Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все,
чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать
из этого выводы. Человеку приходилось совершенствовать орудия охоты и
производства, обустраивать свою жизнь и окружающую среду, то есть заниматься в
меру своих возможностей всем тем, что позднее стало именоваться наукой и
техникой.
«Каждый новый шаг в развитии человечества требовал от наших
предков все больших знаний и умения, — пишет академик В.А Кириллин. — Обработка
материалов, изготовление орудий труда и охоты диктовали необходимость изучения
свойств камня, дерева, кости, а позднее металлов. Использование огня также
требовало определенных знаний. Для того чтобы охота была успешной, необходимо
было знать жизнь и повадки животных. Занятия охотой и рыбной ловлей, а в
дальнейшем земледелием заставляло людей наблюдать за сменой времен года,
изменениями погоды Таким образом, постепенно накапливались начала научных
знаний».
В самых примитивных формах уже первобытный охотник
ориентировался на местности по светилам. Не случайно, поэтому, что именно
астрономия, а скажем не химия, стала одной из самых древних наук.
Вместе с развитием хозяйственной деятельности человека, в
период расцвета первых цивилизаций значительное развитие получили начала науки.
Так были введены в практику жизни весы, а вместе с ними и единицы измерения.
Тогда же оказались заложены основы арифметики и десятичной системы счета.
Бурное развитие строительства привело к возникновению землемерной съемки и картографии.
Можно продолжить этот ряд и другими примерами.
В пору становления науки ею занимались лишь преданные
одиночки, а полученные ими результаты долгое время не считались обязательными
для всех. Нужен был новый шаг вперед. Возникновение науки в современном виде
было бы невозможно без появления научного метода.
В 1440 году Николай Кузанский в своем сочинении «Об ученом
невежестве» настаивал, что все опознания о природе необходимо записывать в
цифрах, а все опыты над нею производить с весами в руках.
А еще в XIII веке Роджер Бэкон в своем трактате писал:
«Существует естественный и несовершенный опыт, который не
сознает своего могущества и не отдает себе отчета в своих приемах: им пользуются
ремесленники, а не ученые... Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит
умение производить опыты, и эта наука есть царица наук...
Философы должны знать, что их наука бессильна, если они не
применяют к ней могущественную математику... Невозможно отличить софизм от
доказательства, не проверив заключение путем опыта и применения».
Именно научный метод преобразовал мир, в котором мы живем, и
именно на основе успехов этого метода наука дала человеку власть над природой.
Причина могущества науки — в ее всеобщности: ее законы
свободны от произвола отдельных людей, она отражает лишь коллективный их опыт,
независимый от возраста, национальности и настроения.
Страны Запада, быстрее приняв новую веру в науку, далеко
обогнали прежде цветущие страны Востока. Такой успех стал возможен благодаря
простому открытию: суть многих явлений природы можно записать в виде чисел и
уравнений, устанавливающих связи между числами. Индуктивные науки пришли на
смену чистому умозрению, позволив «проверять алгеброй гармонию».
Наибольшее внимание из всех наук в книге уделяется физике.
Это объясняется тем, что именно в физике рассматривается широчайший круг
структур и явлений, существующих и происходящих в природе. Не случайно открытия
физиков часто имеют определяющее значение для других наук, например, химии,
биологии, геологии. Вместе с физикой в главу «Основы мироздания» входит ее
ближайшая «родственница» — химия.
В отдельный раздел выделена «Могущественная математика», без
которой невозможно даже существование подавляющего большинства наук.
Еще одну главу, «Третья планета от Солнца», составили науки
о Земле как о планете: астрономия, геология, биосфера, ноосфера.
Четвертая глава, «Тайны живого», посвящена биологии,
медицине и психологии. И, наконец, завершает книгу глава «Законы общества»,
куда вошли такие науки, как экономика, языкознание и история.
В заключение хочется сказать вот о чем. В гипотезах о
будущем науки недостатка нет, их множество — от безудержного энтузиазма до
самого мрачного пессимизма. Но как бы ни развивалось человечество, оно всегда
будет пользоваться научными открытиями и ее плодами так же, как мы вспоминаем
века прошедшие.