премию. Вскоре труд был переведен на французский,
английский и испанский языки.
28 октября 1866 года Г.И. Бутакова произвели в вице-адмиралы. При открытии
Всемирной Парижской выставки 1867 года он был избран председателем экспертной
морской комиссии.