Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862
года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать – дочерью
преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась
в городе большим уважением.
До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом
он сам вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения
слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве».
Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его
признанию, провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии.
Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и
правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее,
когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын
поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное
время Морис по‑прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять‑таки
по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в
Сорбонне. Но, вырвавшись из‑под опеки, Метерлинк все свое время посвящал
литературе и музыке.
В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного
писателя‑символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным
поэтом Вилье де Лилль‑Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по
его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и
с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд – вольный перевод книги
фламандского философа‑мистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».
В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в
парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство
невинных».
Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую
фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по‑прежнему
посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не
узнали о его занятиях.
В 1889 году, опять‑таки в Париже, Метерлинк выпустил первую
книгу – сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в
том же году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет
заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную
историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о
поединке героини и злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор
раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба
было появление в парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного
критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал
«самое гениальное произведение нашего времени».
Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему
необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло
сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну
за другой написал несколько пьес «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь
принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Большинство из них были основаны
на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную
развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо.
Герои Метерлинка попадали в самые замысловатые приключения, совершали долгие
путешествия и одерживали победы над силами природы и рока.
Я. Цисарж писал: «К 1900 году Метерлинк создал ряд пьес
(«Слепые», «Пелеас и Мелисанда», «Смерть Тентажиля»), где внутренний мир
человека представлен в виде аллегории. Внешнее действие, поступки персонажей не
столь существенны, они либо фон, либо вообще отсутствуют. Герои его пьес
пребывают в некоем изначально заданном и практически неизменном состоянии,
которое, по мысли автора, и есть искомый символ, «область души», проводник и
свидетель внутренней сути».
А вот характеристика ранних произведений писателя, данная в
книге «Великие писатели XX века»:
«Многозначность символа заложена в основу пьесы М.
Метерлинка «Слепые». Драматург придумывает странную землю – остров в
океане, – населенную незрячими людьми. Блуждая в темноте, страхе и холоде,
слепые ожидают прихода Неизвестного, своего рода мессии, который вызволит их из
мрака. Шаги Неизвестного приближаются, но его видит лишь зрячий ребенок на
руках у самой юной слепой.
Жизнь стариков слепых на острове можно отождествить с
судьбой человеческой цивилизации; океан – образ‑символ смерти; мертвый
проводник проповедует религию, от которой человечество уже отпадает; маяк на
берегу океана – наука; ребенок на руках у слепой – образ‑символ нового,
трансцендентально‑мистического искусства. Такова традиционная дешифровка
образной системы М. Метерлинка; но символ на то и символ, чтобы количество его
трактовок было неограниченным.
Мир символистских произведений М. Метерлинка неуютен,
безотраден, движим воздействием сил, направленных против человека. Источник
этих сил кроется в Неизвестном. Неизвестное может отождествляться у драматурга
с образом смерти («Там, внутри»), иногда является попыткой заполнить вакуум
неверия, возникший в результате отрицания идей христианства».
В 1895 году в одном из гентских театров Морис познакомился с
актрисой Ж. Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и
образованная женщина, которая на протяжении двадцати трех лет совмещала
обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку
необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с
издательствами и режиссерами.
Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк
на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими
трактатами «Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них
стал первый, в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю
человечества.
К началу XX века Метерлинк превращается в крупную фигуру
прогрессивно‑романтической драматургии. Недосказанность, смутное, но постоянное
предчувствие приближающейся трагедии были характерны для раннего Метерлинка.
Позднее в его пьесах начали появляться реалистические краски, герои стали
активнее действовать. Синтез различных стилей и направлений позволил ему
создать такие произведения, как «Монна Ванна» и «Синяя птица» – безусловный
шедевр мировой драматургии.
В драме «Монна Ванна» (1902) Метерлинк впервые перенес своих
героев в ситуацию реально‑историческую, в Италию XV века.
«Нельзя считать, что Метерлинк создал реалистическую драму,
«Монна Ванна» – произведение романтическое с исключительными ситуациями и
исключительными героями, – писал Л. Андреев. – Но как высоко
романтизм поднял героя Метерлинка! Монна Ванна далеко ушла от марионеток первых
драм, она вплотную приблизилась к героям Верхарна. Персонажи «Монны Ванны» не
ждут от неизвестности решения своей участи, а сами вырабатывают принципы своего
поведения.
В «Монне Ванне» изображены «реальные несчастья», при всей
романтической условности обстоятельств. Родина в опасности, город Пиза осажден,
народ голодает, – вот перед какими фактами ставит теперь Метерлинк своих
героев. Он как будто сохраняет любовный «треугольник» – Монна Ванна, ее муж
Гвидо и обожающий Ванну Принчивалле. Но «треугольник» этот отнюдь не
традиционный. Принчивалле командует осаждающими город Пизу войсками, а к тому
же он наемник. Благодаря этому взаимоотношения главных героев сплетаются в
сложный клубок; они со страстью обсуждают не только проблемы любви, но проблемы
долга, отношения к родине.
В горячих дискуссиях (каким далеким кажется теперь «театр
молчания»!) герои вырабатывают высший критерий оценки нравственности – им
оказывается общественный долг, долг перед родиной, перед народом. Монна Ванна
говорит: «Спасение моих сограждан для меня выше всего». Действуя в соответствии
с этим пониманием долга, Монна Ванна и превращается в подлинную героиню, в
олицетворение высшего понимания любви».
В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица»,
которая принесла ему всемирную известность. Философская сказка «Синяя птица» –
уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. «Все
симпатии Метерлинка на стороне бедных, – отмечает Л. Андреев. – Не из
богатого дома, а из хижины дровосека Фея начнет поход за Синей птицей, –
лишь обитателям бедных хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски
символической птицы противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют
романтическую «Синюю птицу» символистской драматургии Метерлинка. Там был
застывший, мертвый мир – здесь все в движении, здесь смысл в поиске, в походе.
Там все было заранее задано, все изначально обусловлено, и человек был
марионеткой в руках идеалистического детерминизма – здесь все впереди, все
зависит от поисков, от инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс
поисков, само движение возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними
новые горизонты».
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего
мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о
своих героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием
«Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
Кроме пьес писатель выпустил несколько критических книг и
сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка
«Бургомистр Стильмонда» (1918), в которой он призывал к сопротивлению против
немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда
писателя в США.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по
литературе «за многогранную литературную деятельность, в особенности за
драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической
фантазией». Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее
вручение.
С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться
в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из‑за
возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное
лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал
в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его
отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой
актрисе Р. Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице
Франции. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще
одну философскую книгу – «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк
изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в
некоторых европейских странах. Он показал превращение людей в механических,
тупых исполнителей чужой воли.
Метерлинк написал много. «Но Метерлинка‑драматурга знают по
«театру смерти», по романтическим пьесам конца прошлого – начала нашего
века, – считает Л. Андреев. – К кануну Первой мировой войны слава
Метерлинка достигла зенита, тогда он был увенчан лаврами Нобелевского лауреата.
Потом он был иждивенцем этой славы.
Из полутора десятков поздних драм Метерлинка мало что
опубликовано, и не случайно. Они звучат как заигранная пластинка, в которой
трудно, а то и невозможно расслышать прелесть некогда созданной мелодии. Без
конца варьируется все тот же мотив жертвенности, самоотверженной любви,
иллюстрируемой ситуациями псевдоисторическими и псевдосовременными, а то и
вовсе искусственными, вымученными. Очень часто жертвенность оказывается
признаком святости, и таковая демонстрируется без всякого стеснения».
В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа.
Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими
войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель
был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он
прожил всю войну. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк
«Пчельник». Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.