Ирландский драматург Беккет – один из самых известных
представителей авангардной литературы XX века. По насыщенности слова его
сравнивают с Джойсом, а по умению показать тщету и безысходность человеческого
существования – с Кафкой.
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 года в Фоксроке,
пригороде Дублина, в семье предпринимателя. В четырнадцать лет Сэмюэл начал
учебу в школе‑интернате «Портора Ройял» в маленьком городке Эннискиллен в
Северной Ирландии, где занимались в основном мальчики из англо‑ирландских буржуазных
семей. По ее окончании в 1923 году юноша поступил в дублинский колледж Святой
Троицы. Здесь он изучал новейшую литературу, французский и итальянский языки и
был страстным спортсменом. Получив в 1927 году диплом бакалавра, Сэмюэл стал
учителем в Белфасте. После недолгого учительства в Белфасте с 1928 года он
преподавал английский язык и литературу в парижской Высшей Нормальной школе. В
столице Франции он помог своему полуслепому земляку Джеймсу Джойсу в работе над
романом «Поминки по Финнегану».
В 1930 году Беккет вернулся в Тринити‑колледж, где занял
место преподавателя французской литературы. В 1931 году он получил ученую
степень, и в том же году написал эссе о Марселе Прусте. В этом эссе Беккет
сформулировал свои представления об искусстве («восторг одиночества»).
В его жизни наступил период странствий: Беккет поочередно
живет в Лондоне, во Франции, Германии и Италии.
В 1934 году появился в свет первый сборник рассказов Беккета
«Больше кнутов, чем пряников». Ни он, ни последующий роман «Мэрфи» (1938) не
принесли писателю славы.
В 1937 году Беккет решил обосноваться в Париже (год спустя
он был тяжело ранен ножом). Другое событие 1938 года было несравненно
радостнее: Сэмюэл познакомился с будущей подругой жизни, пианисткой Сюзанной
Дешево‑Дюмениль.
В 1940 году Франция оккупирована Германией. Будучи
гражданином нейтральной страны, Беккет мог чувствовать себя в безопасности, но
в 1941 году он присоединился к движению Сопротивления. Когда в 1942 году
гестапо арестовало несколько членов его группы, Беккет вместе со своей подругой
бежал от гестапо в неоккупированную южную Францию, в деревню Руссийон, где
написал малоизвестный роман «Уотт» (опубликован в 1953 году).
В 1945 году Беккет возвратился на родину, но ненадолго, и
вскоре снова оказался во Франции, на этот раз в качестве переводчика
ирландского Красного Креста при военном госпитале Сен‑Ло в Нормандии. Он решил
окончательно обосноваться в Париже.
Между 1946 и 1949 годами писатель написал несколько
рассказов и романов, а также две пьесы: «Элефтерия» и «В ожидании Годо».
Сначала многолетней сподвижнице Беккета Сюзанне Дешево‑Дюмениль
удалось «пристроить» роман «Моллой», который стал первым в трилогии. В нем, как
и в двух других романах, – «Малон умирает» (1951) и «Неназываемый» (1953),
Беккет развивал традиции литературы «потока сознания». Благодаря успеху
«Моллоя», а книга получила восторженный прием у французской критики, издатель
решается выпустить в свет пьесу «В ожидании Годо».
Будучи поставлена в небольшом парижском «Театр де Бабилон» в
январе 1953 года, именно эта пьеса принесла Беккету мировую славу.
Как пишет П. Полоцкий: «Лейтмотивом пьесы стало обычное для
человека и человечества состояние – ожидание перемен, чуда. Мессии. В ожидании
проводят всю свою жизнь двое бродяг – Владимир и Эстрагон. Пространство и время
для них остановились. Дорога и засохшее дерево – символы остановившегося
движения. Повторы одних и тех же движений, жестов, реплик, симметричные сцены
символизируют остановившееся время.
Беккет наполнил пьесу мрачными парадоксами, абсурдистскими
эффектами. Владимир и Эстрагон ожидают Годо, своего спасителя, своего Мессию,
мальчик (посланник Годо) дважды сообщит о его прибытии. Но ясно, что Годо
никогда не придет. Есть подозрение, что и сам Годо существует лишь в
воображении бродяг. Они как будто поражены параличом. Их движения и реплики
заторможены, хотя и не лишены своеобразного абсурдистского юмора.
В пьесе ничего не происходит. Или почти ничего. Иначе
говоря, отсутствует активное действие – обязательный атрибут традиционной
драмы. Учитывая это, драматург вводит в пьесу элементы комедии‑буфф, клоунады.
Дважды появляются странные персонажи – Поццо и Дакки Первый – самодовольный
хозяин, второй – бессловесный раб, носильщик, разгуливающий по сцене на
четвереньках, с петлей на шее. Впрочем, во время второго появления Поццо столь
же жалок, как и его слуга: он ослеп».
Действие большинства пьес драматурга разворачивается в
абстрактной манере. Трагедия человечества доведена Беккетом до абсурда в финале
в пьесе «Эндшпиль» (1957), где изображены последние обитатели Земли. Здесь
показан распад отношений между хозяином Хаммом и его слугой Кловом, которые
находятся в круглой комнате с двумя окнами под самым потолком. Само действие
можно рассматривать как символическое воссоздание распада личности в миг смерти,
когда нарушается связь между ее духовной и физической сущностями человека.
В одноактной пьесе «Последняя лента Краппа» (1958) старик
слушает собственную исповедь, записанную в более ранние и счастливые годы, и
воспринимает свой более молодой голос как принадлежащий совершенному
незнакомцу. В «Счастливых днях» (1961) погребенная в земле женщина находит
надежду в маленьких повседневных вещах, пришедших на память в монологе, который
она мысленно ведет со своим мужем.
В пьесе «Игра» (1963) представлены угасающие сознания трех
персонажей, чьи отношения, определяемые банальным любовным треугольником,
оказались перенесенными в вечность.
Вот что пишет Я. Цисарж об этой пьесе:
«Все уже произошло, и играть уже нечего: все сюжеты,
ситуации, приемы окончательно исчерпаны. Настоящего нет – есть только прошлое,
и действительности тоже нет – есть одни грезы, сны, воспоминания, нет и
конкретных персонажей – только маски, навязанные прежней жизнью. И еще –
бессилье разума, пустопорожние раздумья. Трагично ли это? Или, напротив, некий
выход? Может быть, жизнь полна отчаяния и абсурда лишь до тех пор, пока человек
верит, что может чего‑то достичь? Пока человек надеется, что в состоянии
познать себя, а стало быть, приблизиться к познанию окружающего его мира? И
тогда, отказавшись от этих бессмысленных и бесперспективных притязаний, он
порвет наконец со всем тем, что мы называем виной, надеждой, жертвенностью,
искуплением, совестью и свободой; ему останется лишь его неубывающее
одиночество – но, кто знает, возможно, именно они приведут человека к истинному
освобождению.
В конечном счете все сводится к одному: есть ли хоть какой‑то
смысл в человеческом бытие? И если его нет, к чему вообще что‑то предпринимать?
Может быть, честное признание в том, что жизнь человека и любые его поступки
изначально хаотичны и бесперспективны, и есть единственная возможность
человечества освободиться от этого экзистенциального абсурда? Творчество
Беккета не дает прямого и очевидного ответа на этот вопрос. Очевидно другое:
подвергая сомнению смысл и пользу всякой человеческой деятельности, Беккет тем
самым невольно разрушает или, точнее, призывает к пересмотру основополагающих
принципов, на которые драма опиралась со времен своего возникновения. Вне
всяких сомнений, творчество Беккета открыло новые пути для сценического
искусства».
В 1966 году из‑под пера писателя вышла короткая пьеса
«Приход и уход», в которой действует группа людей, разыгрывающих пантомиму и
произносящих бессодержательные тексты.
Беккет продолжал писать, но уже не так интенсивно, как в
первые послевоенные годы. Он создал несколько пьес для сцены и радио и
прозаические произведения. Его радиопьесы, такие как «Про всех падающих»
(1957), являются образцом соединения звуковых эффектов, музыки и речи. Короткая
телепьеса «Эй, Джо» (1967) использует возможность телекамеры давать наездом
укрупняющий план человеческого лица, равно как и другие особенности малого
экрана. А в киносценарии «Фильм» (1967) выстраивается впечатляющая
последовательность эпизодов, изображающих тщетные попытки человека укрыться от
собственного взгляда.
Беккет жил в Париже, на время работы перебираясь в небольшой
уединенный дом в долине Марны, неподалеку от города. Целиком посвятив себя
творчеству, он избегал всяческой рекламы, никогда не выступал ни по радио, ни
по телевидению и не давал интервью.
В 1969 году Беккет был удостоен Нобелевской премии по
литературе «за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в
которых трагизм современного человека становится его триумфом».
В своей речи представитель Шведской академии К.Р. Гиров
отметил, что глубинный пессимизм Беккета тем не менее «содержит в себе такую
любовь к человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну
мерзости и отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание
не имеет границ».
В это время писатель скрывался от рекламной шумихи и
репортеров в арабской деревушке на севере Африки. Он наотрез отказался от
поездки в Стокгольм на церемонию вручения и от произнесения традиционной
нобелевской речи. Вместо него премия была вручена его французскому издателю Ж.
Линдону.
Со временем писательский мир Беккета стал все более
причудливым и малообъяснимым. Вот что рассказывает П. Полоцкий о произведениях
драматурга семидесятых годов:
«Героиня мини‑трагедии «Звук шагов» (1976) Мэй сомневается в
том, была ли она рождена матерью и, соответственно, жила ли вообще. Персонажи
игры помещены в урны, выделены в темноте сцены перемещающимся лучом прожектора,
и тем не менее они заводят разговор о делах прошлых, о любви, ревности и
ненависти.
В пьесе «Не Я» (1973) авторская фантазия создает двух
персонажей: это говорящий Рот и безмолвно внимающий ему Слушатель. Несколько
пьес под названием «Без слов» представляют собой абсурдистские пантомимы».
В восьмидесятые годы Беккет опубликовал произведения, в
которых люди с раздвоенным «я» говорят сами с собой – например, в «Рокаби»
(1981) и в «Огайской импровизации» (1981).
Более поздние произведения Беккета имели тенденцию к
максимальной насыщенности и краткости. Одна из последних пьес «Кач‑кач» (1981)
длится 15 минут. Подобная краткость есть не что иное, как выражение решимости
Беккета не тратить слов на второстепенные мелочи и сосредоточиться на самом
главном. В одном из своих последних произведений – пьесе «Катастрофа» (1982)
писатель выступил против подавления свободы художника.
Живший последние годы отшельником, Беккет умер в Париже 22
декабря 1989 года.