П.С. Нахимов показывал пример другим как образцовый офицер, образцовый
командир и образцовый флагман. Наивысшим его достижением на море явилась
Синопская победа.
ПавелНахимовродился23 июни 1802 года в селе Волочек Вяземского уез Смоленской губернии (ныне
село Нахимовское Андреевского района Смоленской области)После окончания Морского кадетског корпуса 20
января 1818 года среди других гардемарин Павел Нахимов успешно сдал экзамены,
став 6-м в списке из 15 лучших воспитанников. 9 февраля его произвели в
мичманы. В 1818 и 1819 годах Нахимов оставался на берегу, при экипаже. В 1820
году с 23 мая по! 15 октября мичман на тендере «Янус» был в плавании до Красной
Горки. На следующий год его назначили в 23-й флотский экипажи, направили по
суше в Архангельск. В 1822 году моряк вернулся берегом в столицу и получил
назначение в кругосветное плавание на фрегате «Крейсер» под командованием
капитана 2-го ранга М. П. Лазарева. На Тихом океане П.С. Нахимов отличился при
попытке спасения упавшего за борт матроса 22 марта 1823 года его произвели в
лейтенанты. За это плавание 1 сентября 1825 года Нахимова удостоили орденом Св.
Владимира 4-й степени и двойным жалованьем.
После возвращения кандидатуру Нахимова намечали для Гвардейского экипажа.
Но лейтенант стремился служить на море. По просьбе Лазарева его назначили на
корабль «Азов». Нахимов участвовал в достройке корабля и перешел на нем из
Архангельска в Кронштадт, где экипаж продолжал работы и сделал «Азов»
образцовым кораблем. Летом 1827 года он отправился на Средиземное море и участвовал
в Наваринском сражении. «Азов» действовал в самой гуще боя. Нахимов командовал
батареей на баке. Из 34 его подчиненных 6 были убиты и 17 ранены. Лейтенант по
счастливой случайности не пострадал. За участие в сражении 14 декабря П.С.
Нахимова произвели в капитан-лейтенанты, а 16 декабря — удостоили ордена Св.
Георгия 4-й степени. 15 августа 1828 года он принял трофейный корвет,
переименованный в «Наварин», и тоже сделал его образцовым.
На нем моряк участвовал в блокаде Дарданелл и 13 марта 1829 года с эскадрой
М.П. Лазарева вернулся в Кронштадт, был награжден
31 декабря 1831 года Нахимова назначили командиром фрегата «Паллада» Он
наблюдал за постройкой, внося усовершенствования, пока фрегат, вошедший в строй
в мае 1833 года, не стал показательным. 17 августа, в плохую видимость, моряк
заметил Дагерортский маяк, дал сигнал, что эскадра идет к опасности, и спас
большинство кораблей от гибели.
М.П. Лазарев в 1834 году стал Главным командиром Черноморского флота и
портов. К себе он вызывал тех моряков, с которыми ходил в плавания и сражения.
Черноморцем стал и П.С. Нахимов. 24 января 1834 года капитан-лейтенанта
назначили командовать строящимся линейным кораблем «Силистрия» и перевели в 41
-й экипаж Черноморского флота; 30 августа его за отличие в службе произвели в
капитаны 2-го ранга. В 1834—1836 годах Нахимов занимался постройкой
«Силистрии». Вскоре корабль стал примером для других. 6 декабря 1837 года
появился приказ о производстве командира корабля «Силистрия» в капитаны 1-го
ранга. 22 сентября за отличное усердие и ревностную службу его наградили орденом
Св. Анны 2-й степени, украшенной императорской короной.
Усердная служба сказалась на здоровье, 23 марта 1838 года П.С. Нахимова
уволили в отпуск за границу на лечение. Несколько месяцев он провел в Германии,
но врачи не помогли. Летом 1839 года моряк по совету Лазарева вернулся в
Севастополь и чувствовал себя хуже, чем до отъезда Тем не менее Нахимов
продолжал службу на море. Он участвовал в высадках десанта при Туапсе и
Псезуапе, в 1840—1841 годах крейсировал в море и руководил постановкой мертвых
якорей в Цемесской бухте. 18 апреля 1842 года за отлично-усердную службу П.С.
Нахимова наградили орденом Св. Владимира 3-й степени.
13 сентября 1845 года, за отличие в службе, П.С. Нахимова удостоили чина
контр-адмирала и назначили командовать 1-й бригадой 4-й флотской дивизии. Один
год он стоял во главе отряда судов, крейсирующих у берегов Кавказа, другой —
выступал в роли сначала младшего, а затем и старшего флагмана практической
эскадры, выходившей в море для обучения команд. Опытный моряк добивался
повышения морской выучки экипажей и поощрял инициативу. В 1849— 1852 году он
сделал свои замечания к «Правилам, принятым на образцовом артиллерийском
корабле «Екселент» для обучения нижних чинов артиллерии», к изданному в 1849
году своду морских сигналов и к новому «Морскому уставу».
30 марта 1852 года П.С. Нахимов был назначен командующим 5-й флотской
дивизией. 25 апреля его определили командовать практической эскадрой. За время
кампании эскадра сделала несколько рейсов для перевозки войск и занималась
эволюциями в Черном море. 2 октября моряка произвели в вице-адмиралы с
утверждением начальником дивизии.
В.А. Корнилов 1 февраля 1853 года писал в аттестационном списке
вице-адмирала: «Отличный военно-морской офицер и отлично знает детали отделки и
снабжения судов; может командовать отдельною эскадрою в военное время». Эту характеристику
П.С. Нахимову довелось оправдать в том же году. В мае—июне три недели плавания
Нахимов успешно использовал для обучения команд, и 10 июня Корнилов, посетивший
эскадру, был убежден в ее хорошей морской и боевой подготовке. В сентябре,
чтобы ликвидировать угрозу с юга, где у границ России накапливались турецкие
войска, Нахимов перевез на Кавказ 13-ю пехотную дивизию из Крыма, после чего
был направлен в крейсерство у берегов Анатолии. Здесь он встретил начало войны,
а 18 ноября нанес поражение турецкой эскадре в Синопе
Обнаружив 11 ноября в Синопской бухте 7 фрегатов, 2 корвета, шлюп и 2 па- \
рохода под прикрытием 6 береговых батарей, Нахимов блокировал ее своими 3 кораблями
и отправил в Севастополь за подмогой. Когда подошли подкрепления, вице-адмирал
решил атаковать с 6 линейными кораблями и 2 фрегатами, не дожидаясь пароходов.
Следовало до предела уменьшить время сближения эскадры с неприятелем, чтобы
сократить потери. Для этого Нахимов намеревался атаковать двумя колоннами центр
неприятельской боевой линии, как то практиковалось на учениях Черноморского
флота летом 1853 года. Намереваясь уничтожить противника, вице-адмирал
предполагал из колонн одновременно развернуть веером все 6 кораблей и поставить
их на расстоянии эффективного огня всех калибров орудий, в том числе и наиболее
мощных, еще не опробованных в бою пушек, стреляющих уже не ядрами, а бомбами.
Утром 18 ноября эскадра направилась к Синопу. Турки, успокоенные длительным
крейсированием русской эскадры, заметили ее слишком поздно, когда она
приблизилась на полмили, и не успели открыть огонь с береговых батарей. Первые
выстрелы турецкого флагманского фрегата «Ауни-Аллах» прозвучали после полудня;
вслед за тем на приближающиеся русские корабли обрушился град ядер и книпелей.
Передовые корабли серьезно пострадали. На головной «Императрице Марие» снаряды
перебили большую часть такелажа. Поэтому корабль и следовавший за ним «Великий
князь Константин» встали на шпрингтем курсом, каким шли; затем заняли свои
места «Чесма», «Париж», «Три Святителя» и «Ростислав», повернувшись носом к
ветру.
Русская боевая линия располагалась в 320—380 метрах от неприятеля. Корабли
эскадры открыли огонь после того, как два передовых встали на шпринг. В отличие
от турок, они сразу сосредоточили огневую мощь для стрельбы по корпусам и
палубам бомбами, ядрами и картечью, нанося противнику крупные повреждения и
потери. За 4 часа русские корабли артиллерийским огнем истребили либо заставили
выброситься на берег неприятельские суда.
Пока русские корабли громили турецкие парусники и батареи, пароходоф-регат
«Таиф» бежал. Благодаря преимуществу в скорости, он легко ушел как от
маневрировавших у входа в бухту фрегатов, так и от 3 пароходов вице-адмирала
Корнилова, которые спешили на помощь Нахимову. Это был единственный турецкий
корабль, спасшийся от гибели. Остальные горели и взрывались, засыпая обломками
город. Корнилов сделал попытку спасти некоторые корабли противника, чтобы
доставить в Севастополь, но все получили большие повреждения, и пришлось их
сжечь, сняв уцелевших турецких моряков. Среди них оказался сам Осман-gama.
Часть пленных, в основном раненых, свезли на берег, что вызвало благодарность
турок.
В результате сражения турки потеряли 10 боевых кораблей, 1 пароход, 2
транспорта; были потоплены также 2 торговых судна и шхуна. Потери личного
состава определяли в 3000 человек. В плен попали, кроме вице-адмирала и трех
командиров кораблей, еще 180 нижних чинов.
Потери русской эскадры в людях составили 38 убитых и 210 раненых. На
кораблях было подбито 13 орудий и 10 станков. Повреждения кораблей, особенное
рангоуте и такелаже, оказались серьезнее. Сразу же после боя моряки приступили
к заделке подводных пробоин, ремонту парусов и рангоута. Часть кораблей не была
в состоянии идти самостоятельно, а лишь на буксире пароходов. В 16 часов 19
ноября к Синопу прибыл пароход «Громоносец». Его приход облегчал буксировку
поврежденных кораблей. 20 ноября ремонт завершили. Эскадра направилась в море и
22 ноября прибыла к Севастополю.
За Синоп Нахимова удостоили ордена Св. Георгия 2-й степени. Награды
получили другие участники сражения, победу широко отмечала вся Россия. Но
вице-адмирала не радовала награда: он переживал тот факт, что становился
виновником грядущей войны. И его опасения имели вполне прочные основы. Получив
предлог для вмешательства и поддержку возбужденного общественного мнения,
правительства Англии и Франции отдали приказы, и 23 декабря англо-французская
эскадра вступила на Черное море.
С декабря 1853 года Нахимов командовал судами на рейде и в бухтах
Севастополя. Ожидая нападения, он почти не сходил на берег. Тем временем Англия
и Франция 12 марта заключили военный договор с Турцией и 15 марта объявили
войну России. Вместе с Корниловым вице-адмирал принимал меры к обороне главной
базы с моря и суши.
Высадка союзников, Альминское сражение и уход армии создали критическое
положение в Севастополе. Только задержка движения неприятельских войск
позволила защитить город с суши орудиями и моряками, занявшими наскоро
построенные укрепления. Чтобы преградить путь противнику в бухту, 11 сентября
между Константиновской и Александровской батареями были затоплены 5 старых
кораблей и 2 фрегата. В тот же день Меншиков поручил Корнилову оборону
Северной, а Нахимову — Южной стороны. Начиналась героическая оборона
Севастополя, в которой вице-адмирал сначала командовал эскадрой, а затем стал
душой обороны, фактическим ее руководителем после гибели в первой бомбардировке
Севастополя 5 октября 1854 года В.А Корнилова. Он принимал меры к усилению
сухопутных бастионов, однако не забывал и о флоте, всемерно добиваясь активных
умелых действий от командиров пароходов, ставших единственной боеспособной
силой флота.
Только 25 февраля 1855 года Нахимов официально был назначен командиром
Севастопольского порта и военным губернатором Севастополя. 27 марта моряка
произвели в адмиралы за отличие при обороне Севастополя. Получив разрешение
сдать эскадру, он сосредоточил внимание на сухопутной обороне.
Флагман заботился о людях, стремился, как только возможно в тех условиях,
избавить армию от лишних потерь. Сам же Нахимов продолжал в сюртуке с хорошо
заметными эполетами появляться в самых опасных местах. 28 июня, как обычно, с утра
Павел Степанович объезжал позиции. Когда Нахимов с Малахова кургана наблюдал за
противником, высунувшись из-за укрытия, он был смертельно ранен в голову пулей.
30 июня 1855 года адмирал скончался. Похоронили флотоводца во Владимирском
соборе с другими выдающимися адмиралами.
Смерть Нахимова поставила последнюю точку в обороне Севастополя. Когда
союзникам в результате очередного штурма удалось ворваться на Малахов курган,
русские полки оставили Южную сторону, взорвав склады, укрепления и уничтожив
последние корабли.
Смерть П.С. Нахимова и других моряков лазаревской школы наряду с условиями
Парижского мира 1856 года явились гораздо большей причиной упадка Черноморского
флота на ближайшие десятилетия, чем гибель устаревших деревянных парусников. Но
Бутаков, Аркас и другие воспитанники лазаревской морской школы стали
преемниками погибших замечательных российских моряков.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, когда жизнь заставила
обратиться к боевым традициям прошлого, были учреждены орден Нахимова и медаль
Нахимова для награждения достойных моряков.