Карл фон Осецкий родился 3 октября 1889 года в Гамбурге.
Перед фамилией Осецких стоит аристократическая приставка «фон», но ничего
общего с аристократами и прусскими баронами у них не было. Отец, Карл Игнаций,
был простым солдатом, и, отслужив в армии, он до конца жизни работал в конторе
гамбургского адвоката Пределя. Мать Карла, Розалия Мария, происходила из очень
бедной польской католической семьи.
Отец умер, когда мальчику исполнилось всего два года. Семь
лет спустя мать вышла замуж за скульптора Густава Вальтера, чьи социал‑демократические
либеральные взгляды повлияли на мировоззрение Карла. Доктор Предель оказывал
семье Осецких материальную помощь, позволившую Карлу возможность учиться. С
1896 по 1906 год мальчик посещал школу Румбаума в Гамбурге. Плохие оценки по
арифметике, геометрии и алгебре, а также бедность заставили Осецкого отказаться
от мысли продолжать учение.
Опять же при помощи Пределя Карлу удалось в октябре 1907
года поступить на службу помощником секретаря в один из судов Гамбурга. Честно
говоря, то была тяжелая рутинная работа, к тому же и плохо оплачиваемая. В 1909
году Осецкий получил новую более оплачиваемую работу в отделе кадастровых книг,
где прослужил до 1914 года.
19 августа 1913 года Осецкий женился на англичанке Мод Вудс,
феминистке, жившей в Гамбурге и дававшей уроки английского языка. Жена стала
ему верным помощником во всех начинаниях и планах. Они познакомились, когда
Карлу не исполнился двадцать один год, в его родном Гамбурге. Мод вспоминала:
«Он оказался ловким и умным собеседником… Лившиеся потоком слова озаряли его
лицо каким‑то удивительным светом… Он говорил ненавязчиво, располагая к себе,
не выставляя на показ своих богатых знаний… Его большие голубые глаза на худом,
теперь уже не бледном лице открыто смотрели на меня».
Мод происходила из состоятельной и знатной английской семьи,
но без колебаний связала свою жизнь с небогатым и неродовитым гамбуржцем
Осецким.
Гамбург тогда был крупнейшим центром рабочего и
революционного движения. Его особая атмосфера наложила свое влияние и на Карла.
«Мне показалось, – пишет Мод, – что ему знакомы все организации,
ведущие борьбу за освобождение угнетенных и страдающих людей. Несмотря на свою
молодость, он уже поставил перед собой определенную цель: бичевать социальную
несправедливость, где бы она ни проявлялась, и бороться против нее».
Осецкого непреодолимо тянуло к журналистике, к литературно‑публицистической
деятельности. Начиная с 1911 года в различных органах немецкой печати, прежде
всего в либеральной буржуазной газете «Фрейес фольк», появляются статьи,
подписанные инициалами «К.О.». Тематика статей молодого журналиста была самой
разнообразной: культура, актуальные политические, социальные и экономические
проблемы.
Однако особое значение уже в этот период приобрели
выступления журналиста против милитаризма и войны. Первым выступлением Осецкого
против милитаристов была статья «Горе малым сим» в газете «Фрейес фольк» в
апреле 1913 года. Комментируя события Первой балканской войны, Осецкий осудил
милитаризм вообще и прусскую военщину в частности. В том же году появилась
статья Осецкого, критикующая милитаристский приговор одного из судов. За эту
статью автор подвергся нападкам прусского военного министерства.
Тогда же Осецкий принял участие в деятельности буржуазной
пацифистской организации «Демократическое объединение Германии».
Но вот началась мировая война и Осецкий оказался в плену у
официальной пропаганды! Он ошибочно считал царскую Россию единственным
виновником империалистической войны! Он стремится в действующую армию, но из‑за
слабого здоровья его признали негодным к строевой службе. Тем не менее в ноябре
1915 года Карл ушел в армию, где почти до конца войны строил дороги и военные
сооружения.
Однако скоро его взгляды решительно изменились: «Я узнал
войну как она есть не по книгам, а наяву. То, что я видел, подтвердило
правильность моего мнения о войне и оружии. Следует повторить снова и снова,
что в войне нет ничего героического, она несет человечеству лишь ужас и
несчастье». Осецкий перешел к активной антимилитаристской деятельности.
Оставив службу, Осецкий связался с Гамбургским революционным
Советом. Он читал доклады о политическом положении рабочим, солдатам и
матросам, составлял тексты листовок и прокламаций. В Ноябрьской революции 1918
года Осецкий видел начало новой эпохи в германской истории, эпохи свободы,
демократии, подлинного мира. По его мнению, поражение пролетариата стало
роковым событием в германской истории. Спустя десять лет он с грустью писал:
«Революция ныне живет как воспоминание. Многие эпизоды кажутся
неправдоподобными, словно из мира сказок».
То был период неудач, даже рождение дочери Розалинды 21
декабря 1919 года не принесло большой радости. К тому времени Осецкие переехали
на новую квартиру на Гентинерштрассе, с сырыми и темными комнатами. Не могло
быть и речи о том, чтобы взять сюда маленького ребенка. В течение пяти месяцев
дочь оставалась на попечении врачей больницы, а родители могли видеть дочь лишь
каждое второе воскресенье.
Осецкий возобновил свою пацифистскую деятельность, становясь
председателем местного отделения Германского общества мира, и некоторое время
издавал газету «Проводник». В 1920 году председатель общества Людвиг Квидде
предложил Осецкому приехать в Берлин и стать секретарем организации.
Осецкий издавал ежемесячный журнал, был в числе учредителей
движения «Нет войне», а в 1924 году стал редактором иностранного отдела
«Берлинер фольксцайтунг».
Члены редакции «Берлинер фольксцайтунг» стали основателями
новой политической партии. В марте 1924 года была основана республиканская
партия, в состав правления которой вошел Осецкий. Был учрежден и новый печатный
орган – газета «Республика». В отличие от своих друзей Осецкий понимал
неизбежность поражения на предстоящих выборах, ведь республиканская партия
практически была неизвестной избирателям.
Так и произошло. Поражение на выборах означало конец
республиканской партии и ее газеты. 1 июня 1924 года Осецкий приступил к работе
в редакции буржуазного литературного и общественно‑политического еженедельника
«Тагебух».
Прошло еще два года, и Осецкий занял пост редактора в газете
«Вельтбюне», основанной З. Якобсоном. После смерти последнего с 11 октября 1927
года он руководит журналом. Осецкий превратил «Вельтбюне» в издание, которое
злобно ненавидели и в военном министерстве, и в министерстве юстиции, и в
имперском суде в Лейпциге, и в редакциях газет, подобных «Дейче цайтунг».
В 1927 году он опубликовал статью Б. Якоба, в которой
веймарское правительство обвинялось в поддержке полувоенных формирований. По
обвинению в клевете Осецкий был приговорен к тюремному заключению сроком на
месяц.
Это не остановило журналиста, продолжавшего обличать дух
милитаризма, распространявшийся в Германии. В мае 1929 года он опубликовал
статью немецкого летчика Вальтера Крайзера, в которой разоблачалось развитие
военной авиации в нарушение Версальского договора. Осецкого и Крайзера
арестовали за разглашение военных секретов, но суд был отложен.
В 1930 году национал‑социалистическая партия Адольфа Гитлера
завоевала 107 мест в рейхстаге – законодательном собрании Германии. В декабре
того же года фашисты устроили в Берлине беспорядки в связи с демонстрацией
антивоенного фильма по роману Ремарка «На западном фронте без перемен». Осецкий
отметил: «Фашизм выиграл свои выборы… Сегодня он убил фильм, завтра убьет что‑то
другое».
Еженедельник «Вельтбюне» неустанно разоблачал социальную
демагогию нацистов, их лживый «социализм». Осецкий неоднократно указывал, что в
«программе» нацистов нет ни грана социализма. Суть их политики – это «полная
поддержка предпринимателей против рабочих».
Констатируя усилие фашистских тенденций, Осецкий в начале
1931 года с беспокойством писал: «Мы уже сейчас живем в условиях милитаристско‑фашистского
режима».
Суд над Осецким и Крайзером состоялся в 1931 году, и после
закрытого заседания оба они были приговорены к 18 месяцам тюремного заключения.
В мае следующего года Осецкий сам пришел в Тегельскую тюрьму, причем ему
пришлось пройти через толпу почитателей, которые пытались отговорить его от
этого решения. Проведя в тюрьме семь месяцев, Осецкий был освобожден по
рождественской амнистии.
В январе 1933 года Гитлер стал канцлером Германии. Он тут же
начал атаку на демократические учреждения и «врагов государства», причислив к
ним и Осецкого. 7 марта 1933 года вышел из печати номер «Вельтбюне», в котором
читателей информировали об аресте Осецкого. Через несколько дней журнал был
запрещен нацистами.
Осецкий одним из первых попал в концентрационный лагерь
Зонненбург, куда были заключены многие прогрессивные писатели, журналисты и
политические деятели.
Издевательства и унижения, пережитые Осецким в Зонненбурге,
были ужасными. Бывший узник Зонненбурга Фриц Кро свидетельствует: «Высшей
точкой адских пыток было рытье собственных могил во дворе северного крыла
лагеря, производившееся под дулами автоматов штурмовиков…»
15 февраля Осецкого перевели из Зонненбурга в концлагерь
Эстервеген вблизи голландской границы. Эстервеген находился в болотистой, сырой
местности. Здесь здоровье Осецкого, и без того ослабленное в результате болезни
сердца и туберкулеза, стало быстро ухудшаться.
В защиту журналиста выступили многие прогрессивные люди за
пределами рейха. В 1934 году Осецкий был впервые выдвинут на Нобелевскую
премию. Его кандидатуру поддержали многие ведущие ученые и люди культуры.
Непосредственно к Нобелевскому комитету в Осло обратился знаменитый немецкий
писатель‑антифашист Лион Фейхтвангер. Он напоминал о выдающихся заслугах
Осецкого в борьбе против милитаризма на страницах журнала «Вельтбюне». «Весь
мир знает, что Карл Осецкий подвергается по причине своей преданности делу мира
духовным и физическим пыткам в немецком концлагере. Я полагаю, что трудно найти
более достойного борца за дело мира, чем великий и мужественный немецкий
публицист Карл Осецкий».
27 октября 1935 года послал в Осло письмо в поддержку кандидатуры
Осецкого Эйнштейн: «Формально я не имею права предлагать кандидатуры на
Нобелевскую премию мира. Однако в условиях нашего времени я чувствую, что
совесть повелевает мне написать это письмо Нобелевскому комитету представляется
редкая возможность присуждением премии совершить исторический акт, последствия
которого могут наилучшим образом способствовать решению проблемы мира. Этим
актом будет увенчание премией Карла Осецкого – человека, который своими делами
и своими страданиями, более чем кто‑либо другой, заслужил эту премию».
Среди тех, кто поднял свой голос в защиту Осецкого, был и
крупнейший немецкий писатель‑реалист XX век Т. Манн. Манн называл Осецкого
«мучеником идеи мира», указывал, что присуждение ему Нобелевской премии мира
было бы «великим, свободным, нравственным актом».
В 1935 году премия не вручалась. Присужденная Осецкому в
следующем году премия «почти парализовала германское правительство». Германский
посол в Норвегии выразил в этой связи возмущение, однако норвежский министр
иностранных дел ответил, что Нобелевский комитет независим и правительству не
подчиняется.
Извещение о награждении Осецкий получил в тюремной больнице,
куда был переведен из концлагеря в связи с резким ухудшением здоровья. С учетом
последнего обстоятельства германская пропаганда утверждала, что Осецкий волен
поехать в Осло в любой момент. Однако паспорт ему выдан не был, а позже
началась травля Осецкого как предателя. Правительство заявило, что ни один
немец не станет получать Нобелевской премии, и учредило систему государственных
премий.
Представитель Норвежского нобелевского комитета Ф. Станг в
своей речи отметил, что Осецкий не принадлежит ни к одной политической партии и
не руководствуется партийными предрассудками. По мнению Станга, действия
Осецкого характеризуются «горячей любовью к свободе мысли, верой в
необходимость свободного соревнования во всех областях духовной жизни, широким
мировоззрением, уважением к ценностям других народов и доминирующей над всем
этим идеей мира». Станг подчеркнул также, что Осецкий не просто «символ борьбы
за мир», но скорее «защитник мира».
Осецкий скончался в берлинской больнице 4 мая 1938 года.
После войны одна из улиц Берлина была названа его именем.