Располагая всего
двумя кораблями, контр-адмирал Сушон сыграл в Первой мировой войне весьма
важную роль. Он добился вступления Турции в войну на стороне Германии и успешно
боролся скромными возможностями германо-турецких сил с численно превосходящими
флотами Антанты на Черном и Средиземном морях.
Родился Вильгельм 2
июня 1864 года в Лейпциге. Уже в 17 лет он стал офицером, вскоре командовал
канонерской лодкой «Адлер» и участвовал при захвате Германией островов Самоа. В
дальнейшем Сушон занимал различные строевые и штабные должности, командовал
броненосцем «Веттин», служил начальником штаба германского флота на Балтике. В
1911 году его произвели в контрадмиралы.
Путь Вильгельма
Сушона в историю начался за год до мировой войны. 1 ноября 1912 года по
инициативе Альфреда фон Тирпица кайзер подписал приказ сформировать
Средиземноморский дивизион из новейших крейсеров: линейного — «Гебен» и легкого
— «Бреслау»; огневая мощь дивизиона превышала силу любого британского корабля
на Средиземном море. С 23 октября 1913 года командовал дивизионом решительный и
инициативный контр-адмирал Вильгельм Сушон. Он принял решительные меры для
ремонта «Гебена». К концу июля 1914 года линейный крейсер стоял в Поле,
«Бреслау» — в Дураццо.
Еще в марте Сушон с
австрийским адмиралом Гаусом определил основную задачу союзных
австро-германо-итальянских сил — воспрепятствовать переброске алжирского
корпуса во Францию. Чтобы выполнить эту задачу вместе с итальянскими крейсерами
и эсминцами, «Гебен» и «Бреслау» встретились у Бриндизи. 2 августа стало
известно о начале войны с Россией и неизбежности войны с Францией. Не получая
приказа от Морского генерального штаба, контр-адмирал заправился углем в
Мессине и в ночь на 3 августа направился для обстрела Бона и Филиппвиля; перед
выходом он приказал приготовить корабли на всякий случай к затоплению. Получив
сообщение о начале войны с Францией, утром 4 августа Сушон обстрелял порты,
избранные для погрузки колониальных войск. В итоге прибытие их во Францию
задержалось на три дня, что было важно в период решительного германского
наступления. В тот же день контр-адмирал получил приказ идти в Константинополь.
Английский адмирал
Беркли Милн имел инструкцию не спускать глаз с германских кораблей, в случае
начала войны приобретавших особое значение на коммуникациях. 4 августа, за
несколько часов до объявления войны Великобританией, линейные крейсеры
«Индефатигабл» и «Индомитебл» встретились с «Гебеном» и долго шли с ним
параллельными курсами; но англичане не решились открыть огонь до начала боевых
действий, а затем во тьме потеряли противника. На следующий день британская
эскадра направилась к Гибралтару, ожидая, что германские корабли будут
прорываться на просторы Атлантики. Однако Сушон избрал иной путь: он направился
к Дарданеллам и, отогнав дозорные английские крейсера, вошел в пролив.
Британская эскадра Трубриджа из 4 додредноутных крейсеров в бой с ним не
вступила. Англо-французский флот после ухода Сушона со Средиземного моря
блокировал Дарданеллы: союзники обезопасили свои воинские перевозки от набегов
германских кораблей. Союзники по Антанте ожидали, что нейтральная Турция
потребует разоружения германской эскадры, но напрасно.
В столице Турции с
декабря 1913 года действовала германская военная миссия Лимана фон Сандерса,
которая все больше брала под контроль турецкие вооруженные силы. С появлением
Сушона под контроль попадал и флот.
10 августа отряд
прибыл в Стамбул, где с 3 августа уже началась мобилизация, завершившаяся 22
августа. По требованию Сушона 12 августа корабли были «куплены» Турцией, вошли
в ее флот и получили новые названия: «Явуз султан Селим» и «Мидилли».
Английский адмирал, командовавший турецким флотом, отдал приказ, в соответствии
с которым британских офицеров и матросов сняли с турецких кораблей. Затем
императорский указ назначил Сушона командующим турецким флотом, а на следующий
день переименованные германские корабли подняли турецкие флаги, вошли в
Стамбульский порт и стали у пристани Мода. 16 августа они участвовали в
маневрах турецкого флота. Введение в состав флота германских кораблей
правительство султана декларировало как замену 2-х дредноутов, которые строили
в Англии для Турции. Оба конфисковало британское правительство, хотя с Турцией
войны и не было.
К тому времени
военный министр Турции Энвер-паша предлагал вести наступление на Египет, чтобы
овладеть Суэцким каналом. Глава германской миссии Лиман фон Сандерс
разрабатывал авантюрные планы, вплоть до высадки под Одессой десанта, которому
следовало наступать в поддержку отходящих австрийских войск. Сушон возражал,
ибо на Черном море германо-турецкие силы не обладали ни превосходством сил, ни
достаточным числом транспортов. Энвер-паша рекомендовал Сушону вывести эскадру,
чтобы уничтожить Черноморский флот. В конце концов было принято решение нанести
удар по Черноморскому побережью России главными германо-турецкими силами.
Сушон заявлял, что
не считает себя связанным решениями Порты ввиду фиктивности включения его
кораблей в турецкий флот, а германский посол заявлял: «Германские суда лишь до
известной степени подчинены туркам и предназначены служить не только турецким,
но главным образом германским интересам». В конце сентября с разрешения кайзера
Сушон перешел на турецкую службу с чином вице-адмирала «Сушон-пашу» назначили
фактическим главой турецкого флота для руководства его реорганизацией. С 21
сентября германские корабли стали ежедневно выходить в сопровождении турецких
на Черное море, чтобы приучить к своему появлению.
По просьбе Сушона,
из Германии через нейтральные страны были присланы две группы морских офицеров.
До начала войны были доставлены материалы для ремонта кораблей, мины
заграждения. В августе и сентябре германские специалисты укрепляли Босфор и
Дарданеллы.
В этот период
германская дипломатия угрожала Румынии, если та выступит на стороне Антанты,
обстрелом Констанцы кораблями Сушона. Турция закрыла Дарданеллы, прервав
сообщения между Россией и ее союзниками по Антанте. Создание обороны Дарданелл
обеспечивало тыл германо-турецких сил в случае начала боевых действий на Черном
море. Оборону побережья Турции организовывал прибывший в конце августа во главе
миссии из 500 моряков германский адмирал Узедом, назначенный генерал-инспектором
береговой артиллерии и минного хозяйства. По его предложению и были закрыты
Дарданеллы. Поводом послужила задержка турецкого эсминца на выходе из проливов
английским крейсером 27 сентября.
22 октября
Энвер-паша направил германскому военному командованию план военных действий, в
котором первым шагом было нападение на берега России до объявления войны. Время
начала действий предоставляли Сушону. 25 октября тому был вручен приказ
военно-морского министра с указанием: «Адмирал действует по высочайшему
повелению султана, и флот обязан ему повиноваться».
Чтобы вовлечь
Турцию в войну и одновременно ослабить русский Черноморский флот, Сушон
предпринял нападение основными силами на берега России, причем турецкие экипажи
были усилены немецкими моряками. По его замыслу, «Гебен» с двумя миноносцами
должен был обстрелять Севастополь, а минный заградитель — выставить мины перед
главной базой. «Бреслау» следовало ставить минное заграждение перед Керченским
проливом и затем совместно с минным крейсером «Берк» обстрелять Новороссийск.
Крейсеру «Гамидие» предстояло обстрелять Феодосию, эсминцам «Гайрет» и
«Муавенет» — атаковать суда в Одессе, а заградителю «Самсун» — поставить мины
на подступах к Одессе или Очакову. 29 октября 1914 года германо-турецкие силы
напали на Одесский порт, Севастополь, выставили минные заграждения у Одессы,
Севастополя, в Керченском проливе, обстреляли Фидониси и Новороссийск,
уничтожили несколько судов и ушли почти без повреждений. Несмотря на
предупреждения дипломатов, Черноморский флот к нападению не приготовился.
По возвращении
эскадры в Стамбуле распространяли фальшивку о том, что турецкие действия
явились ответом на попытку российских кораблей ставить мины у Босфора. Текст
был подготовлен в штабе Сушона.
В 1914—1917 годах
Сушон командовал немецкими, турецкими и болгарскими военно-морскими силами. Он
проводил набеги на русские порты, организовывал крейсерскую войну против
русского торгового судоходства, демонстрацией флага у берегов Анатолии
вдохновлял турок на войну и поддерживал фланг армии.
Русский флот, пока
в строй не вошел первый дредноут «Императрица Мария», способный сражаться на
равных с «Гебеном», вел преимущественно минную войну, сначала оборонительную.
29 октября — 11 декабря 1914 года два русских минных заградителя выставили 1668
мин в районе Одесса — Очаков. Но вскоре начались и активные действия. В ночь на
6 ноября 1914 года эскадренные миноносцы выставили 240 мин перед Босфором. В
тот же день русские корабли обстреляли Зунгулдак, из которого Константинополь
получал уголь, а на обратном пути захватили 3 турецких транспорта. Так
начинались ставшие традиционными действия по блокаде турецкой столицы и
прекращению поставок топлива из угольного района Турции.
15—18 ноября
Черноморский флот из 5 линейных кораблей, 3 крейсеров и 13 миноносцев ходил для
обстрела Трапезунда и осмотра вод у берегов Анатолии. После обстрела русские
моряки выставили 400 мин у Трапезунда и других портов. Сушон не мог не ответить
и вышел в море. 18 ноября в бою у мыса Сарыч русский флот, возвращавшийся в
Севастополь, встретил линейный крейсер «Гебен» и легкий крейсер «Бреслау»
германо-турецких сил и в бою нанес «Гебену» повреждения, потребовавшие две
недели ремонта.
20—25 декабря 1914
года Черноморский флот выходил в крейсерство к берегам Анатолии и в ночь на 22
декабря поставил у Босфора 607 мин. На этом минном заграждении подорвался 26
декабря «Гебен», вышедший из строя на 4 месяца, а 2 января 1915 года — минный
крейсер «Берк», не вступивший в строй до конца войны. Минные постановки, набеги
на коммуникации и обстрелы военных объектов в Зунгуддаке и других портов,
служивших для добычи, очистки и погрузки угля, русские корабли проводили
регулярно.
27—31 марта 1915
года Черноморский флот ходил к Босфору. Два линейных корабля 28 марта бомбардировали
укрепления, тогда как самолеты с авиатранспорта «Николай I» вели разведку и
бомбежку. 29 марта флот перед проливом ожидал неприятеля, но германо-турецкие
корабли не вышли. 30 марта корабли обстреляли Эрегли, Зунгулдак, Козлу и
Килимли.
Германо-турецкие
силы отвечали. 1—3 апреля 1915 года турки пытались обстрелять Одессу, но на
подступах к порту крейсер «Меджидие» подорвался на мине, был затоплен, и от
операции отказались. Русский флот 3 апреля выходил из Севастополя при появлении
«Гебена» и «Бреслау» в виду базы, но бой ограничился перестрелкой на дальней
дистанции. Германо-турецкие корабли ушли от преследования, пользуясь
превосходством в скорости.
Черноморский флот в
мае выходил для блокады Босфора и уничтожал суда, вывозившие уголь. 10 мая
русские корабли обстреляли укрепления Босфора и вели бой с «Гёбеном» —
несколько снарядов, попав в цель, вывели его из строя. 11 июня в ночном бою у
Босфора эсминцы «Дерзкий» и «Гневный» нанесли повреждения крейсеру «Бреслау».
10 июля подводный минный заградитель «Краб» в первом боевом походе успешно
выставил зафаждение в устье Босфора. На нем 18 июля подорвался и вышел из строя
на 7 месяцев крейсер «Бреслау». С1916 года минная опасность стала столь велика,
что Сушону пришлось организовать постоянное траление для поддержки выходов с
базы.
В 1915 году Сушон
затребовал из Германии подводные лодки, но не малые, а крупные, способные
действовать у Дарданелл против союзного флота. На Черном море 12 подводных
лодок в течение войны потопили 19 пароходов и около 30 парусных судов,
безуспешно атаковали боевые корабли. Для их базирования вдоль берегов Турции
организовали секретные стоянки. На Черном море базой служила Варна. 27 октября
корабли Черноморского флота обстреляли Варну, в которой после присоединения
Болгарии к Германии базировались германские подводные лодки. Перед обстрелом
провели разведку и бомбардировку порта самолеты с авиатранспорта «Николай I».
Однако, несмотря на налеты, подводные лодки продолжали действовать.
В сентябре 1917 года
Сушона перевели командующим 4-й эскадры Флота открытого моря, с которой он
участвовал в захвате Рижского залива и Моонзун-дских островов, а 12 апреля
вошел в Гельсингфорс.
Адмирал Сушон в
марте 1919 года ушел в отставку. Он тихо жил в провинции, время от времени
наезжал в Берлин в честь какой-нибудь очередной годовщины событий мировой войны
на море. В1938 году его торжественно встречали в Стам-буле с почестями,
полагающимися главе государства. Скончался Сушон 13 янва-j ря 1946 года в
Бремене. Он еще успел увидеть и возрождение германского флота,| и вторую его
гибель во Второй мировой войне.