Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель,
боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу —
повышению боеготовности отечественного флота.
Родился Степан Макаров 27 декабря 1848 года. В 1865 году он первым по
успеваемости кончил Морское училище Николаевска-на-Амуре и был произведен не в
штурманы, как прочие, а в гардемарины. Уже во время учебы моряк получил
неплохую практику, побывал с эскадрой в Америке, был замечен выдающимся
кораблестроителем А.А. Поповым, который этой эскадрой командовал, опубликовал
первую статью в «Морском сборнике». Благодаря знанию иностранных языков и тяге
к обучению, Макаров стал одним из образованнейших молодых офицеров. В те годы
родился его принцип: «В море — дома, на берегу — в гостях». С молодых лет моряк
разрабатывал изобретения, создавшие ему всемирную известность Первым стал
пластырь, которым в случае столкновения следовало заделывать пробоину в борту.
Макаров разработал учение о непотопляемости кораблей и ряд предложений по
совершенствованию их конструкции.
Занимавшийся постройкой броненосного флота А. А. Попов с 1872 года привлек
лейтенанта Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей' броненосца
«Петр Великий», поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году
Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и
свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми
поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на
мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных
труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и
заполнять любые отсеки. Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен,
наливая воду в противоположный отсек Как главный специалист по непотопляемости,
он читал лекции в Кронштадте.
Перед началом русско-турецкой войны 1877—1878 годов лейтенанта Макарова
направили на Черноморский флот, где он получил в командование пароход «Великий
князь Константин», вооружил его шестовыми минами и артиллерией. Главным орудием
судна стали 4 минных катера, на которых смелые моряки атаковывали турецкие
броненосцы на их базах. Вскоре после начала войны «Великий князь Константин»
первым отправился в море. В ночь на 1 мая Макаров атаковал турецкий пароход на
рейде Батума крылатой миной своего изобретения. Возвратившись, лейтенант для
увеличения скорости окрасил дно парохода и выходил к турецким берегам, но не
встретил неприятеля. В ночь на 29 мая 6 минных катеров с «Константина»
атаковали и повредили на рейде Сулина турецкий броненосец «Иджлалие». В июне Макаров
сжег 4 судна у турецких берегов.
Макаров не успокоился на достигнутом. Он добился получения мин Уайтхэ-да
(торпед), в то время новинки. В начале июля у Макарова были торпеды и
собственное предложение по их применению, вытекавшее из боевого опыта. Степан
Осипович предполагал первоначально атаковывать броненосец торпедами; если же
торпеда взрывалась не у борта корабля, а разрушала бон, защищавший стоянку, в
пролом должны были идти катера с шестовыми минами.
Макаров оборудовал пусковыми установками 2 катера, однако в первом
августовском походе волнами сорвало торпеду с отдельным плотиком, а из второй
торпеды, бывшей в трубе под килем катера, вышел сжатый воздух, так как при
волнении моря открылся клапан Этот эпизод послужил хорошим уроком К декабрю на
«Константине» установили насос для подкачки торпед сжатым воздухом, были
переоборудованы пусковая труба и плотик, получены новые мины Уай-тхэда. Старший
машинист парохода Стуков стал специалистом по сборке и ра борке торпед.
Не раз Макаров выходил в крейсерство, уничтожил еще 4 турецких судна. 4
августа своим появлением «Константин» отвлек турецкие броненосцы далеко от
берега, позволив колонне русских войск миновать опасный проход у Гагр. 11
августа катера с «Константина» «крылатками» атаковали броненосец на рейде
Су-хума. Позднее стало известно, что турецкий корабль получил серьезные
повреждения, но не был потоплен
Несколько недель «Великий князь Константин» развозил грузы и провиант по
портам Черного моря, прорывая турецкую блокаду. Лишь 15 декабря 1877 года
Макаров вышел из Сочи в боевой поход. В сумерки корабль подошел к Поти, где
Макаров узнал, что на рейде Батума стоят 6 турецких кораблей. «Константин»
направился к Батуму. В ночь на 16 декабря минные катера выпустили две торпеды
по неприятельским броненосцам у берега. Были слышны два взрыва.
СО. Макарова произвели в капитаны 2-го ранга; считали, что по крайней мере
один неприятельский корабль поврежден. Однаковянваре 1878 года«Таймс» поместила
сообщение, что в Батуме обнаружены части невзорвавшихся торпед. После войны
Уайтхэд приобрел их и выставил в своем музее, а русскому военному агенту
передал данные технического заключения, из которого следовало, что одна из
торпед, пройдя мимо цели, выбежала на берег и не взорвалась при ударе о песок.
Вторая, ударившись об якорь-цепь, разломилась, и ее головная часть взорвалась
на грунте.
До начала января пароход использовали как быстроходный блокадопроры-ватель,
снабжавший войска на Кавказе продовольствием. В январе «Великий князь Константин»
вновь направили к побережью Кавказа. В ночь на 14 января катера «Чесма» и
«Синоп» с лучшими специалистами ночных минных атак — Зацарен-ным и Щешинским
нашли в тумане рейд Батума и двумя торпедами потопили «Интибах» — сторожевой
пароход водоизмещением 700 тонн. Это была первая в мире успешная торпедная
атака.
После войны Макаров командовал отрядом миноносок на Балтике, в 1880— 1881
годах состоял начальником морской части при генерале Скобелеве в Ахал-Текинской
экспедиции. Командиром стационера «Тамань» в Константинополе он в 1881—1882
годах проводил исследования течения в проливе Босфор и установил наличие
глубинного противотечения. За работу «Об обмене вод Черного и Средиземного
морей» моряк был удостоен в 1887 году неполной Макарьевской премии. Назначенный
в 1883 году флаг-капитаном практической эскадры Балтийского флота, Макаров
вернулся к вопросам непотопляемости Он читал лекции, написал несколько статей.
Разбирая боевые качества корабля, моряк выделил в качестве оборонительных его
свойств, кроме непотопляемости, неуязвимость (способность оставаться невредимым
от неприятельских ударов) и живучесть (способность продолжать бой, имея
повреждения в различных боевых частях). Ныне борьба за живучесть корабля во
многом основывается на положениях, высказанных Макаровым свыше ста лет назад.
Командуя корветом «Витязь», Макаров в 1886— 1889 годах обошел вокруг света.
По собственной инициативе он организовал океанографические исследования.
Позднее ученый на основе измерений, сделанных экипажем «Витязя», а также
моряками других отечественных и зарубежных судов, составил океанографическую
картину северной части Тихого океана. В 1894 году под названием «Витязь» и
Тихий океан» вышла двухтомная книга Макарова; она получила Макарь-евскую премию
Академии наук и большую золотую медаль Географического общества. Сам Степан
Осипович благодаря научно-исследовательским трудам стал одним из
основоположников океанографии. Ныне имя корвета «Витязь» среди названий других
наиболее замечательных судов исследователей Мирового океана выбито на фронтоне
Океанологического музея в Монако.
За отличие в службе 1 января 1890 года СО. Макарова произвели в
контрадмиралы и назначили младшим флагманом Балтийского моря. В этот период,
часто выходя в море и работая в различных комиссиях, Макаров продолжал
изобретать. В 1892 году он предложил специальный колпачок на бронебойные
снаряды, позволяющий им пробивать цементированную броню, не раскалываясь. Он
вводил на вооружение бездымный порох, составленный Д.И. Менделеевым. В 1894—1895
годах контр-адмирал командовал эскадрой на Средиземном море, затем перешел с
эскадрой на Дальний Восток и командовал ею в составе Тихоокеанской соединенной
эскадры вице-адмирала СП. Тыртова. По его поручению он подготовил приказ,
включавший наставление для эскадры в бою — одну из первых инструкций для
броненосного флота.
В 1896 году Макарова назначили старшим флагманом 1-й флотской дивизии
Балтийского моря, 20 августа произвели в вице-адмиралы. Моряк командовал в море
Практической эскадрой.
Весной 1897 года СО. Макаров предложил построить большие ледоколы, чтобы
поддерживать зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом —
обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Ему
удалось добиться от правительства необходимых ассигнований, на которые в Англии
был построен первый линейный ледокол «Ермак». Он сошел на воду 17 октября 1898
года. 19 февраля 1899 года, после тщательных испытаний, судно приняли от
завода. Вскоре «Ермак» направился в Россию. Уже весной 1899 года корабль
показал свои возможности, пробившись сквозь льды в Кронштадтскую гавань. Через
несколько дней «Ермак» освободил из ледового плена 11 торговых судов недалеко
от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. 1 апреля ледокол за
полчаса разбил лед на Неве. В результате навигация началась значительно ранее,
чем обычно (первый пароход прибьш в Петербургский порт 17 апреля).
Летом вице-адмирал Макаров предпринял первое плавание в полярные воды.
Однако оказалось, что прочность носовой оконечности судна недостаточна, чтобы
крушить вековые льды. Противники идеи арктического ледокола вынесли решение,
что «Ермак» по конструкции непригоден для борьбы с полярными льдами. После
возвращения СО. Макаров написал книгу «Ермак» во льдах», доказывая, что после доработок
конструкции ледокол способен работать в Арктике. Тем временем корабль в 1900
году смог освободить из ледового плена суда на Балтике, помогал снять
выскочивший на камни Гогланда броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». Когда по
первой радиолинии Гогланд — Котка поступила телеграмма о том, что в море на
льдине унесло рыбаков, моряки «Ермака» спасли терпящих бедствие. К весне 1901
года «Ермак» переоборудовали по проекту Макарова. Ему удалось добиться
разрешения продолжить полярные исследования Но экспедиция столкнулась у берегов
Новой Земли с такими льдами, что вынуждена была вернуться. Правительство России
приняло решение прекратить полярные походы ледокола, и его служба ограничилась
проводкой судов на Балтийском море. Лишь в 30-е годы «Ермак» вернулся в
Заполярье и долго служил флагманом ледокольного флота, прокладывая маршруты
Главсевморпути до 1964 года.
6 декабря 1899 года Макарова назначили главным командиром Кронштадтского
порта и военным губернатором Кронштадта; эту должность он занимал до отъезда на
Дальний Восток.
В 1897 году из печати вышел основной труд СО. Макарова — «Рассуждения по
вопросам морской тактики». В 1903 году были опубликованы работы «Броненосцы или
безбронные суда» и «Без парусов», в которых флагман высказал свои предложения
(местами спорные) по вопросам кораблестроения и тактики броненосного флота.
Еще 22 февраля 1900 года Макаров подал записку управляющему морским
министерством о слабости обороны Порт-Артура с моря и суши. Неоднократно моряк
напоминал об опасности войны с Японией. За несколько дней до нападения японских
миноносцев вице-адмирал вновь писал генерал-адмиралу и управляющему морским
министерством об опасности.
Когда началась русско-японская война 1904—1905 годов, вице-адмирала СО.
Макарова направили командующим 1-й Тихоокеанской эскадрой. Сразу же после
прибытия в Порт-Артур он активизировал действия эскадры и ремонт поврежденных
японскими торпедами кораблей. Корабли эскадры стали выводить из гавани за один
прилив. Миноносцы и крейсера не раз выходили в море. Деятельность вице-адмирала
подняла дух моряков и создала трудности для японского командования. Сложно
сказать, как бы завершилась русско-японская война, если бы СО. Макаров не погиб
30 марта 1904 года, когда выводил эскадру в море: флагманский броненосец
«Петропавловск» подорвался под Порт-Артуром на мине и быстро затонул почти со
всем экипажем.
Именем СО. Макарова не раз называли корабли. 24 июля 1913 года
вице-адмиралу открыли построенный на добровольные пожертвования памятник в
Кронштадте. На постаменте высечен девиз флотоводца: «Помни войну».