«Киплинг обнаружил романтику подвига и подвижничества в
самой гуще современности, – пишут Н. Дьяконова и А. Долинин. –
Провозгласив в пору крушения идеалов и недоверия к героическим возможностям
человека старый, но прочно забытый героический идеал, Киплинг стал одним из
основателей недолговечной, хотя и влиятельной эклектической литературной школы
конца XIX века – так называемого неоромантизма. Его рассказы и стихи, равно как
и произведения его единомышленников – Р. Хаггарда, А. Конан Дойла, У. Хекли и
других, вызвали широкий отклик в самых разных слоях английского общества,
отразившись на уровне массовой беллетристики множеством низкопробных
подражательных боевиков с детективами, преступниками, бравыми моряками и
прочими суперменами – этими штампованными репродукциями киплинговских
мужественных героев. Сами литературные жанры, счастливо избранные Киплингом, в
немалой степени предопределили его успех: короткий рассказ, стилизованный под
французскую или американскую прозу, был воспринят читателями, воспитанными
главным образом на многотомных романах, чуть ли не как революция в
отечественной литературе, а смелое соединение традиционных национальных
поэтических форм с мотивами современного городского фольклора создавало в его
балладах эффект крайней новизны».
Джозеф Редьярд Киплинг родился 30 декабря 1865 года в
индийском городе Бомбее, где его отец, известный скульптор и дизайнер Джон
Локвуд Киплинг, был ректором местной школы искусств. Мать писателя, Алиса
Макдональд, была дочерью известного английского художника Эдуарда Берн‑Джонса.
Она тоже неплохо рисовала и писала рассказы, которые печатались в английских и
индийских журналах.
Как и в других небогатых семействах, дети росли под
присмотром местных слуг, пока не подходило время везти их в Англию – учиться.
Так в 1871 году Редьярда вместе с сестрой отправляют в Англию. Они жили в
частном пансионе. Его хозяйка миссис Холлоуэй часто била мальчика, запирала в
темной комнате и всячески унижала. Вероятно, от этого у него резко ухудшилось
зрение. Он видел теперь так плохо, что мог нечаянно наткнуться на любой предмет
– даже на дерево.
Потом тетя долго укоряла Редьярда за то, что он ей ничего не
рассказывал, но, по словам Киплинга, «дети могут рассказать немногим больше,
чем животные, потому что они все воспринимают как установленное от века».
Позднее Киплинг написал о своих мучениях в рассказе «Мэ‑э, паршивая овца».
В январе 1878 года Редьярда отдали в новую школу «Юнайтед
сервис колледж», основанную группой офицеров индийской службы и англо‑индийских
чиновников. Годы, проведенные здесь, были также нелегким испытанием, но
воспитали у Киплинга убеждение в необходимости порядка и дисциплины, которые он
будет считать основой закона. Позже он не только не осудил атмосферу школы, но
с умилением вспоминал о казарменном рае своей суровой школы и написал о ней
ностальгическую книгу, «Стоки и К°» (1899). Это сочинение навлекло на него
справедливые обвинения в прославлении палочного воспитания и бессердечия
учеников.
Надо сказать, что руководитель школы Кормелл Прайс первым
разглядел в Редьярде прирожденного литератора и, чтобы укрепить его в этой
мысли, устроил литературный конкурс, на котором тот без труда получил первую
премию.
После школы Киплинг возвратился в Индию – определить его в
университет родителям было не по средствам. Редьярд приехал в Лахор, где с 1875
года отец занимал пост директора крупнейшего в Индии Музея национального
искусства. Здесь Редьярд стал корреспондентом «Гражданской и военной газеты».
Так как он оказался в газете единственным сотрудником (кроме редактора), то
работать приходилось по 10–15 часов в сутки. Он работал и репортером, и
корректором, и редактором. Журналистская работа дала Редьярду возможность узнать
Индию и обеспечила его материалом для творчества. Поскольку Киплинг свободно
говорил на языке хинди, он стал едва ли не первым репортером, который
рассказывал об этой стране так, как не мог рассказать никто.
В 1886 году Киплинг выпустил поэтический сборник
«Департаментские песни», в котором изобразил жизнь колониальной администрации.
В 1888 году Киплинг опубликовал первый сборник рассказов «Простые рассказы с
гор», а затем другой – «Баллада о Западе и Востоке». Они принесли ему
известность не только в Индии, но и во всей Британской империи.
«Я хорошо помню, с каким нетерпением открыл его первую книгу
«Простые рассказы»… – вспоминал потом Конан Дойл. – Я прочитал ее с
восторгом и понял не только то, что в литературу пришел новый сильный писатель,
но и то, что появилась некая новая манера в рассказе, весьма отличная от моей –
я ведь изо всех сил старался тщательно отработать и искусно развернуть сюжет.
Но здесь все получалось как‑то само собой, и это безразличие к читателю вдруг
вспыхивало блестящей фразой или абзацем, которые были тем сильнее, чем
неожиданнее. Его рассказы были грубо сделаны, но впечатление производили
огромное – а это ведь самое главное. Я убедился тогда, что писать можно по‑разному,
что существует метод много лучше моего, хотя, быть может, для меня и
недоступный».
В 1889 году, совершив кругосветное путешествие через Дальний
Восток и США, Киплинг прибыл в Англию уже знаменитым писателем.
Редьярду всего двадцать четыре года, а его уже называют
классиком английской литературы и наследником Чарлза Диккенса, отмечая в его
произведениях такой же редкий талант описания местных нравов, душевных
состояний своих героев.
Вся Англия, а потом и весь мир с восхищением внимали каждой
рифме, каждому слову «законченного гения» – так Генри Джеймс называл Киплинга.
К его советам прислушивались короли и полководцы, его портреты украшали
гостиные, а его энергичные строки быстро превращались в пословицы. «Наиболее
влиятельной силой в дни моего студенчества был киплингизм, – вспоминал
десятилетие спустя один из автобиографических героев Герберта Уэллса. – В
середине девяностых годов этот маленький усатый очкарик, который, казалось,
никогда не перестает отчаянно жестикулировать, этот обладатель тяжелого
подбородка, который с мальчишеским энтузиазмом вопил о действенности силы и
лирически восторгался звуками, красками и даже запахами Империи, этот кудесник,
открывший нам мир машин, ветоши, инженеров и младших офицеров и превративший
профессиональный жаргон в поэтический диалект, стал чуть ли не национальным
символом. Он чудодейственно захватил нас, наполнил своими звонкими неотвязными
строчками, заставил сочинять бледные подражания ему, окрасил самый стиль наших
бесед».
В 1902 году Киплинг признался в письме к Р. Хаггарду: «Я
медленно открываю для себя Англию – самую замечательную заграницу, в которой
мне довелось побывать».
Действительно, уже в 1891 году, не прожив в Англии и двух
лет после возвращения из колоний, он отправился в новое путешествие, посетил
Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию.
После женитьбы на Каролине Бейлстир 18 января 1892 года
молодая чета посетила Канаду, США и Японию. Затем молодожены поселились в
американском штате Вермонте, в имении родителей Каролины. Вскоре у них родились
две дочери, которым Киплинг и посвятил книгу своих сказок «Множество затей»
(1893). Но и далее супруги продолжали вести кочевую жизнь. Они скитались из
страны в страну, а на Британских островах появлялись лишь наездами.
В 1894–1895 годах вышли две книги Киплинга с его
собственными рисунками, получившими название «Книги джунглей». (Услышав рассказ
Киплинга об индийских джунглях, детская писательница Мэри Доджи попросила его
написать о них. Киплинг попробовал, так и появились «Книги джунглей».)
«Книги джунглей» имели огромный успех и, по словам Киплинга,
«породили целый зоопарк подражаний», наиболее известное из которых, «Тарзан»,
сделалось своего рода «бестселлером массовой литературы». Но сами по себе
«Книги джунглей» принадлежат большой литературе. Эти произведения сделали
Киплинга едва ли не самым популярным писателем своего времени.
Серьезный конфликт с родственниками жены вынудил писателя
вернуться в Англию. Киплинг поселился в графстве Сассекс, где приобрел
просторный дом с участком земли. Но возвращение писателя в Англию началось с
трагедии – его старшая дочь умерла от воспаления легких.
В 1899 году Киплинг уехал в Южную Африку, где началась англо‑бурская
война. Несколько месяцев он провел в действующей армии, выпускал там военную
газету и посылал в Англию репортажи об этой войне. В то время как весь мир
выступил на стороне буров, Киплинг был целиком на стороне Империи. Это стало
причиной резкого снижения его популярности. Видимо, поэтому, когда все ждали от
него книгу о последней войне, Редьярд написал роман «Ким», в котором описывал
приключения мальчика и буддийского монаха, странствующих по Индии.
«Вопреки распространенному мнению, Киплинг никогда не
отрицал достоинств азиатской культуры, – отмечают Н. Дьяконова и А.
Долинин. – Более того, он терпеливо пытался понять «Закон» Востока,
расшифровать его «код» и даже взглянуть на мир с его точки зрения. Проблема
выбора, с которой сталкивается главный герой его романа «Ким» (1901),
колеблющийся между двумя моделями поведения, восточной и европейской, казалась
ему вполне реальной».
А вот что пишет Ю.И. Кагарлицкий: «В «Киме» Киплинг заложил
один из краеугольных камней своей долговременной славы. Он не следует своей
политической тенденции. Впоследствии даже те его произведения, которые были
написаны «на злобу дня», начали читаться отвлеченно от исторического контекста.
События, на которые откликался Киплинг, перестали волновать людей, отчасти даже
стерлись из их памяти, а стихи и рассказы Киплинга, порожденные этими
обстоятельствами, пережили их. Кто сейчас помнит, скажем, что знаменитое
стихотворение «Пыль» написано в прославление английского солдата, ведущего одну
из самых несправедливых войн в истории этой страны? Разве не читается оно
сегодня просто как великолепное стихотворение о повседневных тяготах войны? В
«Киме» это общечеловеческое начало заложено очень глубоко. Оно составляет его
фундамент».
В 1902 году Киплинг возвратился в Англию и с тех пор
безвыездно жил в своем доме в Сассексе. Теперь он занимался только литературным
творчеством. В том же 1902 году Киплинг выпустил «Сказки просто так», а также
сборник английских легенд и преданий в собственной обработке.
«Особая прелесть новых историй Киплинга, – писал в
своей рецензии Гилберт Кит Честертон, – состоит в том, что они читаются не
как сказки, которые взрослые рассказывают детям у камина, а как сказки, которые
взрослые рассказывали друг другу на заре человечества. В них звери предстают
такими, какими их видели доисторические люди – не как виды и подвиды
разработанной научной системы, а как самостоятельные существа, отмеченные
печатью оригинальности и сумасбродства. Слоненок – это чудик с башмаком на
носу; верблюд, зебра, черепаха – это частицы волшебного сна, смотреть который
совсем не то, что изучать биологические виды».
Ему исполнилось тридцать шесть – середина его жизненного
пути. Однако можно сказать, что к этому времени был исчерпан творческий
импульс, полученный Киплингом в Индии. Конечно, и впоследствии у него
появлялись удачные рассказы и стихи, но лишь от случая к случаю. Когда шесть
лет спустя Нобелевский комитет присудил ему премию за литературу, она была дана
писателю, уже сделавшему почти все, на что он был способен, – в романе, в
рассказе, в поэзии.
Итак, Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе. Ю.А.
Кагарлицкий пишет: «Он подчеркивал, что следует собственным убеждениям, а не
служит кому‑либо. Во время Англо‑бурской войны ему собирались присвоить звание
сэра, но он решительно отказался. Он никогда не принимал никаких
правительственных наград и был в этом отношении непоколебим. Еще в 1899 году
ему предложили орден Бани второй степени – он отказался; в 1903 году – орден
Св. Михаила и Св. Георгия – он опять отказался. В 1917 году премьер‑министр
предложил ему любое отличие, какое он пожелает. Он ответил, что не нуждается в
таковых. До конца жизни он успел еще отказаться от орденов Империи, Чести, «За
заслуги», хотя этим орденом, учрежденным Эдуардом VII, большим любителем
искусства и литературы, награждали выдающихся литераторов. Принять этот орден
его уговаривали все, включая его друга короля Георга V, но безуспешно. Зато
Киплинг всегда без колебаний принимал академические почести. Его не раз
избирали почетным доктором английских и иностранных университетов, а в 1907
году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе, и во всех этих
случаях он не говорил, что хочет остаться «просто Киплингом»».
В Первую мировую войну Киплинг потерял сына Джона и стал все
чаще впадать в депрессию. Только в 1933 году парижский врач обнаружил, что
писатель уже пятнадцать лет страдал язвой двенадцатиперстной кишки. В начале
1936 года Киплинг отправился на излечение в Канны, но не добрался. Ночью 12
января в Лондоне, в гостинице ему стало плохо. Утром его увезли в больницу и
сделали операцию. Однако у него начался перитонит и в 12 часов дня 18 января
1936 года Киплинг скончался.
Похоронили Киплинга в «Уголке поэтов» Вестминстерского
аббатства.