Джозеф Конрад назвал Франса «принцем прозы». А Душан Брески
писал: «Несмотря на все превратности критической моды, Франс всегда будет
стоять рядом с (Дж. Бернардом) Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими
писателями, как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских
острословов».
Жак Анатоль Франсуа Тибо родился 16 апреля 1844 года в
центре Парижа. Здесь на набережной Сены находилась книжная лавка его отца
Франсуа Ноэля Тибо. (От уменьшительной формы имени отца Франсуа произошел
псевдоним сына – Анатоль Франс.) Неудивительно, что с детства мальчик полюбил
книги. Первоначальное образование мальчик получил в коллеже Станислава, но
гораздо больше влияли на него атмосфера книжной лавки и ее посетители. Страницы
прочитанных книг раскрывали перед ним удивительное богатство мыслей, чувств,
знаний, волнующую тайну прошлых веков. Книжную лавку посещали многие известные
парижские писатели: братья Гонкуры, литературные критики Поль де Сен‑Виктор и
Жюль Жанон, поэты‑парнасцы…
До того как стать писателем Франс писал статьи в различные
энциклопедические словари и справочники, печатал небольшие заметки в
библиографических журналах и каталогах, которые читали лишь немногие любители.
Много дала Анатолю работа в издательстве Лемерра, где он был постоянным
рецензентом рукописей и автором предисловий к выпускаемым книгам, а также
сотрудничество с газетой «Тан», где он выступал в качестве литературного
критика.
Прошло около десяти лет, прежде чем Франс добился первого
значительного литературного успеха, издав сборник стихов «Золотые поэмы»
(1873). Еще через три года появилась в свет драматическая поэма «Коринфская
свадьба». Однако в дальнейшем Франс отошел от поэзии. Он вошел в историю
французской литературы как один из крупнейших мастеров прозы, как автор
глубоких по мысли и блестящих по форме философских романов, неповторимых по
своей изящной и едкой иронии повестей, рассказов и сказок, как один из
величайших и острых сатириков, как яркий и смелый публицист.
В 1879 году вышли в одной обложке две небольшие повести
писателя – «Иокаста» и «Тощий кот». Длинный список самых известных произведений
Франса открывает роман «Преступление Сильвестра Бонара», вышедший в 1881 году.
В этой небольшой по объему книге он выступил зрелым, уже вполне сложившимся
художником. В этом романе, пронизанном задушевностью и лиризмом, звучит, хотя
еще приглушенно, тема социальной несправедливости, несовершенства общественного
устройства.
«По выходе книги многие из читателей сочли Сильвестра Бонара
автобиографическим персонажем, – пишет В. Дынник. – Эта трактовка,
если говорить об автобиографичности в прямом смысле слова, имеет мало
оснований. Тридцатисемилетний Анатоль Франс, создатель Сильвестра Бонара,
своими манерами, всем своим житейским обликом, повседневным обиходом очень мало
походил на своего престарелого героя. Можно сослаться, например, на впечатление
Марселя Пруста, вынесенное из первой встречи с Франсом, когда Пруст был
совершенно разочарован несоответствием между представлением о писателе,
возникавшим при чтением его книг, и его действительным обликом, –
некрасивого человека с улиткообразным носом, с гнусавым голосом и монотонной
речью».
Как пишет И. Лилеева: «В 80–90‑е годы Франс публикует
несколько сборников новелл[1]. Часто его
рассказы написаны на уже известные сюжеты, являются переложением старых легенд
и сказок, но под пером Франса знакомые темы обретают новую жизнь, начинают
сверкать новыми красками. Франс один из лучших мастеров стиля во французской
литературе. В новеллах он выступает увлекательным собеседником, привлекающим
остротой ума, отточенностью каждой фразы. Он нередко сознательно стилизует свои
рассказы, воспроизводит наивное простодушие древней легенды, лаконизм старинной
хроники, изящество мемуаров XVIII века. Это ему блестяще удается…
Сочетание поэтичности, задушевности с иронией и насмешкой,
столь характерное для творческой манеры Франса, нашло яркое проявление и в его
книгах о детстве. Этой теме Франс посвятил четыре повести: «Книга моего друга»,
«Пьер Нозьер», «Маленький Пьер» и «Жизнь в цвету». Первая повесть написана в
1885 году, последняя закончена в 1922 году, за два года до смерти писателя».
Разочарование в буржуазной республике проявилось у Франса в
те годы в форме скептического, иронического отношения ко всему окружающему.
Скептиком сделал Франс аббата Куаньяра, героя двух своих романов («Харчевня
королевы Гусиные Лапы» (1893) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893)).
Большой, ясный ум писателя, богатство его мысли, тонкая ирония, разрушающая
ложь и фальшь, – вот что привлекает читателя в этих книгах.
В девяностые годы со всей силой проявилось большое
сатирическое мастерство Франса. Он создал цикл из четырех романов, объединенных
общим заглавием – «Современная история» (1897–1901): «Под городскими вязами»
(1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин
Бержере в Париже» (1901).
«Уже не иносказательно, не намеками, а прямо и резко бичует
Франс буржуазную Третью республику, – пишет И. Лилеева. –
«Современная история» – сатирическое обозрение Франции конца XIX века, вершина
реалистического творчества писателя. С документальной точностью описывает Франс
политическую и общественную жизнь своего времени, на страницах его книг ведутся
споры по самым важным и актуальным политическим проблемам. Франс с возмущением
и негодованием рассказывает о монархических заговорах, о грязных и подлых
путях, которые ведут к чинам, к успеху, разоблачает предвыборные махинации,
судебные порядки. На страницах «Современной истории» дана целая галерея
сатирических образов; беспринципные политиканы, продажные чиновники, развратные
светские дамы, хитрые, пронырливые священники. Разоблачение клерикалов, их
интриг занимает главное место в романе».
Новый этап творчества Франса, открывающийся «Современной
историей», продолжился такими произведениями, как «Кренкебиль» (1903), «На
белом камне» (1904), «Остров пингвинов» (1908), «Боги жаждут» (1912),
«Восстание ангелов» (1914).
«Кренкебиль» – один из лучших рассказов писателя. Он
повествует о печальной судьбе торговца‑зеленщика, ставшего жертвой судебного
произвола, жертвой безжалостной государственной машины и звучит страстным протестом
против несправедливости и жестокости буржуазного общества.
Затем Франс создал утопический роман «На белом камне», где
говорит о будущем торжестве социализма. Писатель рисует картину общества 2270
года, общества, не знающего частной собственности и эксплуатации…
В 1905 году Франс вступил в социалистическую партию. Он был
одним из тех немногих французских социалистов, которые выступили в защиту
русской революции 1905 года. Франс был одним из создателей, а затем
председателем «Общества друзей русского народа и присоединенных к России
народов».
В произведениях Франса этих лет нашли отражение мучающие его
сомнения и противоречия, а наряду с ними еще сильнее и резче зазвучало
сатирическое обличение буржуазного общества. Так появился роман «Остров
пингвинов». Как отмечает В. Дынник: ««Остров пингвинов» – это подлинный триумф
франсовской сатиры. Писатель отважно атакует здесь моральное и политическое
разложение, бесчеловечность, скудоумное ханжество в сочетании с наглым
цинизмом, расистский и националистический дух, подменивший любовь к своему
народу, атакует безудержный колониализм и многие другие отвратительные черты
капиталистического строя, и делает это гораздо решительнее, чем раньше. Не
ограничиваясь современностью, Франс устремляет свое внимание к самым основам
эксплуататорского строя, к его историческим истокам. Меньше, чем где‑либо
раньше в творчестве Франса, обращение к истории служит для него отдыхом от
современности. В предисловии к «Острову пингвинов» писатель, якобы от лица Жако
Философа, сам говорит о неразрывном единстве исторической и злободневной
тематики этой книги».
В 1912 году вышел в свет известный роман Франса «Боги
жаждут». Писатель воссоздал в романе жизнь Парижа 1793 года, когда у «великого
революционного города» не было ни денег, ни хлеба, когда ему угрожали
австрийские пушки. Он говорил о величии народа, силами которого совершалась
революция: «Эта голь перекатная, уничтожившая королевскую власть, опрокинувшая
старый мир… не ждала пощады от врагов».
На первом плане в романе стоят образы революционеров,
бескорыстных людей, до конца преданных делу борьбы со старым миром. Таков, к
примеру, Трюбер, секретарь военного комитета секции. О нем автор говорит с
любовью и восхищением. Этот человек «чувствовал себя слитым в едином порыве со
всеми патриотами, настолько он был нераздельной частью нации, настолько его
жизнь растворилась в жизни великого народа». Трюбер является в романе
воплощением сотен и тысяч народных героев, отдавших свою жизнь за революцию.
В центре произведения – якобинец Эварист Гамлен, верный
последователь Марата и Робеспьера, присяжный заседатель Революционного
трибунала. Молодой талантливый художник Гамлен беззаветно верен революционному
долгу.
Отношение Франса к Гамлену двойственно: он восхищается его
убежденностью, непоколебимой преданностью революции, но осуждает его
жестокость, черствость и непримиримость. Гамлен из любви к человечеству
становится бесчеловечным: «Я принес в жертву родине и жизнь и честь, –
говорит он своей Элоди. – Я умру опозоренным и ничего не смогу завещать
тебе, несчастная, кроме всем ненавистного имени… Любить друг друга? Но разве
меня еще можно любить?.. И разве я могу любить?»
Трагизм судьбы и личности Гамлена – это трагизм его
революционной деятельности. Он осложняется и углубляется еще тем, что, по Франсу,
Конвент не добился особенных перемен в жизни страны, в самих людях.
В следующем романе «Восстание ангелов» революция снова не
имела успешного окончания. Сатана, восстав против бога‑тирана Ялдаваофа,
свергается за это с небес. Он может добиться своего, но должен вести на штурм
небесного престола ангельские воинства, избравшие его своим предводителем.
Сатана не верит в то, что установление новой власти избавит мир от тирании.
Сомнения и колебания Франса в вопросе о путях развития
общества были в дальнейшем разрешены самой жизнью. Великая Октябрьская
социалистическая революция помогла писателю освободиться от пессимизма, вернула
ему веру в революцию, в будущее, привела его вновь к политической борьбе.
В 1920 году Франс примкнул к Французской коммунистической
партии. 8 ноября 1922 года он опубликовал в «Юманите» свое приветствие СССР по
поводу пятилетия Октябрьской революции: «Если в Европе есть еще друзья
справедливости, они должны почтительно склониться перед этой Революцией,
которая впервые в истории человечества попыталась учредить народную власть,
действующую в интересах народа. Рожденная в лишениях, возросшая среди голода и
войны, Советская власть еще не довершила своего громадного замысла и не
осуществила еще царства справедливости. Но она, по крайней мере, заложила его
основы».
Книги Франса занимают почетное место в сокровищнице
французской литературы. В 1921 году писатель получил Нобелевскую премию по
литературе.
Франс умер 12 октября 1924 года в Туре. На его похоронах
присутствовали члены французского правительства.
[1]«Валтасар» (1889) и «Перламутровый футляр»
(1892). – Прим. авт.