Как писал Альберт Эйнштейн: «Вряд ли мне доведется еще когда‑нибудь
встретить человека, в котором доброта и стремление к красоте так идеально
дополняли бы друг друга».
Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городке
Кайзерсберг, в Верхнем Эльзасе. Он был вторым ребенком бедного и благочестивого
пастора Людвига Швейцера и его жены Адели. Всего в семье было четыре сестры и
два брата. По собственному свидетельству Альберта Швейцера, у него, как и у его
сестер и брата, было счастливое детство.
Вскоре после рождения Альберта его родители переехали в
Гунсбах. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в
результате франко‑прусской войны 1871 года, Швейцер получил германское
гражданство. Родители его были французы, и Альберт научился бегло говорить на
обоих языках. Под руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на
рояле, спустя четыре года он уже мог иногда подменять органиста деревенской
церкви.
Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене,
Швейцер одновременно учился игре на органе у Е. Мюнха. Окончив школу в 1893
году, он поступил в Страсбургский университет, где изучал теологию и философию.
Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 году, тогда же ему была назначена
стипендия, давшая Швейцеру возможность изучать философию в Парижском
университете (Сорбонна) и брать уроки игры на органе у Видора. Всего за четыре
месяца он написал диссертацию «Суть веры: философия религии» и в 1899 году стал
доктором философии. Два года спустя он получил степень доктора теологии,
защитив диссертацию о значении Тайной вечери.
В 1902 году Швейцер был назначен профессором теологического
колледжа Св. Фомы, а через год стал его директором. Помимо чтения лекций
Швейцер играл на органе и занимался научной работой. Главный теологический труд
Швейцера – «Вопрос об историческом Иисусе» (1906), в нем Швейцер отверг попытки
модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности.
В то же время Швейцер становится крупнейшим специалистом по
творчеству Баха, биографию которого он издал в 1908 году. Баху была посвящена и
его докторская диссертация по музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя
годами позже. Кроме того, Альберт являлся крупнейшим экспертом по конструкции
органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов
от неоправданной модернизации.
Несмотря на достижения в области философии, теологии,
музыковедения, Швейцер чувствовал себя обязанным исполнить клятву, данную
самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед миром, Швейцер тогда
решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем посвятить себя
«непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке,
прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала
Швейцеру, что надо делать.
«Я хотел стать врачом, чтобы можно было работать, а не
заниматься разговорами, – писал Швейцер позднее. – В течение многих
лет я выражал себя в словах… Но, выбирая новую форму деятельности, я не мог
даже представить себе, как я буду говорить о религии любви, а мог представить
себе только, как я буду претворять ее в жизнь».
В 1905 году Швейцер поступил в медицинский колледж
Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных
концертов. В 1911 году он сдал экзамены. Весной 1912 года Швейцер отказался от
преподавания в Страсбургском университете, а также от чтения проповедей в
церкви Св. Николая. Ему нужно было время для работы над дипломом и к тому же
для подготовки к предстоящей поездке в Африку.
Весной 1909 года Альберт близко сошелся с Еленой Бреслау,
дочерью преподавателя Страсбургского университета. Поистине эти двое нашли друг
друга. Елена всегда стремилась помогать униженным, обездоленным, оскорбленным.
Много лет спустя, на ее похоронах, цюрихский пастор сказал: «Она обручилась не
только с человеком, Альбертом Швейцером, она обручилась также с работой, к которой
побуждало его призвание».
18 июня 1912 года состоялось бракосочетание. Тотчас Швейцер
с женой стали готовиться к отъезду в Африку. Ученый дополнительно прошел в
Париже курс тропической медицины.
В 1913 году Швейцер с женой отплыли в Африку, по поручению
Парижского миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии
в Ламбарене (французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его
услугах была огромной. Не получая медицинской помощи, туземцы страдали от
малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же
девять месяцев Швейцер принял 2 тысячи больных.
«Пациентов оказалось больше, чем я ожидал, – писал
доктор. – Я послал обширный заказ июньской почтой, но лекарства придут не
раньше, чем через три‑четыре месяца, а между тем хинин, антипирин, бромистый
калий, салол и дерматол почти на исходе…
Однако что значат все эти неприятности в сравнении с
радостью, которую я испытываю от того, что нахожусь здесь, работаю и помогаю
людям? Какими бы ограниченными ни были наши средства, как все‑таки много можно
сделать с их помощью! Достаточно увидеть радость человека, которого мучила
язва, в момент, когда раны его уже перевязаны и ему не приходится больше
волочить по грязи свои бедные кровоточащие ноги. Достаточно увидеть это, чтобы
почувствовать, что работать здесь стоит».
В 1917 году Швейцер и его жена, как германские подданные,
были интернированы во Францию до конца Первой мировой войны. В 1919 году у них
родилась дочь Рена.
Истощенный, больной, измученный необходимостью выплачивать
долги по Ламбарене, Швейцер работает в муниципальной больнице в Страсбурге.
Кроме того, он возобновил органные концерты. С помощью архиепископа Натана
Седерблю Швейцер в 1920 году давал концерты и читал лекции в Упсальском
университете и других местах.
В эти годы Швейцер развил систему этических принципов,
которую назвал «Почтение к жизни». Свои взгляды он изложил в книгах «Философия
культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» и «Философия культуры II:
Культура и этика», опубликованных в 1923 году.
В 1924 году Швейцер вернулся в Ламбарене. Существовала одна
важная проблема, которая долгое время ставила под вопрос планы Швейцера: Елене
по состоянию здоровья была противопоказана Африка, не говоря уже о том, что ей
надо было растить пятилетнюю дочь Рену. Семье Швейцер пришлось принять суровое
решение – о разлуке на долгие годы. И только благодаря тому, что Елена понимала
важность замысла своего мужа и, находясь в Европе, деятельно помогала ему во
всем, Швейцеру удалось заново создать, а впоследствии и расширить
прославившуюся на весь мир больницу в Ламбарене. В 1925–1927 годах он построил
новый больничный комплекс на холме Адолинанонго.
1927–1932 годы доктор в основном провел в Европе. И в
дальнейшем периоды работы в Африке Швейцер чередовал с поездками в Европу, во
время которых читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для
больницы.
С 1939 по 1948 год Швейцер практически беспрерывно работал
на Черном континенте. В феврале 1939 года он отправился на родину, но, услышав
на пути в Европу речь Гитлера, решил повернуть назад, потому что предугадал
начало войны. В период с 1949 по 1954 год основное время Швейцер отдавал своим
африканским больным. Он прерывается лишь на короткое время, посвящая его
поездкам в Америку и Европу.
Лишь благодаря упорному труду, его новая больница постепенно
превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры из
числа добровольцев. К началу шестидесятых годов в больнице Швейцера размещалось
пятьсот человек. Самые суровые критики признавали, что в больнице Швейцера
соблюдались строжайшие правила антисептики и что уровень хирургии здесь был
высокий. Известный американский хирург, доктор Роберт Голдуин, работавший у
Швейцера, писал: «Множество раз я и другие врачи консультировались у него, и его
суждения всегда оказывались правильными. Надо помнить, что большинство своих
операций доктор Швейцер проделал во время Второй мировой войны (ему было тогда
шестьдесят восемь лет), и его дотошные отчеты об операциях можно найти в старых
журналах…»
В 1951 году Швейцер получил премию Мира западногерманской
ассоциации книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом
Французской академии.
В 1953 году Швейцер находился в Ламбарене, когда пришла
весть о присуждении ему Нобелевской премии мира. Представитель Норвежского
нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Швейцер показал, что жизнь человека и
его мечта могут слиться воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о
братстве, его слова достигли сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный
след». Швейцер не мог оставить своих обязанностей в Африке, чтобы
присутствовать на церемонии награждения, поэтому премию принял французский
посол в Норвегии. На деньги, полученные от Нобелевского комитета, Швейцер
построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене.
В конце 1954 года великий гуманист и мыслитель отправился в
Осло, где 4 ноября выступил с нобелевской лекцией «Проблемы мира». Швейцер
напомнил в своем обращении о стремительном развитии техники, главным образом
техники военной. Развитие это привело к тому, что «человек стал
сверхчеловеком».
«Став суперменами, мы стали чудовищами, – говорил
Швейцер. – Мы допустили, чтобы массы людей – во Вторую мировую войну число
их достигло двадцати миллионов – были убиты, чтобы целые города с их обитателями
были сметены с лица земли атомными бомбами, чтобы огнеметы превращали
человеческие существа в пылающие живые факелы. Мы знаем об этих событиях из
газет, но судим о них в зависимости от того, приносят они успех той группе
наций, к которой мы принадлежим, или приносят успех нашим врагам. И даже
соглашаясь, что подобные действия есть проявление бесчеловечности, мы
оправдываемся, что события войны вынудили нас допустить это…
Сегодня существенно, чтобы мы все признали себя виновными в
бесчеловечности».
В чем же, по Швейцеру, надежда мира и человека? В том, чтобы
при помощи нового духа достичь «той высшей рассудительности, которая помешает
безнравственному использованию силы, находящейся в нашем распоряжении».
Швейцер оптимист – «человеческий дух не мертв», «он живет
тайно», он «в наше время способен создать новое умонастроение, основанное на
этике».
«Мое глубокое убеждение заключается в том, – заявил
Швейцер, – что мы должны отвергнуть войну по этическим мотивам, ибо она
возлагает на нас вину в преступлении бесчеловечности». Как единственный
оригинальный момент своей речи Швейцер отмечал лежащую в ее основе
оптимистическую убежденность в том, что дух в наш век способен создать
этическое мышление.
Швейцер зачитал согласно ритуалу свое обращение. Потом в
соответствии с тем же ритуалом он поклонился королю Норвегии, но король сказал:
«Это я должен вам поклониться». Потом на доктора набросились корреспонденты,
которые требовали новых рецептов спасения мира, и он предложил им «возрождение
духа» вместо «успехов науки и техники» или хотя бы в дополнение к ним.
И в дальнейшем доктор продолжил бороться за дело мира. В
1957 году Швейцер выступил с «Декларацией совести», переданной по радио из
Осло. В ней он призвал всех простых людей мира объединиться и потребовать от своих
правительств запрещения испытаний ядерного оружия. Вскоре после этого 2 тысячи
американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний.
Всего за несколько дней до кончины, уже совсем непослушной
рукой, Швейцер подписал обращение лауреатов Нобелевской премии к главам
правительств крупнейших государств с требованием немедленно прекратить
преступную войну во Вьетнаме.
Швейцер скончался в Ламбарене 4 сентября 1965 года, его
похоронили рядом с женой, умершей в 1957 году. Руководство больницей перешло к
их дочери.