Я.Н. Засурский пишет: «Хемингуэй в литературе США XX века
выделяется постоянством своих привязанностей и интересов. Он ненавидел войну,
насилие, ложь, любил цельных, мужественных людей. В его жизни осталось, как
живая и неумирающая память, детство в лесах на берегу озера в родном Мичигане.
Бессмысленность гибели миллионов людей на фронтах Первой мировой войны, героизм
испанских республиканцев – все, что было им пережито, запечатлено и в его книгах».
Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук‑Парк
под Чикаго (штат Иллинойс). Он был вторым ребенком из шестерых в семье
известной американской певицы Грейс Холл и врача‑терапевта Кларенса Хемингуэя.
Именно от отца Эрнест унаследовал известное всем пристрастие к охоте и рыбалке.
Мальчик хорошо учился в престижной американской школе, а по
настоянию матери занимался музыкой и научился играть на виолончели. Родители
его были люди строгих правил. Вероятно, отсюда и строгость к своему творчеству
и к своим героям.
Уже в школе проявились его литературные способности. Юноша
начал писать интересные рассказы, которые печатались в школьной и городской
газетах.
Окончив школу в 1917 году, Хемингуэй хотел отправиться в
армию. Однако его не взяли из‑за зрения: еще в детстве он получил травму и
почти не видел одним глазом. Правда, позже ему все‑таки удалось отправиться во
Францию в качестве репортера газеты «Канзас‑Сити стар». В следующем году Эрнест
стал участником Первой мировой войны, отправившись добровольцем американского
Красного Креста на итальянский фронт. Но провел на войне всего три месяца.
Австрийская мина под Фоссальтой положила конец его военной карьере, оставив в
теле волонтера 237 осколков. В миланском госпитале он пролежал несколько
месяцев и влюбился в сестру милосердия. Через десять лет эта любовная история
будет описана им в романе «Прощай, оружие!». Хемингуэй вернулся в Америку
героем войны (итальянское правительство наградило его орденом) и начал работать
в торонтской газете «Стар уикли».
В 1921 году по заданию газеты «Торонто дейли стар» Хемингуэй
снова оказывается в Европе вместе с молодой женой Хелли Ричардсон (он прожил с
ней с 1920 по 1924 год). Эрнест освещал греко‑турецкий вооруженный конфликт и
марш Муссолини на Рим. Эпизоды греко‑турецкой войны с шокирующими жестокими
деталями описаны в книге Хемингуэя «В наше время» (1924).
Толчком к сочинительству послужило знакомство Хемингуэя в
Париже с Гертрудой Стайн. Она ввела молодого американца в свой эстетский
кружок, в который входили французские, английские и американские литераторы,
жившие в Европе. Среди них были такие мастера, как Джеймс Джойс и Эзра Паунд.
Тогда же в Париже Хемингуэй познакомился с поэтом Т.С. Элиотом. Но, несмотря на
все усилия обратить американца в свою веру, Стайн должна была с горечью
констатировать: «Он выглядит современным, но пахнет музеем».
«Старомодность» Хемингуэя просматривалась в его творческих
принципах: «проникать в самую суть явлений», «говорить правду». В этом
проявилась приверженность писателя «новому реализму», одному из основных и
традиционных стилей двадцатого столетия.
«Решение «писать простую честную прозу», оставив не
растратившим энтузиазма романтикам заботы о спасении неисцелимо больного,
свихнувшегося мира, определяло позицию начинающего Хемингуэя, – отмечает
А.М. Зверев. – После пережитой исторической катастрофы делом писателя
было, на его взгляд, предельно объективное свидетельство о случившемся и забота
о безусловной точности, правдивости слова, так как привычные слова и понятия
оказались неспособными достоверно передать состояние мира и чувства людей «в
наше время»».
Первая книга Хемингуэя «Три рассказа и десять стихотворений»
была напечатана тиражом в 300 экземпляров в Дижоне в 1923 году. В следующем
году в Париже вышел сборник рассказов «В наше время». В 1925 году он был издан
в США.
Еще через год из печати вышел роман‑пародия «Вешние воды» и
роман «И восходит солнце». В 1927 году с издания сборника рассказов «Мужчины
без женщин» началось многолетнее сотрудничество Хемингуэя с нью‑йоркским издательством
Чарлза Скрибнера.
В 1927 году писатель женился на немецкой журналистке Полине
Пфайфер. В это время он много путешествовал, посетил с ней Италию и Испанию. В
Америке вышел его второй роман – «Прощай, оружие!». После этого Хемингуэй стал
одним из самых популярных американских писателей. Он изображал героев
мужественных, немногословных и очень одиноких. Его стиль прост, в нем нет
никаких подробных описаний и украшательств. Он отдавал предпочтение короткой,
рубленой фразе и динамичному сюжету.
После окончания романа «Прощай, оружие!» писатель
оказывается на сложном творческом распутье, и в следующих произведениях он
уделял много внимания выработке эстетического и социального кредо. Именно этим
интересны его многочисленные книги и рассказы начала тридцатых годов: «Смерть
после полудня» (1932), «Зеленые холмы Африки» (1935) и другие.
В тридцатые годы, впервые оказавшись в центре внимания,
писатель заболел «звездной болезнью». Он много путешествовал, охотился в Африке
и вел так называемый богемный образ жизни. Его спутницами становились
фотомодели, актрисы, журналистки. Однако и в те годы он ни на день не прерывал
литературную работу.
Основой нескольких рассказов и повестей Хемингуэя стали
путевые впечатления писателя. Самые интересные из них – «Смерть после полудня»
и «Снега Килиманджаро». В последней он отобразил некоторые впечатления своего
детства и отрочества и в скрытой форме рассказал о своих взаимоотношениях с
отцом и близкими женщинами.
Жизнь Хемингуэя круто изменилась в 1936 году, после начала
войны в Испании. Он организовал сбор денег и одежды для республиканцев, а
вскоре и сам отправился в Мадрид, где вступил в иностранный легион. До
последних дней республики Хемингуэй оставался в рядах сражающихся.
Все его творчество конца тридцатых годов теснейшим образом
связано с его участием в антифашистской борьбе испанского народа. В его
произведениях все яснее звучит гуманистическое начало, стоит назвать роман
«Иметь и не иметь» (1937), пьесу «Пятая колонна» (1938), сценарий «Испанская
земля» (1938), роман «По ком звонит колокол» (1940).
А.М. Зверев пишет: «После гражданской войны в Испании,
которую Хемингуэй освещал как репортер, находясь в центре событий и
безоговорочно квалифицируя франкизм как «ложь, изрекаемую бандитами», та же
идея испытания соотносится им не только с героикой одинокого противостояния
заведомо несправедливой судьбе, но и с требованием выбора ответственной
гражданской позиции, когда история находится на одном из трагических переломов.
Эта идея главенствует в романе об испанских событиях «По ком звонит колокол»
(1940), где сочетаются фактографическая яркость картин крушения Республики,
осмысление жестоких уроков истории, приведшей к такому финалу, и
непоколебленная вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена.
Обретенное персонажами понимание, что «человек один не может», придало новое
звучание прозе Хемингуэя: слабеет антагонизм в отношениях личности и истории,
лейтмотив одиночества сменяется в романе «Иметь или не иметь» (1937) и
неоконченной книге о Второй мировой войне «Острова в океане» идеей единения во
имя гуманизма».
Я.Н. Засурский считает: «…Роман «По ком звонит колокол» –
это и шаг вперед в творческой эволюции писателя, ибо в нем Хемингуэй впервые
создает образ активного борца за свои идеалы, за народное дело. И если Гарри
Морган увидел, умирая, бесплодность одинокого бунтарства, то Роберт Джордан
нашел путь к народу, вставшему на защиту своей свободы…
Удивительно успешно решена проблема положительного героя.
Образ Роберта Джордана, отдающего жизнь за справедливое дело, – подлинное
художественное открытие Хемингуэя, его высшее достижение, уникальное в
американской литературе воплощение подлинного героя XX века».
Над романом «По ком звонит колокол» писатель работал на
Кубе, где поселился в 1939 году. В 1940 году Хемингуэй вновь разводится и почти
сразу же женится снова – на немецкой журналистке Марте Гелхорн. Он купил на
Кубе усадьбу «Финка Вихия», которая с тех пор становится его домом.
Во время Второй мировой войны Хемингуэй на своей яхте
выходил в море вместе с судами американского военно‑морского флота на перехват
немецких подводных лодок. Позже писатель отправился в Англию, где создал
Агентство по борьбе с фашизмом. В 1944 году в качестве военного репортера
Хемингуэй приехал во Францию, участвовал в высадке союзнического десанта в
Нормандии и в освобождении Парижа, а также совершил несколько полетов на
английских бомбардировщиках.
После окончания войны писатель, мечтая о спокойной жизни,
возвратился на Кубу. Хемингуэй развелся с Гелхорн и женился в очередной раз,
теперь на Мэри Уэлш, привязанность к которой сохранилась у него до конца дней.
Теперь его жизнь целиком посвящена четырем страстям;
литературе, кино, охоте и рыбной ловле. В 1952 году вышла новая повесть
Хемингуэя «Старик и море».
«В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме
пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования, –
рассказывается в книге «Великие писатели XX века». – Героем этого
гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго – старика,
иссушенного солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной
удаче – и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного
размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы – описание
многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который
ведется в честных условиях, на равных. В символическом плане этот поединок
прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим
бытием. В момент, когда победа старика близка, его лодку окружают акулы и
терзают тело рыбы до тех пор, пока от нее не остается голый остов.
Безрадостная мораль повести‑притчи – в самом ее тексте:
человек в своем поединке с бытием осужден на поражение. Но он обязан вести
борьбу до конца. Сантьяго понят только одним человеком – мальчиком, его
учеником. Когда‑нибудь мальчику улыбнется удача. В этом – надежда и утешение
старого рыбака. «Человека можно уничтожить, – думает он, – но его
нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы.
Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в
нем снискали Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм».
За «Старика и море» писатель получил Пулитцеровскую премию.
В 1954 году Хемингуэю присудили Нобелевскую премию по литературе «за
повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и
море», а также за влияние на современную прозу». В своей речи при вручении
премии А. Эстерлинг, член Шведской академии, назвал Хемингуэя «одним из самых
значительных писателей нашего времени». Высоко оценив последнюю повесть
писателя, он сказал, что «в этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке,
перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы при полном
отсутствии материальной выгоды… это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший
поражение человек».
По состоянию здоровья Хемингуэй не смог присутствовать на
церемонии вручения премии. В его нобелевской лекции, которая была прочитана Д.
Кэботом, американским послом в Швеции, говорилось, что «творчество – это в
лучшем случае одиночество… Писатель растет в общественном мнении и за это
жертвует своим одиночеством. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно
хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее
отсутствием».
Только через два года Хемингуэй на короткий период
почувствовал облегчение, но вскоре у него вновь начинается обострение болезни,
и после кратковременной поездки в Европу в 1958 году он опять уединяется на
Кубе. Депрессия постепенно нарастала, и 2 июля 1961 в Кетчуме писатель застрелился.
Однако и после смерти писателя читатели продолжают
знакомиться с его новыми произведениями, поскольку вдова Хемингуэя стала
готовить к печати и издавать написанные им в последние годы произведения. Так,
в 1964 году вышла его автобиографическая повесть «Праздник, который всегда с
тобой!», в 1970 году – роман «Острова в океане», в 1972 году – африканский
дневник «Лев Мэри».