Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в
Воронеже. Отец Бунина – разорившийся помещик, мелкий чиновник, промотавший
приданое жены – урожденной Чубаровой. Из девяти их детей пятеро умерли в раннем
возрасте. Детство Ивана прошло на хуторе Бутырки Орловской губернии в общении с
крестьянскими сверстниками.
В 1881 году Иван пошел в первый класс гимназии. В Ельце
мальчик учился около четырех с половиною лет – до середины зимы 1886 года,
когда за неуплату за обучение его исключили из гимназии. Переехав в Озерки, под
руководством брата Юлия, кандидата университета, Иван успешно подготовился к
сдаче экзаменов на аттестат зрелости.
Осенью 1886 года юноша начал писать роман «Увлечение»,
который закончил 26 марта 1887 года. Роман напечатан не был.
С осени 1889 года Бунин работал в «Орловском вестнике», где
печатались его рассказы, стихи и литературно‑критические статьи. Молодой
литератор познакомился с корректором газеты Варварой Пащенко, вышедшей за него
замуж в 1891 году. Правда, из‑за того что родители Пащенко были против брака,
супруги так и не венчались.
В конце августа 1892 года молодожены переехали в Полтаву.
Здесь старший брат Юлий взял Ивана к себе в Управу. Он даже придумал для него
должность библиотекаря, оставлявшую достаточно времени для чтения и поездок по
губернии.
После того как жена сошлась с другом Бунина А.И. Бибиковым,
писатель покинул Полтаву. Несколько лет он вел беспокойный образ жизни, нигде
не задерживаясь надолго. В январе 1894 года Бунин посетил в Москве Льва
Толстого. Отголоски этики Толстого, его критики городской цивилизации слышны в
рассказах Бунина. Пореформенное оскудение дворянства вызывало в его душе
ностальгические ноты («Антоновские яблоки», «Эпитафия», «Новая дорога»). Бунин
гордился своим происхождением, но был равнодушен к «голубой крови», а ощущение
социальной неприкаянности переросло в стремление «служить людям земли и Богу
вселенной, – Богу, которого я называю Красотою, Разумом, Любовью, Жизнью и
который проникает все сущее».
В 1896 году вышла в переводе Бунина поэма Г. Лонгфелло
«Песнь о Гайавате». Он также перевел Алкея, Саади, Петрарку, Байрона,
Мицкевича, Шевченко, Бялика и других поэтов. В 1897 году в Петербурге издана
книга Бунина «На край света» и другие рассказы.
Перебравшись на берег Черного моря, Бунин стал сотрудничать
в одесской газете «Южное обозрение», печатал свои стихи, рассказы, литературно‑критические
заметки. Издатель газеты Н.П. Цакни предложил Бунину принять участие в издании
газеты. Тем временем Ивану Алексеевичу приглянулась дочь Цакни Анна Николаевна.
23 сентября 1898 года состоялась их свадьба. Но жизнь у молодых не сложилась. В
1900 году они развелись, а в 1905 году скончался их сын Коля.
В 1898 году в Москве вышел сборник стихов Бунина «Под
открытым небом», упрочивший его известность. Восторженными отзывами был
встречен сборник «Листопад» (1901), отмеченный вместе с переводом «Песни о
Гайавате» Пушкинской премией Петербургской Академии наук в 1903 году и
снискавший Бунину славу «поэта русского пейзажа». Продолжением поэзии явилась
лирическая проза начала века и путевые очерки («Тень птицы», 1908 год).
«Поэзия Бунина уже тогда отличалась преданностью
классической традиции, эта черта в дальнейшем пронижет все его
творчество, – пишет Е.В. Степанян. – Принесшая ему известность поэзия
сложилась под влиянием Пушкина, Фета, Тютчева. Но она обладала только ей
присущими качествами. Так, Бунин тяготеет к чувственно‑конкретному образу;
картина природы в бунинской поэзии складывается из запахов, остро
воспринимаемых красок, звуков. Особую роль играет в бунинской поэзии и прозе
эпитет, используемый писателем как бы подчеркнуто субъективно, произвольно, но
одновременно наделенный убедительностью чувственного опыта».
Не приемля символизм, Бунин вошел в объединения неореалистов
– товарищество «Знание» и московский литературный кружок «Среда», где читал
чуть ли не все свои произведения, написанные до 1917 года. В то время Горький
считал Бунина «первым писателем на Руси».
На революцию 1905–1907 годов Бунин откликнулся несколькими
декларативными стихотворениями. Писал о себе как о «свидетеле великого и
подлого, бессильном свидетеле зверств, расстрелов, пыток, казней».
Тогда же Бунин встретил свою настоящую любовь – Веру
Николаевну Муромцеву, дочь Николая Андреевича Муромцева, члена Московской
городской управы, и племянницу Сергея Андреевича Муромцева, председателя
Государственной Думы. Г.В. Адамович, много лет хорошо знавший Буниных во
Франции, писал, что Иван Алексеевич нашел в Вере Николаевне «друга не только
любящего, но и всем существом своим преданного, готового собой пожертвовать, во
всем уступить, оставшись при этом живым человеком, не превратившись в
безгласную тень».
С конца 1906 года Бунин и Вера Николаевна встречались почти
ежедневно. Так как брак с первой женой не был расторгнут, повенчаться они
смогли лишь в 1922 году в Париже.
Вместе с Верой Николаевной Бунин совершил в 1907 году
путешествие в Египет, Сирию и Палестину, в 1909 и 1911 годах был у Горького на
Капри. В 1910–1911 годах он посетил Египет и Цейлон. В 1909 году Бунину во
второй раз присудили Пушкинскую премию и он был избран почетным академиком, а в
1912 году – почетным членом Общества любителей русской словесности (до 1920
года – товарищ председателя).
В 1910 году писатель написал повесть «Деревня». По словам
самого Бунина, это было начало «целого ряда произведений, резко рисующих
русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда
трагические основы». Повесть «Суходол» (1911) – исповедь крестьянки, убежденной
в том, что «у господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать,
или бояться». Герои рассказов «Сила», «Хорошая жизнь» (1911), «Князь во
князьях» (1912) – вчерашние холопы, теряющие образ человеческий в
стяжательстве; рассказ «Господин из Сан‑Франциско» (1915) – о жалкой смерти
миллионера. Параллельно Бунин рисовал людей, которым некуда приложить свою
природную одаренность и силу («Сверчок», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец» и
др.). Заявляя, что его «более всего занимает душа русского человека в глубоком
смысле, изображение черт психики славянина», писатель искал стержень нации в
фольклорной стихии, в экскурсах в историю («Шестикрылый», «Святой Прокопий»,
«Сон епископа Игнатия Ростовского», «Князь Всеслав»). Усилила эти поиски и
Первая мировая война, отношение к которой Бунина было резко отрицательным.
Октябрьская революция и гражданская война подытожили это
социально‑художественное исследование. «Есть два типа в народе, – писал
Бунин. – В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и
другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как
говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа – и
дубина, и икона», – в зависимости от обстоятельств, от того, кто древо
обработает».
Из революционного Петрограда, избегая «жуткой близости
врага», Бунин уехал в Москву, а оттуда 21 мая 1918 года в Одессу, где был
написан дневник «Окаянные дни» – одно из самых яростных обличений революции и
власти большевиков. В стихотворениях Бунин называл Россию «блудницей», писал,
обращаясь к народу: «Народ мой! На погибель вели тебя твои поводыри». «Испив
чашу несказанных душевных страданий», двадцать шестого января 1920 года Бунины
уехали в Константинополь, оттуда – в Болгарию и Сербию, в конце марта прибыли в
Париж.
В 1921 году в Париже вышел сборник рассказов Бунина
«Господин из Сан‑Франциско» Это издание вызвало многочисленные отклики во
французской прессе. Вот только один из них: «Бунин… настоящий русский талант,
кровоточащий, неровный и вместе с тем мужественный и большой. Его книга
содержит несколько рассказов, которые по силе достойны Достоевского» («Nervie»,
декабрь 1921 года).
«Во Франции, – писал Бунин, – я жил первое время в
Париже, с лета 1923 года переселился в Приморские Альпы, возвращаясь в Париж
только на некоторые зимние месяцы».
Бунин поселился на вилле Бельведер, а внизу амфитеатром
расположился старинный прованский городок Грасс. Природа Прованса напоминала
Бунину Крым, который он очень любил. В Грассе его навещал Рахманинов. Под
бунинской крышей жили начинающие литераторы – он учил их литературному
мастерству, критиковал написанное ими, излагал свои взгляды на литературу,
историю и философию. Рассказывал о встречах с Толстым, Чеховым, Горьким. В
ближайшее литературное окружение Бунина входили Н. Тэффи, Б. Зайцев, М.
Алданов, Ф. Степун, Л. Шестов, а также его «студийцы» Г. Кузнецова (последняя
любовь Бунина) и Л. Зуров.
Все эти годы Бунин много писал, чуть ли не ежегодно
появлялись его новые книги. Вслед за «Господином из Сан‑Франциско» в 1921 году
в Праге вышел сборник «Начальная любовь», в 1924 году в Берлине – «Роза
Иерихона», в 1925 году в Париже – «Митина любовь», там же в 1929 году –
«Избранные стихи» – единственный в эмиграции поэтический сборник Бунина вызвал
положительные отклики В. Ходасевича, Н. Тэффи, В. Набокова. В «блаженных мечтах
о былом» Бунин возвращался на родину, вспоминал детство, отрочество, юность,
«неутоленную любовь».
Как отмечает Е.В. Степанян: «Бинарность бунинского мышления
– представление о драматизме жизни, связанное с представлением о красоте
мира, – сообщает бунинским сюжетам интенсивность развития и напряженность.
Та же интенсивность бытия ощутима и в бунинской художественной детали,
приобретшей еще большую чувственную достоверность по сравнению с произведениями
раннего творчества».
До 1927 года Бунин выступал в газете «Возрождение», затем
(по материальным соображениям) в «Последних новостях», не примыкая ни к одной
из эмигрантских политических группировок.
В 1930 году Иван Алексеевич написал «Тень птицы» и завершил,
пожалуй, самое значительное произведение периода эмиграции – роман «Жизнь
Арсеньева».
Вера Николаевна писала в конце двадцатых годов жене писателя
Б.К. Зайцева о работе Бунина над этой книгой:
«Ян в периоде (не сглазить) запойной работы: ничего не
видит, ничего не слышит, целый день не отрываясь пишет… Как всегда в эти
периоды, он очень кроток, нежен со мной в особенности, иногда мне одной читает
написанное – это у него «большая честь». И очень часто повторяет, что он меня
никогда в жизни ни с кем не мог равнять, что я – единственная, и т д.».
Описание переживаний Алексея Арсеньева овеяно печалью о
минувшем, о России, «погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок». В
поэтическое звучание Бунин сумел перевести даже сугубо прозаический материал
(серия коротких рассказов 1927–1930 годов: «Телячья головка», «Роман горбуна»,
«Стропила», «Убийца» и др.).
В 1922 году Бунин впервые был выдвинут на Нобелевскую
премию. Его кандидатуру выставил Р. Роллан, о чем сообщал Бунину М.А. Алданов:
«…Ваша кандидатура заявлена и заявлена человеком, чрезвычайно уважаемым во всем
мире».
Однако Нобелевскую премию в 1923 году получил ирландский
поэт У.Б. Йитс. В 1926 году снова шли переговоры о выдвижении Бунина на
Нобелевскую премию. С 1930 года русские писатели‑эмигранты возобновили свои
хлопоты о выдвижении Бунина на премию.
Нобелевская премия была присуждена Бунину в 1933 году. В
официальном решении о присуждении Бунину премии говорится:
«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года
Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий
артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный
русский характер».
Значительную сумму из полученной премии Бунин роздал
нуждающимся. Была создана комиссия по распределению средств. Бунин говорил
корреспонденту газеты «Сегодня» П. Нильскому: «…Как только я получил премию,
мне пришлось раздать около 120000 франков. Да я вообще с деньгами не умею
обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с
просьбами о вспомоществовании? За самый короткий срок пришло до 2000 таких
писем».
В 1937 году писатель завершил философско‑литературный
трактат «Освобождение Толстого» – итог продолжительных размышлений на основе
собственных впечатлений и свидетельств людей, близко знавших Толстого.
В 1938 году Бунин побывал в Прибалтике. После этой поездки
он переселился на другую виллу – «Жаннет», где провел в тяжелых условиях всю
Вторую мировую войну. Иван Алексеевич сильно переживал за судьбу Родины и с
восторгом принимал все сообщения о победах Красной армии. О возвращении в
Россию Бунин мечтал до последней минуты, но этой мечте не суждено было
осуществиться.
Книгу «О Чехове» (издана в Нью‑Йорке в 1955 году) Бунину не
удалось завершить. Его последний шедевр – стихотворение «Ночь» – датирован 1952
годом.
Восьмого ноября 1953 года Бунин скончался и был похоронен на
русском кладбище Сен‑Женевьев‑де‑Буа под Парижем.