«Окончание работы для писателя – это маленькая смерть. Он
записывает последнее слово, и все кончено. Но на самом деле не кончено. История
идет вперед, оставляя писателя позади, потому что ни одна история никогда не
кончается», – писал Джон Стейнбек.
Джон Эрнст Стейнбек родился 27 февраля 1902 года в Салинасе
(Калифорния) в семье мельника, перебравшегося в Америку из Германии. Мать Джона
работала учительницей. В семье было четверо детей – кроме Джона еще три
девочки. Родители, получавшие за свой труд немного, не имели большой
возможности помогать детям, и мальчику пришлось бороться за возможность
получить образование, зарабатывая на него тяжелым физическим трудом.
«Я беден, чертовски беден. Сначала мне нужно накормить
других, а уж потом поесть самому. Я должен жить среди грязной посуды и
засаленных фартуков, чтобы получить право изучать психологию и логику», –
писал он, поработав в кафе городка Пало‑Альто.
По окончании школы, в 1920 году, Джон начал изучать морскую
биологию в исследовательском институте Пэсифик Гроув и литературоведение в
Стэнфорде, оплачивая собственную учебу случайными, главным образом
сельскохозяйственными, заработками.
Пять лет спустя он, так и не окончив курса в Стэнфордском
университете, начал свои скитания по дорогам родного штата. Джон работал на
ранчо, на строительстве автострад, мыл пробирки в химической лаборатории, стоял
за прилавком галантерейной лавки. Наконец, он отправился в Нью‑Йорк, где
несколько месяцев проработал репортером в газеты «Амэрикен».
Осенью 1927 года Джон возвратился в Калифорнию. В августе
1929 года в одном из второстепенных нью‑йоркских издательств выходит в свет
первое крупное произведение Стейнбека – роман «Чаша Господня». Этот историко‑романтический
роман рассказывает о знаменитом английском корсаре Генри Моргане. Это сочинение
нельзя признать творческой удачей – чувствуется привязанность автора к
сложившимся беллетристическим штампам.
В 1930 году Стейнбек женился на своей подруге Кэрол Хеннинг.
(Всего он был женат трижды.) Второй его женой в 1943 году стала Гвендолен
Конгер, а третьей – в 1950 году – Элейн Скотт.
Следующие романы молодого автора «Неведомому богу» и
«Небесные пастбища», опубликованные в самом начале тридцатых годов, отмечены
гораздо большей самобытностью.
«В них впервые выявился круг проблем, философских интересов
и эстетических решений, выделивший Стейнбека среди тогдашних дебютантов, –
пишет А. Малярчик. – Начиная с этих романов на страницы книг Стейнбека
приходят хорошо знакомые ему по собственному опыту простые люди Америки –
фермеры, батраки, пастухи‑мексиканцы, бездомные бродяги. Так создавалась
«страна Стейнбека», охватившая полуостров Монтеррей и долину Салинас в Южной
Калифорнии – местожительство своеобразных и иногда чуть‑чуть условных
персонажей многих его произведений.
В «Небесных пастбищах» впервые проявляется столь характерный
для Стейнбека глубокий гуманизм, решимость при любых обстоятельствах полагаться
на изначальную склонность людей к добру, верить в чистоту и благородство их
устремлений. Этот современный руссоизм не лишен, разумеется, утопичности, что
осознавалось и самим писателем. Не случайно свой идеал естественности и
независимости поведения и убеждений он связывает в первую очередь с образом
Джона Уайтсайда, печальный конец которого как бы замыкает собой идейно‑художественную
панораму произведения».
Но надо признать, при всем том, ранние книги Стейнбека не
привлекли к нему внимания широкого читателя и критики. Известности писатель
добился, опубликовав роман «Квартал Тортилья Флэт» (1935). Стейнбек получает
премию и золотую медаль за лучшую книгу года, написанную калифорнийцем.
Однако настоящий успех пришел к писателю с публикацией в
середине тридцатых годов социально‑критических романов, первым из которых стал
«Схватка с сомнительным исходом» (1936). В нем описывается забастовка сезонных
рабочих, в ходе которой организаторы провоцируют бесчинства. Это сочинение важно
и как этап эволюции творчества Стейнбека, своеобразной подготовки к роману
«Гроздья гнева». Другим таким «подготовительным романом» стало сочинение «О
мышах и людях» (1937).
«В этом принесшем автору успех произведении Стейнбек в
традициях американского натурализма описывает хорошо знакомую ему среду
сезонных рабочих», – отмечается в книге «100 писателей XX века».
Слабоумный и добродушный фетишист, который не в состоянии справиться со своими
импульсами, становится убийцей. Единственный друг спасает его от неминуемого
линчевания тем, что сам его убивает. Годами взлелеянный план совместно купить
ферму и зажить «как люди» становится невыполнимым.
В 1939 году вышел в свет роман «Гроздья гнева». Долгое время
у книги не было названия, и лишь в сентябре 1938 года оно появилось. Название
понравилось автору, «потому что это марш, потому что это в наших собственных
революционных традициях и потому что по отношению к этой книге оно имеет
большой смысл. Мне оно нравится, потому что и те люди, которые даже не знают государственный
флаг, знают «Боевой гимн»».
Как пишет Я.Н. Засурский: «Каждая из книг Стейнбека 30‑х гг.
заслуживает внимания. И каждая из них не похожа на другую по своей тональности.
«Гроздья гнева» отличаются от всех других произведений Стейнбека не только
темой, не только ее решением, но и особой поэтикой, своим, и это, пожалуй,
главное, эпическим характером.
Содержание «Гроздьев гнева» выходит за рамки хроники
переезда семейства Джоудов из Оклахомы в Калифорнию. Это подчеркивает и
своеобразная композиция книги, отличающая ее от других произведений Стейнбека.
Главы, повествующие о судьбе Джоудов, чередуются здесь с главами‑очерками,
рисующими общую картину разорения американских фермеров и их передвижение на
Запад США в поисках работы. Обычно глава‑очерк предваряет главу, повествующую о
перипетиях судьбы Джоудов. Роман Стейнбека одновременно художествен и
публицистичен; главы‑очерки органически включают в себя художественные образы,
а главы, посвященные Джоудам, также проникнуты яркой публицистичностью».
Провидцем оказался американский критик Мур, писавший в 1939
году: ««Гроздья гнева» будут долго бестселлером. И это несмотря на тот факт,
что почти каждый абзац в книге обычно рассматривался бы как страшно
революционный и богохульный большинством тех, кто будет читать его».
А вот, что писал о романе другой американский критик Д.У.
Бич: «Я бы сказал, что он много выигрывает от обращения к социальным проблемам,
столь жгучим, что их нельзя игнорировать. Он выигрывает от этого в
эмоциональной силе. Но это и выдающееся произведение литературы благодаря тому,
что все социальные проблемы столь эффективно драматизированы в индивидуальных
ситуациях и характерах – прямых, колоритных, прискорбных, шутливых,
беспорядочных, благожелательных, проницательных, храбрых, неграмотных,
лояльных, жаждущих, упрямых, неподатливых, бестолковых… смертных».
За «Гроздья гнева» Стейнбек в 1940 году получает
Пулитцеровскую премию.
«Вторая мировая война и опыт, приобретенный Стейнбеком в
качестве военного корреспондента в Европе, изменили его мировоззрение, –
пишут авторы книги «100 писателей XX века». – В пьесе «Луна» (1942),
повествующей о жителях скандинавской деревни, которые оказывают сопротивление
немецким захватчикам, Стейнбек видит главную ценность уже в индивидуализме, а не
в коллективизме. В своих произведениях писатель отходит от социальной критики и
все больше деполитизируется. В «Консервном ряду» (1945) он возвращается к
жизнерадостно‑ироническому тону своих ранних плутовских романов. В «Жемчужине»
(1947) Стейнбек использует форму библейской притчи – равно как и в своем
последнем романе «К востоку от рая» (1952), который принес ему крупный успех (в
1955 году экранизирован с Элией Кейзен и Джеймсом Дином в главных ролях). В
этой лучшей, по его собственному признанию, книге Стейнбек пишет об отношениях
двух братьев с одной и той же женщиной‑преступницей и рассказывает историю двух
ее сыновей».
В пятидесятые годы Стейнбек жил в Нью‑Йорке. К тому времени
изменилась художественная манера прозаика. Продолжая поиски гармоничного идеала
человеческих взаимоотношений, он теперь все чаще предпочитал социальной
действительности сферу отвлеченных этических ценностей. В таком ключе, с
усилением роли символики, метафорически‑иносказательных интонаций, написаны
«Светло горящий» (1950), «Благостный четверг» (1954), «Однажды была война»
(1958).
В 1961 году появился очередной роман Стейнбека «Зима тревоги
нашей», своеобразный отклик на нараставшую в США и во всем западном мире
атмосферу социального и духовно‑нравственного неблагополучия. «Везде зрела тревога,
зрело недовольство и гнев закипал, искал выхода в действии, и чем оно
неистовее, тем лучше Африка, Куба, Южная Америка, Европа, Азия, Ближний Восток
– все дрожало от беспокойства, точно скаковая лошадь перед тем, как взять
барьер».
В 1962 году Стейнбек получил Нобелевскую премию по
литературе.
Еще через два года «живого классика» по инициативе
президента Л. Джонсона наградили «Медалью свободы». Вместе с тем Стейнбека
ценила и «молодая», бунтарская Америка, для которой книга очерков «Путешествие
с Чарли в поисках Америки» (1962) послужила своего рода путеводителем по многим
существенным внутриамериканским проблемам, ждущим своего разрешения.
С началом вьетнамской войны Стейнбек поддержал американское
вмешательство. Это хорошо видно в корреспонденциях писателя из Сайгона, куда он
отправился в 1965 году. Но прошло немного времени, и позиция Стейнбека стала
меняться. «Создалось впечатление, что мы все глубже и глубже увязаем в
трясине, – писал он в августе 1967 года. – Теперь я полностью убежден,
что люди, ведущие эту войну, не в состоянии ни осмыслить ее, ни удержать
события под контролем».
Окончания войны Джон Стейнбек не увидел – он умер 20 декабря
1968 года в Нью‑Йорке.