Глубокий смысл произведений Камю трудно понять без
знакомства с философской системой, называемой экзистенциализмом.
Экзистенциалисты считали, что человек одинок в чужом и
страшном мире, который давит на него со всех сторон, ограничивает его свободу,
заставляет подчиняться придуманным условностям, а значит, не позволяет ему
стать самостоятельной и свободной личностью. Отсюда возникают настроения
пессимизма и трагичности существования, которое само по себе бессмысленно, так
как все заканчивается смертью человека.
Правда, экзистенциалисты давали человеку право свободного
выбора, однако, по их мнению, он был ограничен только двумя вариантами:
полностью слиться с обществом, стать таким, как все, или оставаться самим
собой, а это значит противопоставить себя всем остальным людям.
Как пишет В.А. Луков: «Творчество А. Камю развивалось в
русле экзистенциалистского мировосприятия, хотя до такой степени своеобразно,
что некоторые исследователи считают вообще неправомерным причислять Камю без
серьезных оговорок к писателям и мыслителям экзистенциалистам…
Для мировоззрения и творчества А. Камю характерны
многочисленные противоречия. Его пессимизм особого свойства: он густо замешан
на безумной жажде жизни, любви к обжигающему солнцу, неутомимой тяге к
действию, хотя и без надежды на успех. Пройдя через увлечение Жидом и
Монтерланом, он делает спутниками своей жизни Достоевского и Толстого. В
конечном счете в его творчестве всегда слышен голос гуманиста…»
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Святой
Павел», в пригороде города Мондови, в алжирском департаменте Константина. Его
отцом был сельскохозяйственный рабочий, уроженец Эльзаса, француз Люсьен Камю,
а матерью – испанка Катрин Сантес.
После гибели отца в битве при Марне в сентябре 1914 года
семья сильно бедствовала. Чтобы вырастить двоих сыновей, мать устроилась
работать уборщицей.
Бедность не помешала Альберу с отличием окончить начальную
школу Белькура. Школьный учитель, как и отец, воевавший на Марне, добился для
одаренного мальчика стипендии в алжирском лицее Бюжо. Здесь Камю по‑настоящему
увлекся философией и подружился с учителем философии и литературы Ж. Гренье,
сторонником религиозного экзистенциализма. Очевидно, он и оказал решающее
влияние на мировосприятие молодого Камю.
В судьбе Камю большую роль сыграла болезнь. До 1930 года,
когда у него был обнаружен туберкулез, он вел активный образ жизни и был заядлым
спортсменом. С тех пор болезнь так и не оставляла его, и Альберу приходилось
регулярно проходить курсы лечения.
В 1932 году Камю увлекся творчеством Достоевского, который
стал его любимым писателем: «Я встретился с произведениями Достоевского, когда
мне было двадцать лет, и потрясение, пережитое мной при этой встрече, живо и
сегодня, двадцать лет спустя. Сначала восхищало то, что Достоевский открывал
мне в человеческой природе. Именно открывал, ибо он нас учит только тому, что
мы знаем, но отказываемся признавать. Кроме того, он удовлетворял одной моей
слабости – вкусу к ясности ради нее самой. Но очень скоро, по мере того как я
начал все более остро переживать драму нашей эпохи, я полюбил в Достоевском
того, кто понял и наиболее глубоко отобразил нашу историческую судьбу».
По совету Гренье Альбер начал писать и сам. Первые сочинения
его – «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века» и другие были
опубликованы в лицейском журнале «Юг».
Осенью того же года Камю поступил на филологический факультет
Алжирского университета, где начал заниматься древнегреческой философией. Но он
увлекается и современными философами. Альбер познакомился с трудами Л. Шестова,
которые ввели его в круг экзистенциалистских и религиозно‑философских идей.
В 1933 году Камю женился на студентке своего же факультета
Симоне Гиэ. Лето следующего года они с женой провели на Балеарских островах, и
эти счастливые дни Камю описал потом в своей книге «Изнанка и лицо».
В студенческие годы Камю активно включился в общественную
жизнь. Он записал в своем дневнике: «Я находился на полпути между нищетой и
солнцем. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под
солнцем, солнце научило меня, что история – это не все».
В молодые годы Камю, оставаясь идеалистом, думал, что общими
усилиями, вместе с другими «поборниками чести», ему удастся изменить
существующее положение. Альбер активно участвовал в работе комитета содействия
международному движению «Амстердам‑Плейель» в защиту культуры против фашизма, а
осенью 1934 года вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции.
Занимался он и просветительской работой. Организовав в 1935
году передвижной Театр Труда, он выступил в качестве режиссера, драматурга и
актера.
Тем временем нежданно подошла к концу счастливая семейная
жизнь. В 1936 году Камю вместе с женой, а также со своим университетским другом
Буржуа, соавтором пьесы «Восстание в Астурии», отправился в путешествие в
Центральную Европу. (Он описал его позднее в своем эссе «Со смертью в душе».)
Здесь Альбер поссорился с женой, вскоре они развелись и дальше уже
путешествовал один. Камю приступил к работе над своими первыми крупными
произведениями – «Миф о Сизифе», романами «Счастливая смерть» (опубликован в
1971 году вдовой писателя Франсин Камю) и «Посторонний».
Молодой писатель рвался помочь республиканской Испании, но
помешало обострение туберкулеза. Та же болезнь помешала Камю после окончания
университета, в 1937 году, заняться научной работой: по состоянию здоровья он
не был допущен к конкурсным экзаменам по философии, что закрыло ему путь к
получению ученой степени.
В ноябре 1937 года Альбер вышел из компартии в связи с
несогласием с политикой Коминтерна, однако продолжает сотрудничать в левой
прессе. В 1938 году он начал работать в газете парижского издателя Паскаля Пиа
«Альже репюбликен» («Республиканский Алжир»), где вел литературную хронику и
другие разделы газеты. К тому времени относится его эссе «Достоевский и
самоубийство», которое под названием «Кириллов» вошло в «Миф о Сизифе».
Весной 1940 года Камю уехал в Оран, где вместе со своей
будущей женой Франсин Фор давал частные уроки. Но уже через месяц он получил
приглашение Паскаля Пиа работать в его газете «Пари‑суар» («Вечерний Париж») и
немедленно выехал в Париж. После оккупации Парижа летом 1940 года редакция
газеты переехала в маленький городок Клермон‑Ферран, а потом в Лион. Сюда к
Камю приехала Франсина Фор, и в конце года они поженились.
Осенью 1941 года Камю вступил в ряды французского
Сопротивления и стал сотрудником подпольной газеты «Комба» («Борьба»), которую
возглавил после освобождения Парижа. «Просто я себя нигде больше не мыслил, вот
и все, – вспоминал он позднее. – Я думал, и я так думаю по сей день,
что принимать сторону концлагерей нельзя».
Именно в этой газете в 1943 году появились знаменитые
«Письма немецкому другу», проникнутые пафосом утверждения извечных нравственных
ценностей – разума, истины, справедливости, чести.
В августе 1944 года Париж наконец был освобожден, а в
следующем году произошло еще одно радостное событие – в семье Камю родились
двое близнецов.
Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал
«кругами». В первый из них – «Круг Абсурда» вошли произведения, завершенные в
военное время: роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе»
(1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944).
Е.Д. Мурашкинцева пишет: «Героем абсурда стал для Камю
легендарный Сизиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий
свое предназначение. В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается
создать для себя некий оазис непосредственно‑чувственного существования, где
человек остается наедине с природой и своими инстинктами. Это приводит к
бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает
несправедливой, с его точки зрения, общество мстит ему скорее за то, что он не
плакал на похоронах матери. В драматургии Камю отдавал предпочтение известным
сюжетам, стремясь выявить «общечеловеческую» значимость каждого конкретного
события. В основу «Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не
узнают и убивают человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия.
«Недоразумение в гостинице» служит в пьесе доказательством трагического
одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев,
подсыпая им снотворное, и очередной жертвой становится их сын и брат».
Сюжет «Калигулы» заимствован из «Жизни двенадцати цезарей»
Светония. В процессе художественной обработки исторического материала Камю
отказался от конкретно‑исторического анализа и представил главного героя как
носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного
самоубийства». В 1958 году в предисловии к американскому изданию сборника пьес
Камю писал: ««Калигула» – это история верховного самоубийства. История, которая
в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по
отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может
спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».
В 1947 году вышел следующий роман писателя – «Чума»,
начинающий второй «круг» В произведениях этого «круга»: пьесах «Осадное
положение» (1948) и «Праведные» (1949), философском трактате «Бунтующий
человек» (1951) главенствующим стало осознание долга перед «другими»: от
констатации бессмысленности существования Камю перешел к анализу поведения
человека, восставшего против зла.
Как отмечал писатель, «явное содержание «Чумы» – борьба
европейского Сопротивления против фашизма». В романе присутствует и скрытый
абстрактно‑символический пласт, который позволяет толковать «Чуму» как роман‑притчу
о человеческом существовании вообще В «Чуме» Камю развил экзистенциалистские
мотивы своих предшествующих произведений, абсурдность бытия, свобода человека,
его выбор перед лицом смерти – и пришел к выводу, что «есть больше оснований восхищаться
людьми, чем презирать их».
В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтер‑офицер в
черном мундире: с помощью секретарши‑Смерти он превращает средневековый город в
концлагерь новейшего типа.
Историческая основа «Праведных» – убийство великого князя
Сергея Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова.
В 1951 году Камю опубликовал философский памфлет «Бунтующий
человек», в котором подверг резкой критике и коммунистические идеалы. Однако
чем дальше, тем больше Камю ощущал, что попал в ловушку собственного отрицания
всего и вся. Он протестовал, но от этого мало что менялось, хотя писателя уже
называли «совестью Запада».
Камю много ездил – по США, странам Южной Америки, Греции,
Италии и другим странам, но везде наблюдал одно и то же.
В 1957 году Камю была присуждена Нобелевская премия по
литературе. В своей речи при вручении ему Нобелевской премии по литературе 10
декабря 1957 года Камю признался, что он слишком прочно прикован к «галере
своего времени», чтобы так легко отказаться не «грести вместе с другими, даже
полагая, что галера провоняла селедкой, что над ней многовато надсмотрщиков и
что, помимо всего, взят неверный курс».
Выступление А. Камю в Стокгольме при вручении Нобелевской
премии и публичная лекция «Художник и его время», прочитанная в университете
Упсалы 14 декабря, составили так называемые «Шведские речи».
«К наиболее значительным произведениям третьего «круга»
относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство»
(1957), – пишет Е.Д. Мурашкинцева. – В романе Камю фактически сводит
счеты с экзистенциализмом, показывая «ложного пророка», который сначала был
вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел
к убеждению, что «неба нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую
сущность своей «гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных
прихотей. В новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной
свободе с тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои –
одинокие «изгнанники» в жизни – устремляются к морю и звездам как к вечным
символам красоты».
В последний год перед своей неожиданной смертью Камю почти
перестал писать, он думал заняться режиссурой и уже пробовал ставить, но не
свои пьесы, а сценические переработки «Реквиема по монахине» У. Фолкнера и
«Бесов» Ф. Достоевского. Однако найти для себя новую опору в жизни ему не
довелось. 4 января 1960 года, возвращаясь в Париж после рождественских
праздников с издателем М. Галлимаром, погиб в автомобильной катастрофе близ
Вальблевена.
Ж.П. Сартр сказал в своем прощальном слове: «Камю
представлял в нашем веке – и в споре против текущей истории – сегодняшнего
наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой,
вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный
гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем
исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи».
В вышедшем через десять дней в Льеже издании эссе Камю
«Разум и эшафот» писатель называется «классиком», «другом отверженных», «одним
из наших великих моралистов».