Адмирал
Хау участвовал в нескольких войнах, но наибольшую славу принесло
ему сражение при Финистерре, в котором флотоводец попробовал впервые
применить
тактику прорезания строя, которую со временем успешно использовал
Нельсон и
другие адмиралы эпохи парусного флота.
Ричард Хау родился 8 марта 1726 года в Лондоне. Он вступил во флот в 1740
году, проявил много активности, особенно в Северной Америке, и быстро
продвигался по службе. По смерти старшего брата 6 июля 1758 года, моряк стал
4-м виконтом Хау — ирландским пэром. В 1762 году его избрали членом парламента
от Дартмута. В течение 1763 и 1765 годов Хау был членом бюро адмиралтейства, а
с 1765 по 1770 год — казначеем флота. В 1770 году моряка произвели в
контр-адмиралы, в 1775-м — в вице-адмиралы. В1776 году его назначили командовать
Североамериканской станцией, где, из симпатии к колонистам, он добивался
примирения.
15 апреля 1778 года эскадра д'Эстена (12 кораблей, 5 фрегатов, 4000
человек) вышла из Тулона и 8 июня прибыла к берегам Америки для помощи
восставшим Североамериканским штатам. Задержка французов позволила лорду Хау,
получившему указание очистить Филадельфию и занять Нью-Йорк, выполнить свою
задачу. Собрав транспорты и корабли в бухте Делавер, 28 июня он отправился в
Нью-Йорк с судами и материалами, преодолевая штили. Через десять дней он
подошел к устью бухты, а затем за два дня достиг Сэнди Гука. При энергичной
помощи флота отошедшая из Филадельфии английская армия морем была доставлена 5
июля в Нью-Йорк. После этого Хау отправился к входу в порт. С 9 кораблями ему предстояло
отражать нападение 12 более мощных, по артиллерии почти вдвое превосходящих его
силы кораблей. Но д' Эстен не решился атаковать эскадру в Сэнди Гуке и
отправился к Род-Айленду. Лорд Хау, оповещенный об этом 28 июля, только 9
августа из-за встречных ветров прибыл к мысу Юдифь. Однако д'Эстен накануне уже
расположился там между Гульдскими и Коннектикутскими островами, заняв кораблями
и западные проходы. Французская эскадра была готова поддержать американскую
армию в атаке британских укреплений. Когда появилась более слабая английская
эскадра, д'Эстен вышел в море. Хау решил принять бой. Сутки противники
маневрировали, добиваясь выгодного положения, пока в ночь на 11 августа их суда
не рассеял сильный шторм. Сразу же после шторма два английских корабля
атаковали французский флагман «Лангедок», лишившийся мачт, и «Тоннан», у
которого осталась лишь одна мачта. К вечеру они прекратили бой, а утром подошли
главные силы французов. Англичане ушли в Нью-Йорк, а д'Эстен отправился в Бостон,
оставив американские войска без поддержки. В результате укрепления Род-Айленда
англичане удерживали еще год. Хау же, приведя корабли в порядок, намеревался
идти к Род-Айленду, но, узнав об уходе французов, пошел к Бостону, был там
через четыре дня после д'Эстена и заблокировал узкий вход в Ньюпорт, по
которому французские корабли могли выходить лишь поодиночке.
В 1778 году Хау пробовал управлять сражением со стороны, находясь на судне
вне линии, но в дальнейшем отказался от этого.
После ремонта судов д'Эстен с эскадрой отправился в Вест-Индию. За ним Хау
послал 5 кораблей. Сам он оставался у берегов Америки. По прибытии адмирала
Джона Байрона с подкреплениями Хау оставил в сентябре станцию и пошел в Англию.
При смене министерства в марте 1782 года Хау был избран командующим в Английском
канале. Его эскадра воспрепятствовала соединению союзного флота в Кадисе, ибо
заставила уйти в свои порты голландские корабли. Тем не менее в
Кадисе собралась франко-испанская эскадра из 40 кораблей. Лорд Хау
располагал всего 22 кораблями. Однако он не только сдерживал в порту
превосходящие силы противника, но и провел в свои порты конвой с Ямайки. В том
же году он осуществил трудную операцию по окончательному овладению Гибралтаром.
Осенью 1782 года после 3-летней осады испано-французские войска перешли к
решительной атаке Гибралтара с суши и моря. 10 сентября испано-французский флот
оставил Кадис и направился в Альхесирас. 13 сентября союзники использовали для
обстрела укреплений, кроме береговых орудий и боевых кораблей, десять
защищенных от снарядов батарейных кораблей, 40 бомбардирских судов и 40
канонерок. Однако они потерпели поражение, потеряв все батарейные корабли под
огнем английских укреплений и канонерских лодок. Союзники решили блокировать
Гибралтар, не допуская к нему подвоз провизии. Этому помешал Хау.
10 октября шторм нанес серьезные повреждения союзным кораблям; один из них
был выброшен на берег под батареями Гибралтара и сдался. На следующий день
появилась эскадра Хау из 34 кораблей, конвоировавшая транспортные суда. Флагман
прошел вместе с конвоем к востоку, на Средиземное море, хотя и мог оставить
транспорты у берега в безопасности. Союзники последовали за ним только 13
октября и, несмотря на выгодное положение и превосходство сил, позволили почти
всем транспортам пройти благополучно, выгрузить подкрепления, провиант и
боеприпасы. 19 октября английская эскадра направилась обратно, обеспечив
Гибралтар всем необходимым на год. 20 октября союзники последовали за ними.
Хотя они и были на ветре, но не решились приблизиться. 49 союзных кораблей
сражались на дальней дистанции с 34 кораблями Хау, который, выполнив задачу,
предпочитал уклоняться от боя. В свою очередь, и союзники, у которых в
перестрелке участвовали 33 корабля, не настаивали на сражении. Суда Хау были
хуже оборудованы и их экипажи были малочисленнее. Но флагман хорошо управлял
своими кораблями, а неприятель не проявлял инициативы, и операция завершилась
блестящим успехом.
В1782 году моряка за победу удостоили титула виконта Хау из Лангара. С 28
января по 16 апреля 1783 года Хау был первым лордом адмиралтейства, и снова с
декабря 1783 по август 1788 года занимал этот пост в первом министерстве
Уильяма Питта. Хау принадлежал к партии вигов. В 1788 году он стал бароном и
эрлом Хау.
С началом французской революционной войны в 1793 году Хоу вновь поставили
командовать флотом Канала (Ла-Манша). 1 июня 1794 года он одержал важную победу
у мыса Финистерре.
Во Францию из Северной Америки весной 1794 года направлялся большой конвой
из 150 судов с ценным грузом и охранением. 16 мая 1794 года Брестская эскадра
контр-адмирала Вилларе де Жуайеза (25 линейных кораблей) вышла в Атлантику,
чтобы прикрыть конвой из Северной Америки в Брест. 5 французских кораблей
контр-адмирала Ньелли уже были в море. Английская эскадра адмирала Хау (26
кораблей) крейсировала в Бискайском заливе. Хау направил 6 кораблей
контр-адмирал Монтагю для крейсерства между мысом Финистерре и параллелью
острова Бель-Иль. Узнав о выходе флота из Бреста, адмирал начал поиск, чтобы
истребить противника и захватить конвой.
В конце мая конвой имел несколько стычек. Французы упорно выполняли
основную задачу — доставить суда к цели. Однако 1 июня с наветренной стороны
французской эскадры, идущей традиционной линией, появилась эскадра Хау. Встреча
произошла в 430 милях западнее острова Уэссан. Каждый из английских кораблей
должен был по замыслу Хау пройти за кормой своего противника и продолжить бой с
подветренной стороны, чтобы использовать продольный обстрел при прорыве линии и
помешать противнику уйти под ветер. Одновременная атака по всей линии не
получилась. Когда утром французы открыли огонь по атакующим, корабль «Сизер»
отказался прорезать строй и начал обстрел с дальней дистанции. Однако адмирал
настойчиво потребовал прорезать линию. Около 10 часов утра нескольким
английским кораблям удалось выполнить приказ и атаковать противника с
подветренной стороны. Остальные вели бой с противником, оставаясь на ветре.
В ходе сражения Хау направился к французскому центру для боя с флагманским
кораблем противника «Монтань». Так как французы прибавили парусов, корабль Хау
«Куин Шарлотт» вышел к третьему от неприятельского флагмана кораблю и вдоль
линии направился к «Монтань», по пути поражая огнем другие корабли («Ванжер» и
«Ашиль»), и нанес ему серьезный ущерб.
Корабли французского центра, умело маневрируя, сокращали интервалы на
линии, не позволяя ее прорезать. Однако вскоре шедший за неприятельским
флагманом корабль «Жакобен», чтобы не столкнуться с ним, был вынужден
повернуть, что позволило Хау прорезать линию и огнем заставить «Монтань» оставить
линию. Английский адмирал не стал преследовать из-за повреждений в рангоуте
«Куин Шарлотт».
Английский корабль «Брансуик» не смог пройти за кормой «Жакобен» и пытался
обогнуть «Ашиль», но помешал атаковавший его «Ванжер». Оба корабля, сражаясь, в
начале 11-го часа вышли из линии. «Ашиль» пытался прийти на помощь, но
«Брансуик» вывел его из строя, и через несколько часов кораблем овладели
англичане.
К 11 часам утра многие французские корабли, лишенные мачт, покинули линию.
Вилларе де Жуайез спустился под ветер и собрал вокруг себя корабли, которые
поддавались управлению, чтобы помочь поврежденным. Хау также собрал и выстроил
свою расстроенную эскадру, но атаку не возобновил. Общее сражение прекратилось
через два часа; продолжались лишь отдельные перестрелки. «Ванжер», сражавшийся
с несколькими английскими кораблями, пошел ко дну, не спуская революционного
флага. Ночью французы ушли в Брест. Они потеряли 7 кораблей (6 из них были
взяты в плен), 7 кораблей получили серьезные повреждения. Однако они выполнили
задачу и провели конвой. У англичан тяжело пострадали 11 кораблей. Видимо, по
этой причине Хау не преследовал неприятеля.
В Англии сражение при Финистерре вызвало резкую критику. Однако оно
заложило основы новой тактики, которую со временем использовал Нельсон. Мэхэн
считал, что более блестящих успехов не было и у Горацио Нельсона, ибо его
эскадра имела лучшую подготовку.
В 1797 году Хау направили на подавление восстания в Спитхэде, и он оказал
большое влияние на моряков, добившись прекращения возмущения.
Умер Хау 5 августа 1799 года. В память о моряке его именем называли
корабли.